Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:41, курсовая работа
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок не возможен без денег. Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между различными субъектами: физическими и юридическими лицами, банками, кредитными организациями, государством. Движение денег при выполнении ими своих функций представляют собой денежный оборот.
Денежное обращение является важнейшей составляющей экономики любого государства, в том числе и России. Сложное переплетение разнообразных производственных, инвестиционных и торговых процессов, вложение капитала, формирования и использования кредитных средств обеспечиваются благодаря денежному обращению - движению денег в наличной и безналичной формах. Поэтому тема курсовой работы - "Организация денежного обращения в Российской Федерации" - представляется актуальной и значимой.
Введение……………………………………………………………….….3
1.Теоретические основы денежного обращения…………………….5
1.1 Сущность денежного обращения…………………………………...5
1.2 Структура денежного обращения…………………………………...7
2. Организация денежного обращения в Российской Федерации…9
2.1 Налично-денежное обращение РФ…………………………………..9
2.2 Безналичный оборот в России……………………………………….15
3. Денежная масса и денежное обращение…………………………..37
3.1 Денежная масса………………………………………………………37
3.2 Уравнение обмена……………………………………………………40
3.3 Закон денежного обращения…………………………………………41
3.4 Скорость обращения денег………………………………………….43
Заключение…………………………………………………….…………46
Список литературы………..………………………………….………..48
3.4 Скорость обращения денег
Изменение объема денежной массы определяется не только увеличением количества денег в обращении, но и ускорением их оборота.
Скорость обращения денег - это быстрота их оборота при обслуживании сделок. Показатель скорости обращения денег определяется отношением ВВП к денежной массе (агрегату М2).
Как следует из закона денежного обращения, увеличение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы. [6]
Для анализа степени
обеспеченности экономики денежными
средствами используется показатель,
который носит название коэффициент
монетизации. Он рассчитывается как
отношение среднегодовой
По данным ЦБР [15], скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за первое полугодие 2010 г. на 4,5% (за первое полугодие 2009 г. - на 0,7%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 33,8 до 35,4%.(см.рис.3)
Рисунок 3-Скорость обращения денег,расчитанная по денежному агарегату М2
За январь-июнь 2010 г. объем депозитов организаций и населения в иностранной валюте уменьшился в долларовом эквиваленте на 7,5%, тогда как он возрос на 11,8% за тот же период 2009 года. При этом депозиты организаций снизились на 3,6%, населения - на 11,3% (в первом полугодии предыдущего года - выросли на 10,0 и 13,8% соответственно).
Широкая денежная масса (включающая депозиты в иностранной валюте) за первое полугодие 2010 г. возросла на 6,8% (за аналогичный период 2009 г. ее рост составил 1,7%). Скользящие годовые темпы ее прироста на 1.07.2010 составили 22,2%, тогда как на 1.07.2009 они были равны 7,1%.(см.рис.4)
Рисунок 4-Условные источники изменения широкой денежной массы в 2009-2010гг.
За первое полугодие 2010 г. рост широкой денежной массы составил 1321,2 млрд. руб., при этом чистые иностранные активы банковской системы увеличились на 811,4 млрд. руб., а внутренние требования - на 960,3 млрд. рублей. (За первое полугодие 2009 г. широкая денежная масса возросла на 280,8 млрд. руб. при увеличении чистых иностранных активов на 851,7 млрд. руб., внутренних требований - на 431,3 млрд. рублей.) Рост внутренних требований в большей степени был обусловлен ростом требований к организациям и населению (особенно во II квартале), тогда как чистый кредит органам государственного управления остался практически без изменений.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели основные понятия денежного оборота, представляющего собой движение денежных знаков в наличной и безналичной форме. Далее мы выяснили, что организация денежного обращения в России базируется на ряде основных документов: Конституции РФ, Гражданском Кодексе, положениях ЦБР, а также текущих инструкциях по правилам выполнения наличных и безналичных расчетов.
При наличном денежном обращении:
все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;
банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;
обращение наличных денег служит объектом прогнозирования и планирования;
управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;
организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения.
