Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение денежно-кредитной политики НБ как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь.
Используемые методы исследования: количественный и качественный анализ, сравнительный метод, детализация, синтез.
Исследования и разработки: в работе исследовался Национальный банк, определены его основные цели и функции, структура органов управления НБ РБ,
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………..6
1.1.Экономическая роль центральных банков……………………………….6
1.2.Цели и функции Национального Банка Республики Беларусь………………………………………………….10
2.ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………………….16
2.1. История образования Национального Банка Республики Беларусь и формирование банковской системы ………16
2.2. Административно-правовая структура Национального Банка Республики Беларусь…………………………...20
3.ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..…………………………….27
3.1.Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Беларусь, ее анализ, проблемы и пути совершенствования……………………………………………………………..27
3.2. Организация платежной системы Национального Банка Республики Беларусь: проблемы и тенденции развития………………………………………………………………………….44
Заключение .......…….47
Список использованных источников ….50
Таким образом, в завершающем квартале 2010 г. банковской системе в целях достижения параметров, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики, предстоит уделить основное внимание следующим направлениям работы:
— увеличению ресурсной базы, уставного фонда и нормативного капитала;
— привлечению в банковские депозиты средств населения, прежде всего в белорусских рублях;
— кредитной поддержке реального сектора экономики, прежде всего экспортных, инновационных и импортозамещающих проектов;
— содействию привлечению иностранных инвестиций в экономику страны;
— проведению продуманной и взвешенной процентной политики;
— эффективному управлению качеством активов;
— соблюдению нормативов безопасного функционирования.
3.2 Платежная система Республики Беларусь
В соответствии со статьями 25, 32 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441–3 одной из основных целей деятельности Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк) является организация эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
В рамках достижения этой цели Национальный банк осуществляет управление функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние платежной системы Республики Беларусь.
Национальный банк определяет правила, сроки и стандарты проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах и ответственность за их нарушение.
Национальный банк ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам. Национальный банк вправе использовать этот архив для статистической и иной обработки, а также для подтверждения операций, осуществленных при проведении межбанковских расчетов.[32]
Межбанковские расчеты в Республике Беларусь осуществляются в системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка (далее – АС МБР). BISS (Belarus Interbank Settlement System) – система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени осуществляются расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных системах (по сделкам купли–продажи ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, по операциям с использованием банковских пластиковых карточек). Обязательным условием для осуществления расчетов через систему BISS является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.[15]
Функции оператора АС МБР выполняет Расчетный центр Национального банка Республики Беларусь (далее – Расчетный центр). Расчетный центр имеет право электронной цифровой подписи электронных сообщений, создаваемых в результате проведения межбанковских расчетов, а также право дополнительного удостоверения электронной цифровой подписью исполненных электронных платежных документов.
Режим работы системы BISS определяется графиком приема и обработки системой BISS электронных платежных документов и электронных сообщений (далее – график системы BISS). С декабря 2009 года в соответствии с графиком системы BISS продолжительность операционного дня системы BISS установлена с 9.00 до 17.30 часов. При этом продолжительность операционного времени для приема клиентских платежей составляет период с 09.00 до 16.30. В выходные и праздничные дни система BISS не работает.
Межбанковские расчеты в системе BISS осуществляются с учетом следующих принципов:
- разделение платежного потока на электронные платежные документы Национального банка, срочные электронные платежные документы и несрочные электронные платежные документы;
- обработка электронных платежных документов в режиме реального времени;
- проведение межбанковских расчетов по срочным электронным платежным документам, включая электронные платежные документы Национального банка на дебетование корреспондентских счетов банков в соответствии с законодательством Республики Беларусь, на валовой основе в пределах денежных средств на корреспондентских счетах банков;
- проведение межбанковских расчетов по несрочным электронным платежным документам с использованием взаимозачета с учетом суммы резерва, устанавливаемого банками для осуществления расчетов по несрочным электронным платежным документам.
- отражение суммы каждого электронного платежного документа по корреспондентскому (межфилиальному) счету банка (Национального банка) индивидуально в полном размере платежа;
- наличие технологической возможности комплексного управления состоянием корреспондентских счетов, включая мониторинг состояния расчетов и использование предоставляемых Национальным банком инструментов поддержания ликвидности. .[17]
Банк–отправитель на основании оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь платежных документов от своего имени формирует электронные платежные документы и передает их в систему BISS. Передача электронных платежных документов в АС МБР производится банками и Национальным банком равномерно в соответствии с графиком системы BISS непосредственно после списания денежных средств со счетов клиентов либо со счетов по учету собственных платежей. В формируемых для передачи в систему BISS электронных платежных документах банками–отправителями указывается статус: "Срочный" или "Несрочный".
При отсутствии (недостаточности) денежных средств на корреспондентском счете банка–отправителя срочные электронные платежные документы помещаются в очередь ожидания средств. Очередь ожидания средств по срочным электронным платежным документам формируется в зависимости от времени их поступления и с учетом приоритетов. В случае недостаточности суммы резерва и (или) отсутствии встречных электронных платежных документов несрочные электронные платежные документы помещаются в очередь ожидания средств для обработки в следующем сеансе взаимозачета. Обработка несрочных электронных платежных документов из очереди ожидания средств осуществляется независимо от времени их поступления.Банк–отправитель может отозвать электронный платежный документ из очереди ожидания средств по срочным и несрочным электронным платежным документам путем передачи в систему BISS электронного сообщения.
