Оценка современного состояния пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается, в том чтобы дать анализ особенностей пенсионной реформы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определить предпосылки к развитию пенсионной реформы.
2. Рассмотреть сущность пенсионной реформы Российской Федерации и выделить ее особенности и современное состояние пенсионной системы.
3.Выявить проблему пенсионной реформы в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Особенности проведения пенсионной реформы в Р.Ф………………
1.1 Предпосылки к развитию пенсионной системы………………….................
1.2 Сущность и современной пенсионной реформы……………………..
1.3 Финансовые особенности пенсионной системы в РФ…………………….
Глава 2. Анализ проблем пенсионной системы России и пути их решения…………………………………………………………………………..
2.1 Недостатки в ходе проведения пенсионной реформы………………..
2.2 Проблемы пенсионной реформы ………………….................................
Глава 3. Оценка современного состояния пенсионного обеспечения в Российской Федерации……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Особенности проведения пенсионной реформы в Р.Ф.doc

— 177.00 Кб (Скачать)
 
 

Введение…………………………………………………………………………...

Глава 1. Особенности проведения пенсионной реформы в Р.Ф………………

1.1 Предпосылки  к развитию пенсионной системы………………….................

1.2 Сущность и  современной пенсионной реформы……………………..

1.3 Финансовые особенности пенсионной системы в РФ…………………….

Глава 2. Анализ проблем пенсионной системы России и пути их решения…………………………………………………………………………..

2.1 Недостатки в ходе проведения пенсионной реформы………………..

2.2 Проблемы  пенсионной реформы ………………….................................

Глава 3. Оценка современного состояния пенсионного обеспечения в Российской Федерации……………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Наиболее активно из всех наиболее значимых социально-экономических программ рассматривались вопросы проведения пенсионной реформы. Мнение независимых экспертов и экспертов, представляющих структуры, ответственные за проведение пенсионной реформы совпадают, когда речь заходит о необходимости корректировки пенсионной реформы.

      Вместе  с тем не существует продуманной  программы, направленной на проведение подобной корректировки. Все проводимые мероприятия и принятые до настоящего времени законодательные акты пока что свелись к изменению формулы расчета пенсии, выплачиваемой по линии обязательного пенсионного страхования, а не к реформированию пенсионной системы в целом. При этом уровень жизни пенсионеров вырос незначительно, а финансовая устойчивость ПФР вызывает сомнение в своей функциональности. Условия формирования будущих пенсий также не оптимальны.

     Современная рыночная экономика создает систему  социальной защиты населения, одним  из важных аспектов которой является пенсионное обеспечение. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.

        Особая важность пенсионного обеспечения и его влияние на общественные и политические процессы, определяет политику страны в данной области развития. В России для социального обеспечения населения страны создан государственный пенсионный внебюджетный фонд и сеть негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Пенсионное  обеспечение - базовая и одна из самых  важных социальных гарантий стабильного  развития общества, поскольку оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%)любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население. Тем большее значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки в России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. 80-е и особенно 90-е годы ХХ века - это период массовых реформ пенсионных систем буквально во всем мире. И общее направление, общий смысл этих реформ - переход от широких государственных систем, основанных на массовом коллективном страховании и принципах солидарности поколений, к системам накопительным, основанным на принципе личной ответственности гражданина за свое пенсионное обеспечение и на капитализации тех средств, которые он вносит на индивидуальный пенсионный счет.

         Как подсчитали специалисты, в  мире существуют, чуть ли не 268 различных пенсионных систем, где самые различные формы сочетания накопительных и распределительных моделей. Если взять конец прошлого века, 2000 год, в мире пять стран перешли на полностью накопительную схему, это Боливия, Чили, Сальвадор, Мексика и Казахстан.

Если  с точки зрения самой конструкции  пенсионной системы подходить к  российской пенсионной схеме, то она  имеет свои преимущества. В ней присутствуют составные части, которые есть почти в каждой пенсионной системе. Единственное существенное отличие в том, что пенсионная реформа в России является менее радикальной, чем пенсионная реформа в других странах с переходной экономикой. И это можно считать ее достоинством. Однако уровень пенсионного обеспечения в России крайне низок. В этом ее недостаток.

         Цель данной работы заключается, в том чтобы дать анализ особенностей  пенсионной реформы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Определить  предпосылки  к развитию пенсионной  реформы.

2. Рассмотреть  сущность пенсионной реформы Российской Федерации и выделить ее особенности и современное состояние пенсионной системы.

3.Выявить  проблему пенсионной реформы  в Российской Федерации.

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    1. Предпосылки к проведению пенсионной реформы
 

     Переориентация  российской экономики с жесткой  планово-распределительной стратегии на рыночные отношения и уничтожение монополии государства в экономической сфере, а также низкий уровень пенсионного обеспечения и негативные демографические изменения, происходящие в нашей стране, настойчиво требовали проведения в России пенсионной реформы.

