Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение денежно-кредитной политики НБ как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь.
Используемые методы исследования: количественный и качественный анализ, сравнительный метод, детализация, синтез.
Исследования и разработки: в работе исследовался Национальный банк, определены его основные цели и функции, структура органов управления НБ РБ,
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………..6
1.1.Экономическая роль центральных банков……………………………….6
1.2.Цели и функции Национального Банка Республики Беларусь………………………………………………….10
2.ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………………….16
2.1. История образования Национального Банка Республики Беларусь и формирование банковской системы ………16
2.2. Административно-правовая структура Национального Банка Республики Беларусь…………………………...20
3.ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..…………………………….27
3.1.Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Беларусь, ее анализ, проблемы и пути совершенствования……………………………………………………………..27
3.2. Организация платежной системы Национального Банка Республики Беларусь: проблемы и тенденции развития………………………………………………………………………….44
Заключение .......…….47
Список использованных источников ….50
В свою очередь в состав департаментов входят несколько отделов и управлений. Так, департамент монетарных операций объединяет депозитарий и управления операций с ценными бумагами и реализации монетарной политики; департамент банковского надзора состоит из отдела регистрации и лицензирования и управлений методологии пруденциального надзора, организации надзора, инспекции, информационно-аналитического. Организационная структура и штатное расписание департаментов Национального банка утверждаются Председателем Правления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом директоров. Выполняемые подразделениями функции отражают функции Национального банка в целом. К примеру, Юридический департамент осуществляет разработку и проведение общей правовой политики Национального банка, прогнозирование правового обеспечения банковской деятельности; Департамент монетарных операций регулирует ликвидность банковской системы и кредитных отношений, проводит процентную политику. [26]
Законодательством Республики Беларусь, касающимся основ службы в государственном аппарате (о государственной службе), установлен статус служащих Национального банка. [10,с.379]
Условия найма, увольнения, оплаты труда, права и обязанности служащих Национального банка определяются Советом директоров Национального банка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Служащие Национального банка согласно перечню должностей, утверждаемому Советом директоров Национального банка, не имеют права:
иметь и (или) приобретать лично либо через посредников акции (доли) банков или небанковских кредитно-финансовых организаций;
занимать должности в банках, небанковских кредитно-финансовых и иных организациях на условиях штатного совместительства.
Работники Национального банка, имеющие статус государственного служащего, могут получать кредиты только в Национальном банке.
На служащих Национального банка распространяется действие актов законодательства Республики Беларусь, определяющих правила кредитования граждан Республики Беларусь.
Отдельные категории служащих Национального банка согласно перечню, утверждаемому Советом директоров Национального банка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежат обязательному страхованию.
Отдельные категории служащих Национального банка согласно перечню, утверждаемому Советом директоров Национального банка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право на ношение форменной одежды, а также по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь - на ношение и хранение оружия. [2]
Национальный банк действует в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными актами, настоящим Уставом.
Как механизм, исключающий преграды для финансирования государственного сектора, была проведена разработка и принят Банковский кодекс, который должен определил: систему и статус распорядительных банковских органов, их полномочия в отношении коммерческих банков; статус и степень независимости Национального банка; порядок создания и прекращения деятельности кредитно-финансовых организаций, в том числе порядок формирования уставного фонда; права и обязанности кредитно-финансовых учреждений, их кредиторов, вкладчиков и клиентов; ответственность кредитно-финансовых учреждений; регламентацию процедуры их санации и банкротства; правовые нормы по страхованию вкладов и т. д. Важно определить меру участия Национального банка в бюджетном процессе. Необходимо усилить взаимосвязь кредитной политики с общеэкономической политикой государства, преодолеть дезинтеграцию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной сфер. Бюджет, налоги, кредит, фондовый рынок, цены, приватизацию, целесообразно связать в единый механизм, активно воздействующий на процессы воспроизводства. [2]
Национальный банк в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка и Совета директоров Национального банка), обязательные для выполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.
Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь. [21]
Нормативные правовые акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты Национального банка направляются в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в порядке и сроки, определенные законодательством.
Нормативные правовые акты, принятые (изданные) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления, направляются в этот центр органом, указанным первым в числе принявших (издавших) нормативный правовой акт, если иное не установлено законодательством.
Нормативные правовые акты Национального банка вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.
Нормативные правовые акты Национального банка после их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официального опубликования печатаются в периодическом печатном издании Национального банка.
Таким образом, Национальный банк – это единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
Осуществляя деятельность, Национальный банк получает доходы и несет расходы. Свои функции Национальный банк реализует через осуществление активных и пассивных операций. Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
3.Денежно-кредитная политика и организация платежной системы как основной функции НБ Республики Беларусь
3.1 Денежно-кредитная политика НБ РБ, ее анализ, проблемы и пути совершенствования
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. [22]
Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
Конечными целями денежно-кредитного регулирования являются: достижение устойчивых в среднесрочном периоде темпов экономического роста;
- существенное снижение темпов инфляции; уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса за счет опережающих темпов роста экспорта по сравнению с импортом;
- обеспечение роста инвестиций.
