Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических, методических, практических основ и понятий кредитных отношений, анализа кредитоспособности кредитополучателя – физического лица и проведение оценки кредитоспособности (платежеспособности) на практическом примере.
В процессе написания работы решались следующие задачи:
- характеристика понятий и сущности потребительского кредитования, платежеспособности и кредитоспособности;
- постановка цели и задач анализа кредитоспособности (платежеспособности) кредитополучателя;
- рассмотрение основных методических подходов к оценке платежеспособности;
- изучение зарубежного опыта;
- изучение методики анализа кредитоспособности кредитополучателя - физического лица в ОАО «АСБ Беларусбанк».
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы потребительского кредитования………………….. 5
1.1. Понятие и роль потребительского кредита………………………………. 5
1.2. Сущность потребительского кредита…………………………………….. 10
2. Оценка платежеспособности заемщика - физического лица……………… 14
2.1 Понятие платежеспособности……………………………………………… 14
2.2. Методика определения платежеспособности физических лиц, в том числе зарубежный опыт………………………………………………………… 15
2.3 Порядок получения и погашения кредитов физическими лицами в ОАО «АСБ Беларусбанк»……………………………………………………………... 19
3. Анализ кредитоспособности физического лица в ОАО
«СБ «Беларусбанк»……………………………………………………………... 24
Заключение………………………………………………………………………. 31
Список использованных источников…………………………………………... 33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Теоретические основы потребительского кредитования………………….. |
5 |
1.1. Понятие и роль потребительского кредита………………………………. |
5 |
1.2. Сущность потребительского кредита…………………………………….. |
10 |
2. Оценка платежеспособности заемщика - физического лица……………… |
14 |
2.1 Понятие
платежеспособности……………………………… |
14 |
2.2. Методика определения платежеспособности физических лиц, в том числе зарубежный опыт………………………………………………………… |
15 |
2.3 Порядок получения и
погашения кредитов |
19 |
3. Анализ кредитоспособности
физического лица в ОАО |
24 |
Заключение…………………………………………………… |
31 |
Список использованных источников…………………………………………... |
33 |
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы является актуальной, так как в настоящее время в сфере кредитования физических лиц наблюдается рост потребности в получении кредита. В свою очередь, у коммерческих банков появляется проблема, а именно, оценка платежеспособности потенциального ссудозаемщика. Методика оценки платежеспособности несет очень важную роль в деятельности коммерческого банка, так как она позволяет выявить кредитный риск банка, надежность предполагаемого заемщика и соответственно получит ли коммерческий банк прибыль от проведенной операции. В связи с этим возникает потребность в нахождении наилучшего метода определения платежеспособности заемщика, в целях уменьшения уровня кредитного риска, которому подвержены все участники банковского сектора. Наличие такого риска и его зависимости от многочисленных факторов, находящихся, прежде всего, в сфере деятельности кредитополучателя, предопределяют необходимость выбора банком системы экономических показателей, с помощью которых можно оценить способность заявителя выполнить свои обязательства. Проблема выбора совокупности количественных и качественных показателей, характеризующих возможности кредитополучателя получила название проблемы определения кредитоспособности.
В современных условиях кредитоспособность, а в ее рамках – платежеспособность, кредитополучателя представляет собой способность к совершению сделки по предоставлению кредита на условиях возвратности, срочности, платности, или другими словами, способность к совершению кредитной сделки.
В процессе управления кредитным риском банки используют совокупность критериев и показателей, рассмотрение и анализ которых позволяет сделать вывод об уровне кредитоспособности (платежеспособности) кредитополучателя. Конкретный набор показателей, в разных банках неодинаков, и видоизменяется в процессе развития кредитных отношений.
Постоянное совершенствование системы кредитования населения в условиях роста межбанковской конкуренции является для банка необходимым условием формирования его общественного имиджа как универсального кредитного учреждения, а также служит дополнительным источником дохода от проведения кредитных операций с физическими лицами. Эта сфера отечественного банковского бизнеса, несмотря на интенсивное развитие в последние годы, все еще обладает огромными резервами роста. В этом смысле показателен пример западных стран, где отношение кредитов населению и предприятиям приближается к показателю 50:50.
В работе будет рассмотрен анализ платежеспособности физических лиц.
Объектом исследования является ОАО «СБ Беларусбанк», имеющий большой опыт кредитования на белорусском банковском рынке. В рамках данной работы изучалась методика оценки кредитоспособности физических лиц, используемая ОАО «СБ Беларусбанк».
Предмет исследования – изучение теоретических вопросов потребительского кредитования и платежеспособности заемщика-физического лица, в том числе в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является изучение теоретических, методических, практических основ и понятий кредитных отношений, анализа кредитоспособности кредитополучателя – физического лица и проведение оценки кредитоспособности (платежеспособности) на практическом примере.
В процессе написания работы решались следующие задачи:
- характеристика понятий и сущности потребительского кредитования, платежеспособности и кредитоспособности;
- постановка цели и задач анализа кредитоспособности (платежеспособности) кредитополучателя;
- рассмотрение основных методических подходов к оценке платежеспособности;
- изучение зарубежного опыта;
- изучение методики анализа кредитоспособности кредитополучателя - физического лица в ОАО «АСБ Беларусбанк».
При написании работы использованы научные исследования и разработки российских ученых О.И.Лаврушина, Г.Н.Белоглазовой, И.В.Сарнакова и других.
В процессе написания работы были использованы следующие методы: сравнения, анализа, метод абсолютных и относительных величин, наглядного изображения результатов анализа (графический метод).
