Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение денежно-кредитной политики НБ как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь.
Используемые методы исследования: количественный и качественный анализ, сравнительный метод, детализация, синтез.
Исследования и разработки: в работе исследовался Национальный банк, определены его основные цели и функции, структура органов управления НБ РБ,
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………..6
1.1.Экономическая роль центральных банков……………………………….6
1.2.Цели и функции Национального Банка Республики Беларусь………………………………………………….10
2.ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………………….16
2.1. История образования Национального Банка Республики Беларусь и формирование банковской системы ………16
2.2. Административно-правовая структура Национального Банка Республики Беларусь…………………………...20
3.ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..…………………………….27
3.1.Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Беларусь, ее анализ, проблемы и пути совершенствования……………………………………………………………..27
3.2. Организация платежной системы Национального Банка Республики Беларусь: проблемы и тенденции развития………………………………………………………………………….44
Заключение .......…….47
Список использованных источников ….50
- проблема оттока финансовых ресурсов из регионов через филиальную сеть крупных банков;
- адекватность общему состоянию экономики;
- низкий совокупный капитал банковской системы;
- ограниченный перечень используемых финансовых инструментов;
- слабая защищенность от ряда банковских рисков;
- слабое развитие современных банковских технологий;
- высокий уровень налогообложения и сложность налогового законодательства. [18]
Среди первостепенных мер по реформированию банковской системы страны следует отметить также преодоление избыточного государственного вмешательства в ценообразование, развитие имеющихся предпосылок развития фондового рынка. Следует осуществлять меры со стороны государства, которые позволили бы обеспечить переориентацию значительных сумм валютных средств из обслуживания мелкооптовой торговли в производственный сектор. Для этого необходимо укрепить финансовое состояние банков, резко повысить их надежность и доверие к ним. В свою очередь это предполагает отказ от любых попыток давления на банки с целью направления их ресурсов на высокорискованные и убыточные проекты, вывод банковского надзора на самые современные стандарты.
Развитие кредитных отношений должно сопровождаться адекватным контролем за состоянием банковских рисков. Банки обязаны отслеживать финансовое состояние заемщиков, объективно оценивать риск невыполнения ими своих обязательств и стоимость внесенного залога, формировать в необходимых объемах резервы на возможные потери.
Важным направлением развития кредитных операций банков могут стать: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечный и потребительский кредиты. В то же время на степень коммерческих интересов банков к таким операциям влияют уровень риска, издержки банка, связанные с необходимостью проработки большого количества кредитных заявок и инвестиционных проектов клиентов, а также стоимость ресурсов, привлеченных банком. [16]
С начала реализации Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 – 2010 годы, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2002 г. № 274 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 63, 1/3717) (далее – Концепция), прошло девять, почти уже 10 лет, и уже возможно оценить фактические результаты за этот период и перспективы дальнейшего развития банковской системы. Принятие Концепции и ее реализация способствовали укреплению и развитию банковской системы, повышению ее роли в социально-экономическом развитии страны.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667), определены приоритеты и параметры макроэкономического развития страны, для реализации которых необходимо повысить функциональную значимость и роль банковского сектора в экономике, эффективность проводимой денежно-кредитной политики.
Поставленные на текущее пятилетие задачи по обеспечению высоких и устойчивых темпов экономического роста, повышению уровня благосостояния и качества жизни народа вызвали необходимость уточнения параметров и направлений развития банковского сектора экономики, определения целей денежно-кредитной политики и совершенствования инструментов ее реализации, которые нашли отражение в разработанной Программе развития банковского сектора экономики на 2006 – 2010 годы (далее – Программа).
В Программе определяются цели, задачи и основные направления развития банковского сектора, а также меры по повышению эффективности денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. [23]
Стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь являются повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.
Из вышесказанного очевидно, что развитие банковской системы предполагает расширение состава и объема, улучшение качества банковских услуг, повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные, мировую банковскую и финансовую системы.
2.2.Административно – правовая структура НБ Республики Беларусь
Национальный банк Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. [24,c.68]
К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям, специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище, расчетный центр, детский санаторий "Ружанский".
Полномочия структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением Национального банка Республики Беларусь. [27]
Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления.[27]
Уставный фонд Национального банка предназначен для обеспечения деятельности и выполнения обязательств этого банка. Размер уставного фонда Национального банка – двести пятьдесят миллиардов белорусских рублей.[27]
Национальный банк для обеспечения своей деятельности создает резервный и иные фонды, а также специальные резервы общих банковских рисков. Резервный фонд формируется в размере не менее уставного фонда Национального банка.
