Национальный банк РБ-центральный банк страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение денежно-кредитной политики НБ как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь.
Используемые методы исследования: количественный и качественный анализ, сравнительный метод, детализация, синтез.
Исследования и разработки: в работе исследовался Национальный банк, определены его основные цели и функции, структура органов управления НБ РБ,

Содержание

1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………..6
1.1.Экономическая роль центральных банков……………………………….6
1.2.Цели и функции Национального Банка Республики Беларусь………………………………………………….10

2.ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………………….16
2.1. История образования Национального Банка Республики Беларусь и формирование банковской системы ………16
2.2. Административно-правовая структура Национального Банка Республики Беларусь…………………………...20

3.ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..…………………………….27
3.1.Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Беларусь, ее анализ, проблемы и пути совершенствования……………………………………………………………..27
3.2. Организация платежной системы Национального Банка Республики Беларусь: проблемы и тенденции развития………………………………………………………………………….44

Заключение .......…….47

Список использованных источников ….50

Работа содержит 1 файл

Нац Банк РБ.doc

— 470.00 Кб (Скачать)

 

 

В период с 2010 до 2012 г. предполагается решение следующих задач [22]:

-              недопущение годовой инфляции выше 5 %;

-              создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений — специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д.);

-              формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы.

-              достижение свободной конвертируемости белорусского рубля на национальном и внешних валютных рынках.

Основной вектор преобразований в денежно-кредитной политике Республики Беларусь — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам.

Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.

В целом денежно-кредитная политика будет проводиться и четком соответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и повышение благосостояние населения.

Денежно-кредитная политика проводилась с учетом складывающейся в условиях мирового финансово-экономического кризиса макроэкономической ситуации. Монетарная политика была направлена на сохранение макроэкономической и финансовой стабильности как важнейшего условия достижения параметров экономического и социального развития страны, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 459 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9979), Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 года «О республиканском бюджете на 2009 год» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 288, 2/1546).

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.

1. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.

2. В последние годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. После перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. - 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза) [17].

Таким образом, отметим, что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой политики.

В то же время курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.

Опережающие темпы кредитования в национальной валюте являются объективным подтверждением ее укрепления и расширения использования в хозяйственном процессе. За январь-июнь 2006 г. прирост валовых кредитов в иностранной валюте составил всего 2%, тогда как валовые кредиты в белорусских рублях за тот же период увеличились на 17,6%.

Хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики.

Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси [17, с.88].

Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства.

Осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений.[17, с. 93].

 

Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 год

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2010 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год разработаны с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении Программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 ”Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 1/8268).[19]

Важнейшими результатами выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики в январе — сентябре 2010 г. стали:

— поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых значений;

— повышение доступности кредитных ресурсов для нефинансового сектора экономики при обеспечении привлекательности сбережений, расширение кредитной поддержки банками экономики;

— рост активов и нормативного капитала банковского сектора;

— надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Макроэкономическая ситуация в январе — сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. характеризовалась ускорением темпов роста объемов производства и потребления.

Увеличение внутреннего и внешнего спроса позитивно сказалось на темпах роста ВВП. Объем ВВП в январе — сентябре 2010 г. составил 116,6 трлн. руб., или 39,3 млрд. долл. США. В сопоставимых ценах он увеличился на 6,6%, тогда как в январе — сентябре 2009 г. наблюдалось сокращение ВВП на 0,3%.

Существенно сократились запасы готовой продукции. Если в январе — сентябре 2009 г. соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства составляло 77,8%, то в январе — сентябре 2010 г. оно снизилось до 54,2%.

Истекший период 2010 г. характеризовался также замедлением темпов инфляции. Прирост индекса потребительских цен в сентябре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. составил 6,8%, что соответствует среднемесячному темпу инфляции 0,7%. За аналогичный период прошлого года индекс потребительских цен увеличился на 7,9% (0,8% в месяц).

