МВФ: направления его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик обуславливает высокий уровень наличия средств у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его ресурсов. В этой связи актуальным предоставляется вопрос о возможных путях привлечения дополнительных средств – за счет увеличения уставного капитала и квот стран-членов или посредством займов на внешних рынках.
Принципиально важным для данной работы является определение направление деятельности МВФ, его роли и места в современной мировой валютной системе.

Содержание

Введение
Глава I: Общая характеристика МВФ
Что под собой подразумевает МВФ
Причины создания и цели МВФ
Структура и функции МВФ
Глава II: Основные направления деятельности МВФ
2.1. МВФ и его место в современной мировой валютой системе
2.2. Роль МВФ в создании архитектуры Мировой Финансовой Системы
2.3. МВФ и глобальные кризисы
Глава III: МВФ и Россия
3.1. Вступление России в МВФ
3.2. Характер взаимоотношений России и МВФ
Заключение
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсач - готовый.docx

— 463.59 Кб (Скачать)

 

Управляющий (директор - распорядитель). Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет  Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под  управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается  на пять лет и может быть переизбран на последующий срок. Директор-распорядитель  председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением  случаев, когда голоса разделяются  поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя  входит ведение текущих дел и  назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника  юридического отдела, заведующих административной службой и штаб-квартирой фонда.

См. Приложение 1 «Схема организации  структуры МВФ»

 

Деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию  экономической деятельности, что  достигается через выполнение организацией следующих основных функций:

 

    • Надзор - функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению.
    • Финансовая помощь - использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы МВФ состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ, а также ряда заемных средств.

 

Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита - обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе критериев. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом.

    • Техническая помощь - содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.

Выпуск специальных прав заимствования - международных резервных  активов, созданных МВФ в 1969 г. и  периодически распределяемых между  странами-членами пропорционально  их квотам в МВФ. В международной  экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции:

1) международных резервов  наряду с золотом и иностранной  валютой 

2) расчетной единицы, которая  используется МВФ и некоторыми  другими международными организациями,

3) валюты фиксации валютного  курса в некоторых странах,

4) деноминатора ряда частных финансовых инструментов.

 

Глава II: Основные направления деятельности МВФ

 

МВФ является ведущей мировой  организацией по международному сотрудничеству в валютной сфере, в которой почти  все страны мира работают сообща на благо всех. Главная цель МВФ состоит  в сохранении стабильности международной  валютной системы - системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам (и их гражданам) покупать друг у друга товары и  услуги. Это необходимо для обеспечения  устойчивого экономического роста  и повышения уровня жизни.

Все государства-члены МВФ, число которых увеличилось до 185 стран в январе 2007 года с присоединением Черногории, представлены в его Исполнительном совете, который служит форумом для  обсуждения национальных, региональных и глобальных последствий их экономической  политики.

Основные направления  деятельности МВФ включают:

• консультирование государств-членов относительно внедрения мер политики, которые могут помочь предотвратить  или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить  уровень бедности;

• временное предоставление финансирования государствам-членам с  целью помощи в урегулировании проблем  платежного баланса, когда имеется  недостаток иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам  превышают их собственные валютные доходы;

• оказание странам по их просьбе технической помощи и  содействия в подготовке кадров, чтобы  помочь им сформировать базу знаний и  институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики.

 

2.1. МВФ и его место  в современной мировой валютной  системе.

В целом роль МВФ в современной  системе международных валютно-кредитных  отношений является весьма противоречивой. Есть много критиков, негативно оценивающих  деятельность в том, что со временем МВФ претерпел значительные изменения, касающиеся в первую очередь его идеологии. Первоначальная концепция МВФ основывалась на признании того, что рыночный механизм часто не срабатывает, что может вести к массовой безработице и что он сам по себе не может обеспечить финансовые фонды, необходимые странам для восстановления экономики. МВФ опирался на принцип, согласно которому экономическая стабильность требует коллективных действий на глобальном уровне, и признавал необходимость международного давления на страны с тем, чтобы вынудить их проводить более экспансионистскую экономическую политику - такую, как увеличение расходов, снижение налогов или снижение процентных ставок в целях стимулирования экономики. Сегодня же, как правило, МВФ отстаивает верховенство рынка и предоставляет фонды только тогда, когда страны соглашаются проводить политику сокращения бюджетных дефицитов, повышения налогов или процентных ставок, что ведет, наоборот, к сжатию экономики.

Именно с ошибочной  политикой МВФ связывают мировой финансовый кризис 1997— 1999 гг. в том числе в определенной степени, и кризис в России в 1998 г. Многие ведущие экономисты и политики упрекают Фонд в том, что он не смог своевременно предвидеть развитие кризисных процессов на мировом финансовом рынке и выявить нестабильность банковских систем ряда стран. Одной из главных причин кризиса в азиатских странах послужила поддерживаемая МВФ политика либерализации внешнеэкономических связей, снятия барьеров для трансграничного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов [3].

Анализируя взаимоотношения  МВФ с нашей страной в период с 1992 г. по настоящее время, нельзя дать им однозначную оценку. С одной стороны, положительным эффектом сотрудничества явилась возможность получить кредиты для покрытия бюджетного дефицита и доступ к другим внешним источникам заимствования. Кроме того, функции МВФ в процессе развития отношений с Россией расширились от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности. С другой стороны, многие советы МВФ не во всем отвечали реальному положению дел, сложившемуся в российской экономике. Сроки, отпускаемые Фондом на проведение реформ, также часто устанавливались слишком короткими. Страна с более чем семидесятилетним авторитарным режимом не может провести кардинальные изменения в экономике за полгода. К тому же внешние заимствования не всегда были эффективными и оправданными. В большинстве случаев полученные средства использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга.

