МВФ: направления его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик обуславливает высокий уровень наличия средств у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его ресурсов. В этой связи актуальным предоставляется вопрос о возможных путях привлечения дополнительных средств – за счет увеличения уставного капитала и квот стран-членов или посредством займов на внешних рынках.
Принципиально важным для данной работы является определение направление деятельности МВФ, его роли и места в современной мировой валютной системе.

Содержание

Введение
Глава I: Общая характеристика МВФ
Что под собой подразумевает МВФ
Причины создания и цели МВФ
Структура и функции МВФ
Глава II: Основные направления деятельности МВФ
2.1. МВФ и его место в современной мировой валютой системе
2.2. Роль МВФ в создании архитектуры Мировой Финансовой Системы
2.3. МВФ и глобальные кризисы
Глава III: МВФ и Россия
3.1. Вступление России в МВФ
3.2. Характер взаимоотношений России и МВФ
Заключение
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсач - готовый.docx

— 463.59 Кб (Скачать)

В-третьих, непременным условием членства России и других государств в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно  предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном  балансе, золотовалютных резервах и  т.п.

Кредиты МВФ России обусловлены  выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований.

Первая категория требований МВФ к России – ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничения кредитования государства. В расширении кредитов Центрально банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиления контроля за приростом денежной массы, в частности, ограничение кредитной эмиссия Банка России.

Вторым постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности  и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы в связи с тем, что выявилась  недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации. Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственной приватизации, наиболее важные конкретные условия в рамках данного направления, с выполнением  которых МВФ связывает предоставление России кредитов, таковое:

    • всемерное поощрение частого сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
    • усиление роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
    • полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением нескольких естественных монополий;
    • радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
    • укрепление банковского сектора – уселение эффективности надзора над коммерческими банками со стороны ЦБ, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы; формирование и развитие финансовых рынков, что предполагает создание более действенной правовой и организационной основы для функционирования рынка ценных бумаг, в частности, секретизация долгов предприятия путем введения новых финансовых институтов, в первую очередь стандартизацию векселей; обеспечения для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.

Третья группа условий  кредитов, представляемых МВФ России, - либерализация внешнеэкономической  деятельности. В результате введения внутренней конвертируемости рубля  единственным механизмом регулирования  внешнеторговых операций стал инструментарий собственной торговой политики: лицензирование, количественное ограничение (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные  тарифы. Экспортные тарифы ограничения  использовались с елью сдерживания  чрезмерного вывоза, а в первую очередь энергоносителей и сырья. Импортные тарифы направлены на обеспечение более благоприятных для национальных предприятий ради оживления производства в России. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован [14].

Одним из существенных факторов участия России в МВФ можно  считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Российское правительство подписало соглашение о реструктуризации задолженности, как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредитования. Благодаря этому удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю кредитно- и платежеспособность и международные кредитные отношения без ущерба внешней экономики и национальной денежно-кредитной системы.

С 2000 г. отношения России с МВФ вступили в новый этом, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России, которая послужила формальным основанием для свертывания Фондом финансовой помощи.

В обзоре российской экономики, подготовленной Фондом в 2001 г., отмечалось, что, несмотря на «очень сильный» платежный  баланс России, в течении ближайших трех лет в нем ожидаются «финансовые разрывы» и поэтому страна не сможет обойтись без внешней финансовой поддержки.

Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей  место ранее политической составляющей. России поддерживает отношения с  Фондом в целях использования  механизмов этой организации при  ухудшении внешнеэкономической конъектуры, то есть не исключается возможность получения кредитов МВЫ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.

Для России МВФ прогнозировало рост экономии на уровне 4,3% в 2011 и на уровне 4% в 2010 году после снижения на 7,9% в 2009 году. Инфляция в стране, по прогнозам фонда, составит 6,6% в 2010 году, 7,4 в 2011 году. Кроме того, МВФ ожидает снижения уровня безработицы в стране до 7,5%  с отметками в 2009 году в 8,4% .

Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и  другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду а кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.

 

 

 

Заключение:

За время своего существования  МВФ превратился в подлинно Универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных  отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта  платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть большую роль в реализации решений «Семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, Согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Конечно, как и всякая международная  организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества  национальных, экономических и политических интересов. США лишились возможности  монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовать свою линию поведения с главными государствами  Западной Европы и Японией.