Сложившийся уровень инфляции приблизительно соответствует темпам инфляции в соседних государствах. Так, по сравнению с декабрем 2009 г. потребительские цены в сентябре 2010 г. в России выросли на 6,2%, Украине — на 7,4%, Казахстане — на 5,2%.

На ситуации во внешней торговле в значительной степени отразились темпы восстановления деловой активности и экономического роста в странах — основных торговых партнерах. По предварительным данным платежного баланса, объем экспорта товаров и услуг в фактических ценах в январе — августе 2010 г. составил 18,3 млрд. долл. США, что на 19,3% больше, чем в аналогичном периоде 2009 г.

Объем импорта товаров и услуг в январе — августе 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличился на 16,3% и составил 21,9 млрд. долл. США. Таким образом, сальдо внешней торговли товарами и услугами в январе — августе 2010 г. сложилось отрицательным в размере 3,6 млрд. долл. США. Это близко к уровню отрицательного сальдо внешней торговли аналогичного периода прошлого года — 3,5 млрд. долл. США.

Состояние внешней торговли и платежного баланса в целом определило ситуацию на внутреннем валютном рынке. Его оборот за январь — сентябрь 2010 г. уменьшился относительно аналогичного периода прошлого года на 37,6% и составил 64,8 млрд. долл. США.

Соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке характеризовалось сохранением определенного дисбаланса. В целом за 9 месяцев, без учета операций Министерства финансов, спрос на иностранную валюту превысил предложение на 3,9 млрд. долл. США.

Основным фактором сохранения чистого спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке в январе — сентябре 2010 г. явилось несоответствие спроса и предложения по операциям с иностранной валютой субъектов хозяйствования — резидентов. На этом сегменте рынка объем чистой покупки иностранной валюты за январь — сентябрь 2010 г. составил 4 млрд. долл. США против 3 млрд. долл. США в январе — сентябре 2009 г.

Со стороны других участников внутреннего валютного рынка имела место чистая продажа иностранной валюты.

Так, объем чистой продажи иностранной валюты населением за январь — сентябрь 2010 г. составил 8 млн. долл. США. Для сравнения, в аналогичном периоде 2009 г. имела место чистая покупка физическими лицами иностранной валюты в эквиваленте 848,6 млн. долл. Позитивным изменениям динамики операций населения на внутреннем валютном рынке способствовало сохранение привлекательных условий для сбережений в национальной валюте.

Нерезидентами в январе — сентябре 2010 г. на чистой основе было продано иностранной валюты на сумму 7 млн. долл. США, банками — 132,6 млн. долл.

Курсовая политика в январе — сентябре 2010 г. обеспечивала устойчивость курса белорусского рубля.

В течение всего отчетного периода стоимость корзины иностранных валют была близка к значению, сложившемуся на начало года.

На 1 октября 2010 г. стоимость корзины иностранных валют составила 1 069,01 руб., увеличившись по сравнению с началом года на 3,2%, при установленном коридоре возможных колебаний в пределах плюс-минус 10%

Динамика обменного курса белорусского рубля к отдельным валютам, входящим в состав корзины, определялась динамикой их взаимных курсов на мировом рынке.

В результате изменений взаимных курсов мировых валют с 1 января по 1 октября 2010 г. курс белорусского рубля снизился к доллару США на 5,1%, до 3010 руб. за 1 доллар США, к российскому рублю — на 4,6%, до 99 руб. за 1 российский рубль. Курс белорусского рубля к евро изменился незначительно, укрепившись на 0,2%, до 4 099,62 руб. за 1 евро.

Было сохранено позитивное воздействие курсовой политики на ценовые условия внешнеторговых операций для отечественных экспортеров. В январе — сентябре 2010 г. индекс реального эффективного курса белорусского рубля снизился по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 7,3%, индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю — на 12%. В сентябре 2010 г. по сравнению с сентябрем 2009 г. индекс реального эффективного курса белорусского рубля снизился на 1,9%, индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю — на 6,1%.

Информация о работе Национальный банк РБ-центральный банк страны