Для создания условий по достижению этих целей необходимо средствами денежно-кредитной политики обеспечить:
-поддержание темпов роста денежной массы в тесной связи с темпами роста реального сектора экономики;
-рост иностранных активов банковской системы республики;
-положительные значения реальных процентных ставок;
-стабильную динамику валютного курса белорусского рубля.
Активы Национального банка на 1 января 2010 г. составили 26 697,9 млрд. рублей и увеличились за отчетный год на 11 740 млрд. рублей (на 78,5 процента). Активы баланса включают следующие статьи:
- наличные денежные средства в иностранной валюте - 317,2 млрд.
- рублей (1,2 процента в активах);
- драгоценные металлы и драгоценные камни - 1 288,2 млрд. рублей (4,8 процента в активах), из них размещенные на депозитных и корреспондентских счетах в банках-нерезидентах - 774,1 млрд. рублей;
- вложения в ценные бумаги - 601,6 млрд. рублей (2,3 процента в активах), из них ГДО - 601,5 млрд. рублей;
- средства, размещенные в банках, - 19 737,7 млрд. рублей (73,9 процента в активах) за вычетом созданного резерва на возможные потери в сумме 423,9 млрд. рублей, из них:
- кредиты банкам - 8 325,3 млрд. рублей, в том числе предоставленные в порядке рефинансирования для поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь - 8 310,6 млрд. рублей;
- средства в иностранной валюте, размещенные Национальным банком на депозитных счетах в банках-нерезидентах, - 5 208 млрд. рублей;
- средства, размещенные в банках-нерезидентах по операциям РЕПО, - 4 722,8 млрд. рублей;
- кредиты и иные операции с клиентами - 804,1 млрд. рублей (3 процента в активах), из них задолженность Правительства по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, - 415,6 млрд. рублей, активы, переданные в доверительное управление, - 207 млрд. рублей;
- долгосрочные финансовые вложения - 2 229,4 млрд. рублей (8,4 процента в активах), из них в сельскохозяйственные организации - 1 882,4 млрд. рублей;
- основные средства и нематериальные активы - 485,2 млрд. рублей (1,8 процента в активах);
- прочие активы - 1 234,5 млрд. рублей (4,6 процента в активах), из них сумма изменений справедливой стоимости (переоценка) производных финансовых инструментов - 860,4 млрд. рублей. [19]
По итогам работы за 2009 год Национальным банком получены доходы в сумме 1 676,2 млрд. рублей, произведены расходы в сумме 1 598,6 млрд. рублей, прибыль составила 77,6 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом доходы Национального банка возросли на 938,3 млрд. рублей (в 2,3 раза), расходы - на 906 млрд. рублей (в 2,3 раза).
Национальным банком в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2009 год“ 80 процентов полученной прибыли перечислено в республиканский бюджет (62,1 млрд. рублей). Прибыль, остающаяся в распоряжении Национального банка и подлежащая распределению, составляет 15,5 млрд. рублей.
Анализ денежно-кредитных отношений, состояния валютного рынка, платежного баланса, банковского сектора и платежной системы во взаимосвязи с экономическим и социальным развитием страны показывает, что Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь в целом обеспечено выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980).
Основными направлениями развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009г. предусмотрены следующие перспективы (табл. 3.1) [28]:
Таблица 3.1
Показатели деятельности Национального банка и банков на 2009г.
Показатели | Прогноз на 01.01.2009г. | |
1 | 2 | |
Индекс потребительских цен, % декабря к декабрю Инфляция, % Изменение официального обменного курса по отношению к российскому рублю, % Официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США, рублей за 1 доллар США Прирост широкой денежной массы, % Прирост активной рублевой денежной массы (денежного агрегата М1), % Прирост рублевой денежной базы, % Прирост международных резервных активов Республики Беларусь, млн.долларов США Ставка рефинансирования, % Процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам, % Процентные ставки по вновь привлекаемым срочным депозитам, % Прирост собственного капитала банков, % Прирост ресурсной базы банков, % Прирост объемов депозитов юридических лиц, % Прирост объемов депозитов физических лиц, %
|
107-109 7-9 плюс 2 – минус 2
2100-2200 23-31 24-29 26-30
475-525 8-10 11-13 8-10 13-17 22-28 19-31 29-34
| |
Прирост объем долгосрочной задолженности, % Прирост объем краткосрочной задолженности, % Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, % Доля проблемной задолженности в задолженности клиентов и банков по кредитным операциям Прирост требований банков к экономике, % Выдача банками долгосрочных (инвестиционных) кредитов экономике, трлн.руб. Рентабельность капитала банков, % Рентабельность активов банков, %. Среднегодовой параметр доступности клиентов к автоматизированной системе межбанковских расчетов, % от ее дневного фонда рабочего времени | 22-30 20-28 не более 4,5
не более 2,5 21-29 3,6-3,8 11 1,8
не ниже 99 |
Информация о работе Национальный банк РБ-центральный банк страны