В системе BISS допускается перевод несрочных (срочного) электронных платежных документов в срочные (несрочный) посредством направления банком–отправителем в систему BISS соответствующих электронных сообщений на присвоение им приоритета.
Межбанковский расчет в системе BISS является окончательным и не подлежит аннулированию после изменения состояния корреспондентских (межфилиального) счетов банков (Национального банка).
Банки–получатели на основании электронных платежных документов банков–отправителей, дополнительно удостоверенных электронной цифровой подписью Расчетного центра, отражают операции по корреспондентскому счету банка и субкорреспондентским счетам филиалов (отделений) банка Республики Беларусь, зачисляют денежные средства на счета клиентов либо на счета по учету собственных средств банка–получателя в кратчайшие сроки в течение текущего операционного дня банка. .[32]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На рубеже 80-х - 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы, характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц.
Национальный Банк республики Беларусь - основной финансово-кредитный институт Республики Беларусь, выполняющий функции центрального банка республики, находящийся в ее собственности, он подотчетен Парламенту Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
В ходе рассмотрения данной темы в курсовой работе можно сделать вывод, что лидирующее место в банковской системе Республики Беларусь занимает Национальный банк Республики Беларусь, основными целями которого является:
- кредитно-денежное регулирование экономической системы РБ;
- поддержка общей экономической политики Правительства РБ;
- обеспечение устойчивости официальной денежной единицы РБ.
Проводимое Национальным банком денежно-кредитное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства. Действия Национального банка Республики Беларусь должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, обеспечение социально-экономического развития страны, увязаны с бюджетно-налоговой политикой, прогнозом платежного баланса Республики Беларусь.
Конечными целями денежно-кредитного регулирования являются:
- достижение устойчивых в среднесрочном периоде темпов экономического роста;
- существенное снижение темпов инфляции; уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса за счет опережающих темпов роста экспорта по сравнению с импортом;
- обеспечение роста инвестиций.
Для создания условий по достижению этих целей необходимо средствами денежно-кредитной политики обеспечить:
-поддержание темпов роста денежной массы в тесной связи с темпами роста реального сектора экономики;
-рост иностранных активов банковской системы республики;
-положительные значения реальных процентных ставок;
-стабильную динамику валютного курса белорусского рубля.
Для достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, количественных и качественных параметров целесообразно реализовать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики, который представляет собой концептуальные направления и подходы к достижению стратегических и тактических целей обеспечения темпов роста экономики страны, снижения темпов инфляции и безработицы, недопущения отрицательного сальдо торгового баланса на основе комплексного и гибкого применения инструментов денежно-кредитной политики (учетной ставки, порядка проведения операций на открытом рынке, норм обязательных резервов, политики в области валютного курса, обязательных экономических нормативов) и системы мер по повышению эффективности функционирования банковской системы.
Деятельность Национального банка в 2009-2010 гг была направлена на достижение основных целей и выполнение возложенных на него в соответствии с законодательством функций центрального банка страны. Принятые в 2009-2010гг. меры денежно-кредитной политики, а также бюджетной и других составляющих макроэкономической политики позволили минимизировать влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику и банковский сектор Республики Беларусь, обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность в стране.
Наряду с обеспечением необходимой стабильности белорусского рубля поддержана ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта, что в определенной мере компенсировало влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию.
Национальный банк, осуществляя денежно-кредитную политику, воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков. Тем самым он добивается расширения или сокращения кредитования экономики, чем достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
Национальный банк – это единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
Осуществляя деятельность, Национальный банк получает доходы и несет расходы. Свои функции Национальный банк реализует через осуществление активных и пассивных операций.
Активы Национального банка возросли за период 2007-2009 гг. на 77,2768924%,т.е. на 11637,9 млрд.руб.
Обязательства Национального банка в 2007 г. составляли 14250 млрд.руб. Это на 11983,8 млрд.руб меньше, чем в 2009 г.
Доходы Национального банка на 1 января 2010 г. - 1676,2 млрд.руб., т.е. на 284,89093% больше по сравнению с 2007 годом.
Расходы Национального банка за три года увеличились и достигли 1598,6 млрд.руб.
Прибыль Национального банка на 1 января 2010 г. составила 77,6 млрд.руб., что на 61,3 млрд.руб больше, чем в 2007 г.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Важнейшими результатами выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики в январе — сентябре 2010 г. стали:
— поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых значений;
— повышение доступности кредитных ресурсов для нефинансового сектора экономики при обеспечении привлекательности сбережений, расширение кредитной поддержки банками экономики;
— рост активов и нормативного капитала банковского сектора;
— надежное и безопасное функционирование платежной системы
За счет взвешенной процентной политики сохранено доверие вкладчиков к банкам, что выразилось в росте сбережений населения в форме банковских депозитов.
Вклады населения стали одним из основных источников увеличения ресурсов банков и использования их для кредитования экономики. Оказанная банками кредитная поддержка явилась важным финансовым ресурсом для поддержания производственной деятельности белорусских организаций, обеспечила их инвестиционную активность как потенциальную основу для экономического роста. Приоритетами в развитии банковского сектора являлись повышение устойчивости его функционирования, расширение состава и улучшение качества банковских услуг. Обеспечивалось эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы. Дальнейшее развитие получила национальная система безналичных расчетов.
Информация о работе Национальный банк РБ-центральный банк страны