МВФ: направления его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик обуславливает высокий уровень наличия средств у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его ресурсов. В этой связи актуальным предоставляется вопрос о возможных путях привлечения дополнительных средств – за счет увеличения уставного капитала и квот стран-членов или посредством займов на внешних рынках.
Принципиально важным для данной работы является определение направление деятельности МВФ, его роли и места в современной мировой валютной системе.

Содержание

Введение
Глава I: Общая характеристика МВФ
Что под собой подразумевает МВФ
Причины создания и цели МВФ
Структура и функции МВФ
Глава II: Основные направления деятельности МВФ
2.1. МВФ и его место в современной мировой валютой системе
2.2. Роль МВФ в создании архитектуры Мировой Финансовой Системы
2.3. МВФ и глобальные кризисы
Глава III: МВФ и Россия
3.1. Вступление России в МВФ
3.2. Характер взаимоотношений России и МВФ
Заключение
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсач - готовый.docx

— 463.59 Кб (Скачать)

 

Замулин напоминает, что « МВФ и не задумывался как организация, направленная на помощь исключительно развивающимся странам. Возможно, даже наоборот. Просто потом жизнь так распорядилась, что основной и самой известной функцией фонда стало кредитование именно развивающихся стран» [21].

Чаще всего изменения  в Фонде представляются как создание системы стандартных требований к странам-заемщикам: выполнил условия - получил «хорошую» помощь, не выполнил их - рассчитывай только на внутренние ресурсы. Участники МВФ и Группы Всемирного банка ежегодно проводят собрания для обсуждения проблем, касающихся международного экономического развития и финансов, а также сокращения бедности. Ежегодные собрания служат форумом для международного сотрудничества и дают Фонду и Банку возможность оказывать услуги более высокого качества странам, которые являются их членами. Решения собраний вносят существенный вклад в развитие международной финансовой архитектуры. Важным шагом в реформировании финансовой архитектуры стало стремление МВФ оказывать влияние на отраслевую структуру мировой экономики. Так, МВФ всерьез вышел на мировую сцену в связи с нефтяным кризисом середины семидесятых, когда государства ОПЕК (OPEC – Oil Producing and Exporting Countries, Организация стран - экспортеров нефти) учетверили цену на сырую нефть. Тогда МВФ создал специальный «нефтяной» отдел, позволяющий беднейшим странам, по которым резкое подорожание ударило в первую очередь, компенсировать бюджетный дефицит за счет кредитов, предоставляемых Фондом.

Отдел также выступает  в роли финансового посредника между кредиторами и должниками. Те, кто не мог платить за дорогую нефть, становились должниками МВФ. Постепенно Фонд становился фактором, во многом определяющим экономику и политику стран третьего мира, что не могло не

вызвать как протест внутри этих стран, так и критику деятельности МВФ в благополучных странах.

Необходимость перестройки  финансовой архитектуры сводится главным  образом к тому, что теоретически метод МВФ почти безупречен, но его практическая ценность проявляется  далеко не всегда. Например, в Чили и  Польше метод МВФ оказался более  или менее эффективным, а вот в Венесуэле, Уругвае, Перу, Эквадоре, Боливии он оказался несостоятельным. Уязвимое место модернизации по МВФ - огромные социальные издержки: имущественное расслоение общества, безработица, снижение жизненного уровня населения, рост внутренних внешних государственных долгов.

 

 

2.3. МВФ и глобальные кризисы.

«Глобализация» - понятие  относительно новое, и его содержание пока не определено с необходимой  научной строгостью. Но при всем разнообразии точек зрения на процессы глобализации исследователи сходятся в том, что первые яркие их проявления надо искать в сфере международных финансов.

Международные финансовые институты  формировались в последний период второй мировой войны – хотя и победный для антигитлеровской коалиции, но кризисный. Экономика многих стран, в том числе не воевавших, страдала от пресса государственного долга и инфляции. Единственной страной, выигравшей мировую войну в финансовой сфере, были Соединенные Штаты Америки. Доллар объективно превратился в резервную валюту, фактически исполнявшую роль золота. Страны, государственные и частные банки, крупные финансовые институты и спекулянты буквально «гонялись» за дефицитными американскими денежными знаками. США быстро овладели ситуацией и стали выдавать европейским государствам кредиты и гранты. В конце войны эксперты из стран коалиции начали разрабатывать проекты международного финансового устройства. В июле 1944 г. в маленьком курортном городке Бреттон-Вудс, что в штате Нью-Гэмпшир, собралась международная конференция, где и было принято решение о создании Международного валютного фонда (МВФ). Одновременно был создан Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Идеологами создания МВФ стали английский ученый Дж.М. Кейнс и американский  финансист и государственный деятель Гарри Д. Уайт. Естественно, что правления обеих организаций находятся в Вашингтоне. Было договорено, что американский доллар официально становится резервной валютой с неизменным золотым содержанием, а все другие страны - участники соглашения - обязывались ввести твердые паритеты своих валют по отношению к доллару [5]. Свободная конвертируемость валют в этих условиях значительно облегчалась. Так при некоторой негибкости системы был все же установлен определенный международный порядок в сфере валютных отношений, принципиально отличавшийся от хаоса и произвола военного времени.