Одновременно в МВФ усиливается  влияние развивающихся стран  Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активно заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и  другие страны СНГ. Из этого потребность  в более эффективном механизме  сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость совершенствования как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических установок.

Продолжается процесс инноваций на финансовых рынках, который открывает широкие возможности, но в то же время создает определенные новые риски. В Фонде продолжается работа над реформами, предусмотренными Среднесрочной стратегией.

Некоторые из наиболее важных преобразований в МВФ касаются функции  экономического наблюдения, или надзора, составляющего основную сферу деятельности Фонда. Внедрение механизма многосторонних консультаций предоставляет Фонду, а также международному сообществу, важный новый инструмент для выработки  согласованных подходов к общим  проблемам.

О результатах взаимоотношений  России с МВФ, можно сказать, что  они неоднозначны. Не подлежит сомнению то, что вступление Росси в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Кроме того, одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ, несомненно, можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности (в первую очередь перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов).

С другой стороны – стало очевидно то, что ряд рецептов МВФ были не адаптированы к реалиям России. Фонд в своих оценках часто  не принимал во внимание индивидуальные особенности страны, подходил к прогнозированию  экономической ситуации чересчур технологично, часто опираясь на разработанные  теоретические модели. 

Международный Валютный Фонд является важным регулятором современной  мировой валютной системы. Его работа тесно взаимосвязана с другими  международными финансовыми организациями. Их совместная деятельность необходима для нормального функционирования экономики как развитых, так и  развивающихся стран. Роль МВФ в  качестве поддержки экономики во время порой непредсказуемых  финансовых кризисов и преодолении  бедности неоценима.

 

 

Приложения

1.Схема организации структуры  МВФ

 

 

 

 

 

2. Приложение «Курс СДР к доллару США» [18]

 

Список литературы

  1. Статьи Соглашений Международного Валютного Фонда, Статья IV
  2. ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ» от 26.04.2007 № 63-Ф3
  3. Ананьев Александр. Противоречивость роли МВФ в современной мировой экономике. // Международная экономика, №5, 2008
  4. Герчикова И.Г. Международные экономические организации – 2001 г.
  5. Горин И.О. МВФ и мировой экономический кризис. // Банковское дело. – 2002. - № 3. – с. 40 – 43.;
  6. Гулейнов Р. А. МВФ и глобальные кризисы. // Сибирская финансовая школа, №4, 2004
  7. Гусейнов Р.А., МВФ и глобальные кризисы. С. 117.
  8. Денисов А. «Финансовая семерка» и МВФ пытаются справится с кризисом. // Антикризисное управление, №2, 2008, С. 43
  9. Долгов С.И., Фрумкин А.Б. О проектах реформирования международной финансовой системы. // Деньги и кредит. 2000, № 6
  10. Жукова Е.Ф.  Деньги. Кредит. Банки // учебник, 2009.
  11. Конвай П.,  МВФ программы кредитования: участие и влияние. // Развитие экономики. 1994, №45, С.36 -Сonway P. IMF lending programs: Participation and impact. Journal of development economics, 1994, No/ 45, p. 36.
  12. Лаврушина О.И.. Деньги. Кредит. Банки // учебник для вузов 2008.
  13. Саркисянц А. Россия в системе мирового долга // Вопросы экономки. — 1999. — №5. — С. 94.
  14. Саркисянц А.Г. МВФ и Россия в меняющемся мире. // Независимая газета. – 2000. №2 
  15. Сердинов Э.М. Архитектура международной финансовой системы. // Банковское дело, № 12, 1999 г. С. 24.
  16. Суэтин А.А., проф., д.э.н. Роль МВФ в создание международной финансовой системе. // Аудитор, №11, 2004 г. С. 51
  17. Issues Brief-A Medium-Term Strategy for the IMF: Meeting the Challenge of Globalization. April 18, 2006. - Тематический обзор - Среднесрочной стратегии МВФ: ответы на вызовы глобализации. 18 апреля 2006.
  18. http://bankir.ru/kurs/sdr-k-dollar-ssha
  19. http://www.imf.org/external/np/sec/memdir/members.aspx
  20. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/#
  21. http://vlasti.net/news/38874
  22. http://rbc.ru/news/fond/

 

 

 

 

 


Информация о работе МВФ: направления его деятельности