Кредит – категория
историческая. Как и любое общественное
отношение, он имеет свою историю, отражающую
развитие экономических связей в
обществе. Возникнув как случайное
явление, кредит расширял сферу своего
функционирования, становился объективной
необходимостью, выражающей постоянные
связи между участниками
В настоящее время особой
актуальностью обладает сфера потребительского
кредитования. Данный институт нуждается
в глубоком научном изучении, в
том числе с целью дальнейшего
совершенствовании его
Рынок потребительского кредитования - один из самых динамично развивающихся рынков в Республике Беларусь, при том, что в настоящее время вопросы потребительского кредитования, включая проблемы снижения банковских рисков в сфере розничного бизнеса, проблемы возвратности кредитов, защиты интересов и прав сторон договора потребительского кредита, остаются неурегулированными. Несмотря на то, что Гражданский кодекс Республики Беларусь содержит нормы, посвященные регулированию отношений по договорам займа и кредита, а их отдельные аспекты регламентированы банковским законодательством Республики Беларусь, приходится констатировать, что на сегодняшний день не существует специальных нормативных актов в области потребительского кредитования, которые бы полностью отражали его специфику.
В связи с этим представляется
необходимым принятие закона
«О потребительском кредите», ориентированного
на повышение социальной ответственности
банковского бизнеса.
Кредит выступает как передача во временное пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме. При этом кредитные отношения проявляются в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых отличаются значительным многообразием. Сущность же кредита всегда устойчива и неизменна независимо от специфики проявления, всегда сохраняет черты, присущие экономическим отношениям, лежащим в основе кредита.
Субъектами кредитных отношений могут быть в принципе любые юридически самостоятельные хозяйственные субъекты и дееспособные физические лица, вступающие в отношения по поводу временного заимствования стоимости в денежной или товарной форме. Специфика кредитного отношения заключается в том, что его субъекты выступают кредиторами и заемщиками и в качестве таковых обладают характерными чертами.
Кредитор - это субъект кредитного отношения, предоставляющий стоимость во временное пользование. Заемщик - субъект кредитного отношения, получающий ссуду.
Под потребительскими кредитами понимаются кредиты, предоставляемые физическим лицам (потребителям) в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [4, с. 592].
Потребительский кредит представляет собой процесс отсрочки платежа за потребительские товары, предоставляемые торговым предприятием или же процесс выдачи потребителю банковской ссуды, нужной на покупку необходимых товаров или услуг.
Особенности потребительского кредита:
1. Предоставляется в рублях и только гражданам Республики Беларусь;
2. Учитывая общую тенденцию к старению банковских клиентов, кредиты предоставляются как молодым гражданам, включая студентов, так и пожилым людям;
3. К потребительским кредитам относятся кредиты, предоставляемые населению, в том числе кредиты на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные кредиты, кредиты на неотложные нужды, на образование, оказание услуг и на прочие потребности, имеющие целью их удовлетворение посредством необходимого дополнительного финансирования;
4. Необходимость кредитов вызвана
не только удовлетворением потребительских
нужд населения, но и интересами производителей
с целью обеспечения непрерывности процесса
воспроизводства при реализации
товаров [17].
5. Играет важную роль в социально-экономической жизни страны:
- развитие потребительского кредита способствует расширению покупательского спроса на услуги, товары длительного пользования, ускоряя их реализацию и увеличивая доходную часть федерального бюджета;
- государство имеет возможность определять реальную социальную политику (повышение культурно-образовательного уровня населения, помощь молодым семьям, материальная поддержка переселенцам, беженцам и др.)
6. Предоставляется как в денежной, так и в товарной форме. В денежной форме кредит выдается населению в основном кредитными организациями. Товарную форму имеет кредит, предоставляемый населению торгующими организациями в виде приобретения товаров длительного пользования и проката предметов потребления - с рассрочкой платежа;
7. Значительную роль в реализации потребительского кредита играют коммерческие банки. Покупая кредитные контракты у различных предпринимателей, они осуществляют косвенное кредитование. Развитию косвенного кредитования способствуют методы продажи и характер спроса на товары длительного пользования. Большинство покупателей приобретают товар, а затем оформляют финансовые обязательства. Это выгодно и продавцам, которые предлагают товары в кредит, чтобы увеличить товарооборот, а из-за ограниченных финансовых средств обращаются за ссудами в коммерческие банки для покрытия дебиторской задолженности по предоставленным кредитам.
Классификация потребительских ссуд заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему и так далее [12].
По субъектам кредитной сделки (по облику кредитора и заемщика) различают:
- банковские потребительские ссуды;
- ссуды торговых организаций населению;
- потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи и другие);
- личные или частные потребительские ссуды, предоставляемые частными лицами;
- потребительские ссуды заемщикам от организаций, в которых они работают.
По срокам кредитования потребительские
кредиты подразделяются на краткосрочные
(до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные
(свыше 5 лет).
В зависимости от способа предоставления потребительские кредиты делятся на целевые и нецелевые (на неотложные нужды, овердрафт и другое).
По обеспечению различают кредиты необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием).
Главная причина, по которой банк требует обеспечение, - риск понести убытки в случае нежелания или неспособности заемщика погасить срок полностью, что и послужило началу экономического кризиса. Обеспечение не гарантирует погашение кредита, но уменьшает риск, так как в случае ликвидации банк получает преимущество перед другими кредиторами в отношении любого вида активов, которые служат обеспечением банковского кредита.
По методу погашения кредиты делятся на погашаемые единовременно и кредиты с рассрочкой платежа.
Кредиты без рассрочки платежей имеют важную особенность: по таким кредитам погашения задолженности и процентов осуществляется единовременно. Примером таким кредитов могут служить так называемые бриджинг - кредиты, которые выдаются для покупки нового дома частным лицом в сумме разницы стоимости нового и старого дома владельца.
Информация о работе Оценка платежеспособности заемщика - физического лица