Прибыль Национального банка образуется от осуществления им деятельности в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства.[27]
Прибыль Национального банка на 1 января 2010 г. составила 77,6 млрд.руб.,что на 61,3 млрд.руб больше, чем в 2007 г.(табл.2.1) [28]
Показатель | 01.янв.08 | 01.янв.09 | 01.янв.10 | Динамика,млрд.руб. | Тр,% | Тпр,% |
активы, млрд.руб. | 15060 | 14957,9 | 26697,9 | 11637,9 | 177,2768924
| 77,2768924 |
обязательства,млрд.руб | 14250 | 14758,9 | 26233,8 | 11983,8 | 184,0968421
| 84,0968421 |
доходы,млрд.руб. | 435,5 | 737,9 | 1676,2 | 1240,7 | 384,89093
| 284,89093 |
расходы,млрд.руб. | 353,9 | 692,6 | 1598,6 | 1244,7 | 451,7095225
| 351,7095225 |
прибыль,млрд.руб. | 16,3 | 45,3 | 77,6 | 61,3 | 476,0736196 | 376,0736196 |
Источник: собственная разработка на основании Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №257 «Об утвеждении отчета Национального банка за 2008 год» и Указа Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. №274 «Об утвеждении отчета Национального банка за 2009 год».
Свои функции Национальный банк реализует через осуществление активных и пассивных операций.
Активы Национального банка возросли за период 2007-2009 гг. на 77,2768924%,т.е. на 11637,9 млрд.руб.
Обязательства Национального банка в 2007 г. составляли 14250 млрд.руб. Это на 11983,8 млрд.руб меньше, чем в 2009 г.
Доходы Национального банка на 1 января 2010 г. - 1676,2 млрд.руб., т.е. на 284,89093% больше по сравнению с 2007 годом.
Расходы Национального банка за три года увеличились и достигли 1598,6 млрд.руб.
Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.[2]
Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. [2]
Члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. С членами Правления Национального банка заключаются контракты в порядке и на условиях, определенных законодательством. [27]
Председатель Правления Национального банка также назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления Национального банка не более двух сроков подряд. Он руководит деятельностью Правления Национального банка, а также представляет Национальный банк как центральный банк Республики Беларусь.
Полномочия Председателя Правления Национального банка определяются Уставом Национального банка.
Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членов (члена) Правления Национального банка от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:
1. истечения срока полномочий;
2. неспособности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья на основании заключения медицинской комиссии;
3. отставки;
4. ухода на пенсию по собственному желанию;
5. несоблюдения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь и иных обязательных для Национального банка актов законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей;
6. разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну;
7. признания виновным в совершении преступления по приговору суда;
8. совершения виновных действий, которые дают основания для утраты доверия к данному лицу;
9. в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь [24].
Правление Национального банка Республики Беларусь принимает решения в форме постановлений и приказов. Компетенция правления Национального банка Республики Беларусь и порядок созыва заседаний Правления Национального банка Республики Беларусь определяются в Уставе Национального банка Республики Беларусь.[14,с.69]
Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Правление Национального банка принимает решения простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого определяются Уставом Национального банка. [7,с.378]
Совет директоров Национального банка Республики Беларусь – исполнительный орган Национального банка Республики Беларусь, который обеспечивает выполнение банковских функций Национального банка Республики Беларусь как юридического лица. [14,с.69]
Председатель Правления Национального банка является руководителем Совета директоров Национального банка.
Количественный состав Совета директоров Национального банка определяется Правлением Национального банка.
Компетенция Совета директоров Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Совет директоров Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом. [2]
Члены Совета директоров Национального банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.
Совет директоров Национального банка принимает решения простым большинством голосов при условии участия в его заседании не менее семидесяти процентов от численного состава членов Совета директоров Национального банка. [2]
Подразделения центрального аппарата Национального банка (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и экономического анализа; платежного баланса и банковской статистики; внешнеэкономической деятельности; монетарных операций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и департаменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассовых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридический, банковского надзора, валютного регулирования и валютного контроля. Административный блок состоит из департамента администрации и управления кадровой политики, безопасности и защиты информации. [25]
Информация о работе Национальный банк РБ-центральный банк страны