Несмотря на то, что наличные расчеты занимают в общем денежном обороте меньше места, они имеют большое значение, так как физические лица в основном используют данную форму при расчетах с предприятиями розничной торговли, общественного питания, при оплате текущих счетов.
Но в последнее время население в большей степени стало пользоваться и безналичными расчетами, которые осуществляются при помощи банковских карт (кредитных или дебетовых). Таким способом погашаются различные кредиты, производится оплата коммунальных услуг, оплата за пользование услугами почты, телефонами и интернетом, а также расчеты картами предусмотрены сейчас в крупных супермаркетах.
Основными формами безналичных расчетов на территории РФ являются расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.
Безналичные расчеты также
осуществляются на основе ряда принципов,
которые четко выполняются
Российская Федерация заинтересована в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу старения, и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства. Безналичные расчеты лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денег.
В экономически развитых странах доля безналичных расчетов достаточно велика (до 90% всех расчетов), и Россия тоже стремится выйти на данный путь развития.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский кодекс РФ (глава 46. Расчеты)
2. ЦБР: Положение о
правилах организации
3. ЦБР: Положение о
безналичных расчетах в
Научные и периодические издания:
4. Гладкий В. Словарь нумизмата. - М.: Центрполиграф, 2006.
5. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. проф.О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.
6. Деньги. Кредит. Банки:
Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков,
Н.М. Зеленкова, Н.Д.
7. Ионов В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития / В.М. Ионов // Деньги и кредит. 2007. №4.
8. Малахова, Н.Г. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособ. / Н.Г. Малахова, - Ростов н/Д: Феникс, 2007. 9. Салов, А.И. Экономика: конспект лекций / А.И. Салов. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
10. Финансы, деньги, кредит: Учебник для вузов / Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2000.
11. Юров, А.В. Социологическое исследование как инструмент управления наличным денежным обращением / А.В. Юров // Деньги и кредит. 2008. №10.
12. Юров, А.В. Наличные
и электронные средства
Электронные ресурсы:
13. Экономический словарь [электронный ресурс] // // http://economy. polbu.ru
14. Зона закона [электронный ресурс] // // http://zonazakona.ru
15. Центральный банк
Российской Федерации [
16. Правовое регулирование [электронный ресурс] // http://lawtoday.ru
17. Энциклопедия "Википедия" [электронный ресурс] // // http://wikipedia.org
18. Консультант плюс [электронный ресурс] // // http://base. concultant.ru
Приложения
Приложение 1
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 января 1998 г. N 14-П
Утверждено
Советом директоров Банка России
протокол от 19.12.97 N 47
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм. Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999 N 488-У,
от 31.10.2002 N 1201-У)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Положение о правилах
организации наличного
1.2 Настоящее Положение
обязательно для выполнения
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ
2.1 Организации, предприятия,
учреждения независимо от
2.2 Наличные денежные
средства, поступающие в кассы
предприятий, подлежат сдаче в
учреждения банков для
Денежная наличность сдается
предприятиями непосредственно
в кассы учреждений банков или
через объединенные кассы при
предприятиях, а также предприятиям
Государственного комитета Российской
Федерации по связи и информатизации
(Госкомсвязи России) для перевода
на соответствующие счета в
Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
2.3 Прием денежной наличности
учреждениями банков от
2.4 Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
При этом могут устанавливаться
следующие сроки сдачи
для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
для предприятий, которые
в силу специфики своей деятельности
и режима работы, а также при
отсутствии вечерней инкассации или
вечерней кассы учреждения банка
не могут ежедневно в конце
рабочего дня сдавать наличные денежные
средства в учреждения банков или
предприятия Госкомсвязи
для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.
Наличные деньги, принятые
от физических лиц в уплату налогов,
страховых и других сборов, сдаются
администрациями и сборщиками этих
платежей непосредственно в учреждения
банков или путем перевода через
предприятия Госкомсвязи
2.5 В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно - кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020
"Расчет на установление
предприятию лимита остатка
По предприятию, в состав
которого входят подразделения, не имеющие
самостоятельного баланса и счетов
в учреждениях банков, устанавливается
единый лимит остатка кассы с
учетом этих структурных подразделений.
Лимит остатка кассы
По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
Информация о работе Организация денежного обращения в России