Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:12, курсовая работа
Цель данной работы заключается, в том чтобы дать анализ особенностей пенсионной реформы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определить предпосылки к развитию пенсионной реформы.
2. Рассмотреть сущность пенсионной реформы Российской Федерации и выделить ее особенности и современное состояние пенсионной системы.
3.Выявить проблему пенсионной реформы в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Особенности проведения пенсионной реформы в Р.Ф………………
1.1 Предпосылки к развитию пенсионной системы………………….................
1.2 Сущность и современной пенсионной реформы……………………..
1.3 Финансовые особенности пенсионной системы в РФ…………………….
Глава 2. Анализ проблем пенсионной системы России и пути их решения…………………………………………………………………………..
2.1 Недостатки в ходе проведения пенсионной реформы………………..
2.2 Проблемы пенсионной реформы ………………….................................
Глава 3. Оценка современного состояния пенсионного обеспечения в Российской Федерации……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Достаточно
радикальное изменение
Закон РФ № 173-ФЗ изменил режим предоставления пенсий по условиям труда. Предусматривается постепенный перевод основной части в профессиональные пенсионные системы с финансированием по дополнительному тарифу, что позволит Пенсионному фонду РФ ликвидировать статьи расходов, не обеспеченные страховыми взносами.
Учитывая, что пенсионная реформа затронула интересы нескольких поколений граждан, то большое внимание в данном Законе уделено переходному периоду, в течение которого будут выходить на пенсию застрахованные в системе государственного пенсионного страхования лица, имеющие комбинированный стаж работы как в условиях старого (Закона РФ № 340-1), так и нового (Закона РФ № 173-ФЗ) законодательства. Для обеспечения сохранности и объективной оценки их пенсионных прав предусмотрена специальная схема их конвертации. Статьей 2 Закона РФ № 173-ФЗ определены важнейшие понятия, являющиеся новыми для российского законодательства.
В новом Законе сохраняются старые нормы о праве выбора пенсии(при наличии права на одновременное получение трудовых пенсий нескольких видов) и а праве на получение двух пенсий в соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ. Люблин Ю. З. О реализации федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».// Аналитический вестник Совета Федераций Федерального Собрания РФ. - 2002. - №13. - С.36-37.В период после начала пенсионной реформы развития системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов и степени доверия к ним населения. Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обеспечения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.
В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается комбинированная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:
В процессе реформирования необходимо провести изменения нормативных правовых актов по вопросам индивидуального учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. Система персонифицированного учета должна соответствовать требованиям, связанным с введением условно-накопительных и именно накопительных счетов граждан в механизм финансирования пенсий. Одновременно требуется конкретизировать подходы к реформированию льготных пенсий с использованием накопительных механизмов. (Соловьев А.К. Право социального обеспечения. - М.: Юнити. - 2005. - С.98.)
Программа реформирования предполагает формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных счетов граждан, при которых более продолжительная работа и соответственно сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно увеличивать для получателя ее ежемесячный размер. Такая система стимулов должна учитывать не только финансовые интересы пенсионной системы, но и изменение ситуации на рынке труда. Важно также, чтобы предлагаемые стимулы не превращались на деле в систему экономического принуждения пожилых людей к продолжению активной трудовой деятельности вопреки их возможного желанию.
Предлагаемая в Программе модель государственного
пенсионного обеспечения с поэтапным
введением накопительных элементов обеспечивает
сбалансированность доходов и обязательств
Пенсионного фонда Российской Федерации
в течение всего переходного периода (до
2020г.) без увеличения базовой ставки страховых
взносов в Пенсионный фонд (Азарова Е.Г.
Новое в пенсионном обеспечении. - М.: Академия.
- 2003 - С.29.)
Основными особенностями, обеспечивающими в прогнозе стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходный период, являются:
- реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;
- определение
размера пенсионных выплат в
зависимости от величины
- учет
прогнозируемой
- обеспечение
разграничения обязательств по
финансированию страховых
- законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет средств федерального бюджета;
- повышение
собираемости страховых
- частное финансирование с 2005 г. вновь назначаемых трудовых пенсий на накопительной основу. (Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования. - Финансы и статистика. - 2004. - С.43.)
В долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции. Одновременно тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постоянное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических условиях. Предлагается следующая последовательность увеличения накопительного элемента тарифа по государственному пенсионному страхованию: 2000 г. -1%; 2003 г. - 3%; 2006 г. - 5%; 2009 г. - 7%. Указанное повышение будет достигнуто путем перераспределения в пределах установленного страхового тарифа в пользу накопительной части взносов.