     Существовавшая  пенсионная система, в основе которой  лежали принципы распределения и  солидарности поколений, даже модернизированная, не могла в изменившихся условиях обеспечивать достойный уровень  жизни нынешним и тем более  будущим пенсионерам. Все это обусловило перевод пенсионной системы на страховую основу.

     При этом задача создания в России пенсионной системы, соответствующей новым  социально-экономическим условиям, является сложной и важной одновременно. Повышенное внимание к ней объясняется тем, что она без преувеличения затрагивает интересы всего населения страны: и тех, кто уже получает пенсию, и тех, кому она будет назначена спустя время. При этом неоспоримо, что пенсия – это основа жизнедеятельности любого пенсионера и ее маленький размер – важнейшая социальная проблема1.

     Для определения первоочередных задач  в области пенсионного обеспечения  и достижения общественного согласия по ключевым вопросам реформирования пенсионной системы в феврале 2001 г. был образован Национальный совет  при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе (Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. № 137). В его состав вошли руководители высших органов исполнительной власти, депутаты Государственной Думы, главы субъектов Российской Федерации, а также представители общественных организаций.

     В апреле 2001 г. Национальным Советом и  Правительством Российской Федерации  была одобрена Программа пенсионной реформы, которая определила новые  принципы и направления развития пенсионной системы страны.

     В данной Программе было определено, что пенсионная система должна состоять из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования  и дополнительного пенсионного  страхования и обеспечения. Такая  структура пенсионной системы и  определила содержание проектов основополагающих пенсионных законов, пакет которых был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации летом 2001 г.

     Учитывая  важность проведения пенсионной реформы, данные законопроекты в кратчайшие сроки были рассмотрены Национальным Советом, согласованы между заинтересованными министерствами и ведомствами, общественными организациями и приняты Федеральным Собранием Российской Федерации. В декабре 2001 г. они были подписаны Президентом Российской Федерации.  

     1.2. Сущность и цели проведения пенсионной реформы  

     Реализуемая в настоящее время Программа  пенсионной реформы, равно как и  рассматриваемые предложения по реформе пенсионного обеспечения  на среднесрочную перспективу, определяет государственное пенсионное страхование следующим образом:

     государственное пенсионное страхование является одним  из видов государственного социального  страхования, реализуемого через систему  финансовых, организационных мер  и правовых норм, направленных на гарантированное  государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов.

        Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на материальное обеспечение граждан в случае утраты ими заработка вследствие инвалидности, старости, потери кормильца и других случаев, установленных законодательством.

          Таким образом, государственное пенсионное страхование - это совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих обязательный характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и для других граждан, и обеспечивающих реализацию гражданами права на получение пенсии из средств бюджета государственного пенсионного страхования, формируемого за счет страховых взносов работодателей и граждан. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2002. - №24. - С.47.

         Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми работодателями - с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, живущими и работающими на предприятиях в разных регионах страны, занятых на предприятиях различных отраслей и т.д.

          Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдельные категории граждан из числа главным образом государственных служащих: военные, служащие правоохранительных органов, определенных сфер государственной власти и т.д.

Законодательство  о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положения  Конституции РФ, гарантирующие всем гражданам страны материальное обеспечение при достижении установленного законодательством возраста, а также при утрате работоспособности.

         Пенсионные законодательные акты и нормативные документы, направленные на их реализацию, обеспечивают, с одной стороны, социально-трудовую ориентированность, с другой - экономическую устойчивость системы обязательного пенсионного страхования и ее сбалансированность в рамках рыночной экономики России.

           Реформа пенсионной системы, осуществление которой началось с 1 января 2002 года, - долгосрочная экономическая программа, поскольку предусматривает переход (рассчитана на 15-20 лет) от солидарно-распределительной пенсионной системы, сформированной за 70-летний советский период, к комбинированной пенсионной системе, сочетающей в экономически и социально обоснованных пропорциях распределительные и накопительные элементы. (Соловьев А.К. Комментарий к новому пенсионному законодательству. - М.: Юрайт. - 2003. - С.59.)

Центральное место в системе правовых актов  пенсионной реформы занимают следующие Федеральные законы:

  • «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ;
  • · «О государственном пенсионном обеспечении в РФ » от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ;
  • · «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ;
  • · «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ.

Ключевой  нормативный документ системы законодательных  актов пенсионной реформы - Федеральный  закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, поскольку в нем определены права граждан на государственное пенсионное обеспечение, условия установления и размеры всех видов трудовых пенсий. В связи с его принятием одновременно утратил силу действующий более десятилетия Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340-1, а также Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ, вступивший в силу с 1998 г.   Любые изменения являются относительными и всегда сопряжены с улучшением для одних категорий и ухудшением для других. Проведенная пенсионная реформа - также не исключение: для значительного контингента пенсионеров и застрахованных лиц ее положение повлекли за собой существенные ограничения пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионеров. Однако данным Законом предусмотрено, что во всех случаях эти изменения не могут повлечь за собой каких-либо ухудшений материального положения нынешних пенсионеров, пенсия которым назначена по условиям «старого» Закона РФ № 340-1.

Информация о работе Оценка современного состояния пенсионного обеспечения в Российской Федерации