Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, курсовая работа
Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик обуславливает высокий уровень наличия средств у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его ресурсов. В этой связи актуальным предоставляется вопрос о возможных путях привлечения дополнительных средств – за счет увеличения уставного капитала и квот стран-членов или посредством займов на внешних рынках.
Принципиально важным для данной работы является определение направление деятельности МВФ, его роли и места в современной мировой валютной системе.
Введение
Глава I: Общая характеристика МВФ
Что под собой подразумевает МВФ
Причины создания и цели МВФ
Структура и функции МВФ
Глава II: Основные направления деятельности МВФ
2.1. МВФ и его место в современной мировой валютой системе
2.2. Роль МВФ в создании архитектуры Мировой Финансовой Системы
2.3. МВФ и глобальные кризисы
Глава III: МВФ и Россия
3.1. Вступление России в МВФ
3.2. Характер взаимоотношений России и МВФ
Заключение
Приложение
Управляющий (директор - распорядитель).
Избранный Исполнительным Советом,
Управляющий МВФ возглавляет
Исполнительный Совет и является
главой персонала организации. Под
управлением Исполнительного
В функции директора-
См. Приложение 1 «Схема организации структуры МВФ»
Деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономической деятельности, что достигается через выполнение организацией следующих основных функций:
Кредит МВФ представляет
собой покупку иностранной
Выпуск специальных прав
заимствования - международных резервных
активов, созданных МВФ в 1969 г. и
периодически распределяемых между
странами-членами
1) международных резервов
наряду с золотом и
2) расчетной единицы, которая
используется МВФ и некоторыми
другими международными
3) валюты фиксации валютного курса в некоторых странах,
4) деноминатора ряда частных финансовых инструментов.
Глава II: Основные направления деятельности МВФ
МВФ является ведущей мировой организацией по международному сотрудничеству в валютной сфере, в которой почти все страны мира работают сообща на благо всех. Главная цель МВФ состоит в сохранении стабильности международной валютной системы - системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам (и их гражданам) покупать друг у друга товары и услуги. Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни.
Все государства-члены МВФ, число которых увеличилось до 185 стран в январе 2007 года с присоединением Черногории, представлены в его Исполнительном совете, который служит форумом для обсуждения национальных, региональных и глобальных последствий их экономической политики.
Основные направления деятельности МВФ включают:
• консультирование государств-членов относительно внедрения мер политики, которые могут помочь предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;
• временное предоставление финансирования государствам-членам с целью помощи в урегулировании проблем платежного баланса, когда имеется недостаток иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам превышают их собственные валютные доходы;
• оказание странам по их просьбе технической помощи и содействия в подготовке кадров, чтобы помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики.
2.1. МВФ и его место
в современной мировой
В целом роль МВФ в современной
системе международных валютно-
Именно с ошибочной политикой МВФ связывают мировой финансовый кризис 1997— 1999 гг. в том числе в определенной степени, и кризис в России в 1998 г. Многие ведущие экономисты и политики упрекают Фонд в том, что он не смог своевременно предвидеть развитие кризисных процессов на мировом финансовом рынке и выявить нестабильность банковских систем ряда стран. Одной из главных причин кризиса в азиатских странах послужила поддерживаемая МВФ политика либерализации внешнеэкономических связей, снятия барьеров для трансграничного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов [3].
Анализируя взаимоотношения МВФ с нашей страной в период с 1992 г. по настоящее время, нельзя дать им однозначную оценку. С одной стороны, положительным эффектом сотрудничества явилась возможность получить кредиты для покрытия бюджетного дефицита и доступ к другим внешним источникам заимствования. Кроме того, функции МВФ в процессе развития отношений с Россией расширились от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности. С другой стороны, многие советы МВФ не во всем отвечали реальному положению дел, сложившемуся в российской экономике. Сроки, отпускаемые Фондом на проведение реформ, также часто устанавливались слишком короткими. Страна с более чем семидесятилетним авторитарным режимом не может провести кардинальные изменения в экономике за полгода. К тому же внешние заимствования не всегда были эффективными и оправданными. В большинстве случаев полученные средства использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга.