Если до 2000 г. наблюдался рост задолженности России перед Международным валютным фондом (примерно 15,3 млрд долл. США на начало 2000 г.), то на сегодняшний день она уже не имеет долговых обязательств перед ним, что позволило отказаться от постпрограммного мониторинга, когда миссия МВФ обследует состояние экономики страны-заемщика не менее двух раз в год. Теперь эксперты МВФ оценивают положение в России один раз в год. [1]

Переход к новой модели экономического роста, который может  быть осуществлен в первую очередь  за счет диверсификации экономики и расширения инвестиционно-инновационных источников роста при контролируемой инфляции, должен обеспечить России более уверенные позиции в мировой экономике. Инновационное развитие открывает дорогу и к новому характеру взаимоотношений с МВФ уже в качестве не стороннего наблюдателя, а активного игрока на мировом валютном рынке. Как представляется, одно из возможных и перспективных направлений размещения, в частности, средств Стабилизационного фонда - предоставление кредитов нуждающимся странам посредством механизмов МВФ [2]. Данная стратегия позволит России активизировать свои позиции в Фонде как международного кредитора, повысить рейтинги кредитоспособности и уровень доверия к себе и, как следствие, рассчитывать на улучшение инвестиционного климата внутри страны, приток дополнительных инвестиционных ресурсов и дальнейшее развитие и рост экономики.

Мировой финансовый кризис 1997-1999 гг. дал толчок к реформированию международной валютно-финансовой системы и продолжает определять современные тенденции ее развития. Осознают необходимость преобразований и в самом МВФ. Глобализация в XXI веке ставит новые задачи перед мировым сообществом. Международному валютному фонду отводится одна из главных ролей в решении данных задач. В июне 2004 г. управляющим директором МВФ стал Родриго де Рато, провозгласивший пересмотр стратегии и конкретизацию места и роли Фонда в развитии мирохозяйственных связей в условиях глобализации. В результате к традиционным направлениям деятельности Фонда добавились новые: разработка различных стандартов и кодексов как основы мировой финансовой архитектуры, достижение прозрачности информации, оценка и мониторинг финансовых секторов в разных странах мира. События 11 сентября 2001 г. определили еще одно направление деятельности Фонда - борьба с финансированием терроризма и отмыванием денег, полученных преступным путем. Значительно расширились также масштабы деятельности МВФ в странах с низким уровнем национального дохода.

В сентябре 2005 г. Родриго де Рато представил среднесрочную стратегию деятельности МВФ и в апреле 2006 г. несколько скорректировал ее. 1 ноября 2007 г. десятым по счету управляющим директором МВФ стал Доминик Стросс-Кан. В конце ноября 2007 г. он полностью поддержал среднесрочную стратегию МВФ, которая определяет ключевые направления деятельности Фонда на ближайшие 5 лет:

1. Новые направления в  надзоре (мониторинге):

  • на глобальном уровне;
  • на уровне отдельных стран.

Конкретные предложения  по повышению эффективности надзора на глобальном уровне включают:

  • новый подход к многосторонним консультациям с целью облегчения переговоров с группами стран по вопросам глобального значения;
  • расширение мониторинга консультационной группой МВФ по валютным курсам валют стран с развивающейся экономикой;
  • углубление и усиление анализа макроэкономических рисков в изданиях МВФ – World Economic Outlook и Global Financial Stability Report;
  • разработка планов работы по регионам мира с уделением особого внимания решению ключевых экономических проблем каждого региона.

Конкретные предложения  по повышению эффективности надзора на уровне отдельных стран включают:

  • повышение степени охвата ключевых проблем финансового сектора экономики страны в докладах по Статье IV [1];
  • усиление системы надзора за выполнением странами-членами рекомендаций МВФ, обозначенных в докладах по Статье IV;
  • распространение опыта, полученного в рамках консультаций по Статье IV с отдельными странами, на другие страны.
    1. Изменение роли Фонда в странах с развивающейся экономикой.

Основу данного направления  деятельности составляет система конкретных предложений развивающимся странам  по предотвращению кризисов и по выходу из кризиса в случае его возникновения.

    1. Повышение эффективности деятельности МВФ в странах с низким уровнем дохода.

Одна из целей, заложенных в документе ООН «Цели развития тысячелетия» (MillenniumDevelopmentGoals, MDGs), - сокращение в 2 раза основных показателей, характеризующих уровень бедности в мире. МВФ и Всемирный банк ответственны за мониторинг реализации данной цели. В связи с этим одно из направлений деятельности Фонда - упорядочение ожидаемых потоков помощи странам с низким уровнем дохода, возникающих, в том числе в результате ослабления бремени внешнего долга, достижение экономического роста в этих странах и выполнение в конечном итоге «целей развития тысячелетия».

    1. Внутренняя реорганизация Фонда.

Перераспределение квот и, соответственно, голосов в пользу наименее представленных на настоящий момент в Фонде стран - основа обеспечения легитимности и эффективности МВФ. Однако стоит отметить, что в среднесрочной стратегии МВФ следующей фразой является «Страны с развивающейся экономикой и другие страны должны получить квоты и голоса в соответствии с их весом в мировой экономике», что по сути подразумевает сохранение существующего положения, когда суммарная доля 25 развитых стран составляет свыше 60% общейсуммы квот и именно эти страны определяют основные приоритеты деятельности Фонда.

Информация о работе МВФ: направления его деятельности