С 2001 г. трудовые пенсии выходящим на пенсию по старости назначаются в рамках системы персонифицированного учета на основе условно-накопительных счетов. В связи с этим основным показателем, на основе которого формируется часть будущей трудовой пенсии, финансируемой на распределительной основе, должен стать размер уплаченных страховых взносов. Учитывая всеобщий характер включения работников и накопительную схему и незначительность накопленных ресурсов для работников, выходящих на пенсию в течение первых 5 лет с момента введения накопительных элементов, предусматривается использовать их на частное финансирование выплат пенсий лишь после 2005. Таким образом, начиная с 2005 года трудовые пенсии для большинства выходящих на пенсию по старости будут состоять из двух частей, назначаемых на распределительной и накопительной основе.
Реформирование государственного пенсионного
страхования не препятствует развитию
добровольного дополнительного обеспечения.
Такое страхование может осуществляться
как за счет средств самих застрахованных,
так и за счет средств работодателей в
рамках коллективных и индивидуальных
трудовых договоров. Формирование системы
добровольного дополнительного пенсионного
обеспечения должно опираться на развитие
и повышение финансовой надежности ныне
действующих негосударственных пенсионных
фондов.
Глава 2. Основные проблемы
пенсионной системы
России и пути их решения
2.1 Недостатки
в ходе проведения пенсионной реформы
По мнению аналитиков Пенсионного фонда, основным признаком,
негативно влияющим на ход пенсионной реформы, может быть ухудшение
демографической ситуации, ставящей под угрозу способность пенсионной
системы выполнять свои обязательства в долгосрочном плане. Бороться с этим предполагалось по двум основным направлениям. С одной стороны, в пенсионную систему был введен накопительный компонент, позволяющий обеспечить хотя бы частичное фондирование будущих пенсий. С другой стороны, в рамках распределительной системы (которая количественно преобладает над накопительной в части сбора денег и пока что полностью доминирует в части выплаты пенсий) была принципиально изменена пенсионная формула, пенсионные права оказались привязаны не к зарплате или трудовому стажу, а к сумме пенсионных взносов, поступающих за работника в Пенсионный фонд России на протяжении его трудовой жизни.
Рассмотрим вопрос о наполнении доходной части бюджета ПФР и его возможности влиять на улучшение материального положения нынешних
пенсионеров.
Если в 2002—2004 гг. бюджет ПФР сводился с
небольшим профицитом, то в 2005-2006 гг. в
Пенсионном фонде появился дефицит. Дефицит
бюджета ПФР продолжает расти, и некоторые
эксперты склонны говорить о финансовом
крахе ПФР к 2010-2020 гг. Вместе с тем, говорить
о финансовом крахе ПФР преждевременно
т.к., пока существует субсидиарная ответственность
государства по долгам ПФР и пока в России
есть значительный профицит государственного
бюджета, финансовый крах ПФР не грозит,
но сама тенденция действительно тревожна.
Для обсуждения проблемы дефицита ПФР
нужно определить, что мы понимаем под
таковым в условиях субсидиарной ответственности
государства. При формальном подходе к
этому вопросу дефицит не кажется значительным,
сумма доходов ПФР по Закону «О бюджете
Пенсионного фонда РФ на 2006 год» (без учета
накопительной части) запланирована в
размере 1 трлн. 463 млрд. рублей, сумма расходов
— 1 трлн. 483 млрд. рублей. Таким образом,
дефицит составляет 20 млрд. рублей, или
около 1,35% от расходной части бюджета.
Это вроде бы немного и не дает оснований
для паники. Однако не следует рассматривать
весь бюджет ПФР целиком, включающий и
социальные пенсии, и пенсии военным, и
ежемесячные денежные выплаты в рамках
монетизации льгот. Для оценки реальной
ситуации, целесообразно рассмотреть
трудовые пенсии и их обеспеченность доходами
ПФР. (Электронный
научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ»260)
2.2
Проблемы пенсионной реформы и пути
их решения
В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве основных задач, на которых необходимо сосредоточиться при формировании и реализации бюджетной стратегии, названо определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. В рамках обеспечения сбалансированности бюджетной системы Президентом отмечено, что, прежде всего, это касается выполнения «обязательств государства в сфере пенсионного и других видов государственного социального страхования» и что особое внимание «следует уделить решению задачи повышения жизненного уровня пенсионеров. В частности, необходимо обеспечить выполнение ранее принятого решения о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера».
Участники слушаний определили несколько ключевых тезисов, которые должны получить отражение при разработке стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. Решение указанных проблем важно для обеспечения экономического и социального развития страны в целом и ее регионов.
Государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений в рамках частно - государственного партнерства, как с участием работодателей, так и самих граждан. Одновременно должно быть обеспечено выполнение государством всех принятых на себя обязательств перед теми, кто уже не может влиять на уровень своего обеспечения в старости – нынешними пенсионерами, в том числе проведение опережающей по сравнению с инфляцией индексации пенсий. При этом размер базовой части трудовой пенсии и социальной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера, определенного на основе современных представлений о социальных стандартах качества жизни населения.
Полноценный эффект от
Информация о работе Оценка современного состояния пенсионного обеспечения в Российской Федерации