Если до 2000 г. наблюдался рост задолженности России перед Международным валютным фондом (примерно 15,3 млрд долл. США на начало 2000 г.), то на сегодняшний день она уже не имеет долговых обязательств перед ним, что позволило отказаться от постпрограммного мониторинга, когда миссия МВФ обследует состояние экономики страны-заемщика не менее двух раз в год. Теперь эксперты МВФ оценивают положение в России один раз в год. [1]
Переход к новой модели экономического роста, который может быть осуществлен в первую очередь за счет диверсификации экономики и расширения инвестиционно-инновационных источников роста при контролируемой инфляции, должен обеспечить России более уверенные позиции в мировой экономике. Инновационное развитие открывает дорогу и к новому характеру взаимоотношений с МВФ уже в качестве не стороннего наблюдателя, а активного игрока на мировом валютном рынке. Как представляется, одно из возможных и перспективных направлений размещения, в частности, средств Стабилизационного фонда - предоставление кредитов нуждающимся странам посредством механизмов МВФ [2]. Данная стратегия позволит России активизировать свои позиции в Фонде как международного кредитора, повысить рейтинги кредитоспособности и уровень доверия к себе и, как следствие, рассчитывать на улучшение инвестиционного климата внутри страны, приток дополнительных инвестиционных ресурсов и дальнейшее развитие и рост экономики.
Мировой финансовый кризис 1997-1999 гг. дал толчок к реформированию международной валютно-финансовой системы и продолжает определять современные тенденции ее развития. Осознают необходимость преобразований и в самом МВФ. Глобализация в XXI веке ставит новые задачи перед мировым сообществом. Международному валютному фонду отводится одна из главных ролей в решении данных задач. В июне 2004 г. управляющим директором МВФ стал Родриго де Рато, провозгласивший пересмотр стратегии и конкретизацию места и роли Фонда в развитии мирохозяйственных связей в условиях глобализации. В результате к традиционным направлениям деятельности Фонда добавились новые: разработка различных стандартов и кодексов как основы мировой финансовой архитектуры, достижение прозрачности информации, оценка и мониторинг финансовых секторов в разных странах мира. События 11 сентября 2001 г. определили еще одно направление деятельности Фонда - борьба с финансированием терроризма и отмыванием денег, полученных преступным путем. Значительно расширились также масштабы деятельности МВФ в странах с низким уровнем национального дохода.
В сентябре 2005 г. Родриго де Рато представил среднесрочную стратегию деятельности МВФ и в апреле 2006 г. несколько скорректировал ее. 1 ноября 2007 г. десятым по счету управляющим директором МВФ стал Доминик Стросс-Кан. В конце ноября 2007 г. он полностью поддержал среднесрочную стратегию МВФ, которая определяет ключевые направления деятельности Фонда на ближайшие 5 лет:
1. Новые направления в надзоре (мониторинге):
Конкретные предложения по повышению эффективности надзора на глобальном уровне включают:
Конкретные предложения по повышению эффективности надзора на уровне отдельных стран включают:
Основу данного направления
деятельности составляет система конкретных
предложений развивающимся
Одна из целей, заложенных в документе ООН «Цели развития тысячелетия» (MillenniumDevelopmentGoals, MDGs), - сокращение в 2 раза основных показателей, характеризующих уровень бедности в мире. МВФ и Всемирный банк ответственны за мониторинг реализации данной цели. В связи с этим одно из направлений деятельности Фонда - упорядочение ожидаемых потоков помощи странам с низким уровнем дохода, возникающих, в том числе в результате ослабления бремени внешнего долга, достижение экономического роста в этих странах и выполнение в конечном итоге «целей развития тысячелетия».
Перераспределение квот и, соответственно, голосов в пользу наименее представленных на настоящий момент в Фонде стран - основа обеспечения легитимности и эффективности МВФ. Однако стоит отметить, что в среднесрочной стратегии МВФ следующей фразой является «Страны с развивающейся экономикой и другие страны должны получить квоты и голоса в соответствии с их весом в мировой экономике», что по сути подразумевает сохранение существующего положения, когда суммарная доля 25 развитых стран составляет свыше 60% общейсуммы квот и именно эти страны определяют основные приоритеты деятельности Фонда.