Самое главное: Фонд стал мощным международным кредитором, не раз  спасавшим экономику разных стран  в экстраординарных ситуациях. Казалось бы, все идет хорошо, и теперь финансовым потрясениям в мире не будет места. Но не все оказалось гладко. Первый удар обрушился на ближайшего друга Соединенных Штатов - Великобританию. В декабре 1945 г. Великобритания получила от Штатов огромный по тем временам заем на 3,75 млрд дол. Но этот кредит был оговорен двумя условиями: Англия обязывалась, во-первых, не применять никаких ограничений к импорту товаров из США; во-вторых, ввести внешнюю конвертируемость фунта стерлингов. Этот второй пункт и погубил всю конструкцию после-военного займа. Практически все страны стерлинговой зоны стали сбрасывать в Великобританию слабые фунты и требовать взамен твердые доллары. В результате вместо того, чтобы использовать полученные в долг деньги на нужды развития. Англия буквально «раздала» их своим же сателлитам, доминионам и колониям. В августе 1947 г. Великобритания отменила конвертируемость фунта. Первый опыт активизации международных финансов не удался. Пришлось просить деньги у МВФ. Но и последующие попытки оказались не лучше. В 1948 - 1949 гг. в США произошел первый послевоенный циклический спад. Помимо прочего, это означало резкое падение спроса на традиционные товары британского экспорта (каучук, олово, какао, шерсть, драгоценные камни). Поступления долларов в английскую казну снизились. И тут началось то, что и сегодня происходит в кризисных ситуациях: нелегальное бегство капитала, задержка возврата долларовой выручки, открытие долларовых счетов англичанами за рубежом. Все это сопровождалось самым страшным в денежно-кредитных отношениях - недоверием к фунту. Золотовалютные резервы Великобритании буквально таяли на глазах. Поддерживать курс, определенный бреттонвудскими соглашениями, стало невмоготу. Обращения за новыми кредитами к США были встречены довольно прохладно. Британцы обратились к МВФ и после долгих переговоров 18 сентября 1949 г. объявили о снижении официального курса фунта с 4,03 до 2,8 дол. Снижение курса сразу на 30,5 % для того времени было беспрецедентным и показало, что международные соглашения строятся на весьма зыбкой почве.

Во всем мире, прежде всего  в стерлинговой зоне, началась финансово-валютная тряска. В течение недели десятки стран снизили свои официальные курсы. Девальвация затронула Западную Европу, Ближний Восток, Юго-Восточную Азию. Лишь страны, традиционно тяготеющие к доллару (Латинская Америка, Филиппины), сохранили свои валютные паритеты. Тяжело отразилась мировая девальвация на судьбе Индии. Новообразованный Пакистан в пику Индии не девальвировал свою валюту. Курс же индийской рупии стал весьма «облегченным», а любой студент знает, что ослабление национальной валюты значительно облегчает экспорт и крайне удорожает импорт. В результате индийские товары потекли в Пакистан, что буквально опустошило рынки самой Индии. Пакистанское же сырье (хлопок, джут) резко подорожало. Безработица и преступность захлестнули Индию: страна оказалась на грани катастрофы. Государства, подвергшиеся испытаниям Большой девальвации 1949 г., не погибли, их экономики, как известно, не рухнули. Многие страны получили помощь от Фонда, постепенно становящегося «большим братом», заключавшим своих «родственников» в объятья, которые вскоре становились похожими на удушение. В те годы Советский Союз не был членом МВФ и счастливо избежал последствий «дружелюбия» Фонда, где полновластно распоряжались США. Но зато он не участвовал и в регулировании международных кредитных потоков, сам себя отлучив от финансовой политики глобального уровня. Возникает вопрос: хорошо это или плохо. Во всяком случае, отсутствие международного опыта привело к тому, что, едва вступив в Фонд (1992 г.), Россия попала в разряд его должников, и выплата этих долгов нам дается с огромным трудом [11].

Глава III: МВФ и России.

 

3.1. Вступление России  в МВФ

 

В 1992 г. Россия стала членом МВФ и МБРР, в российских средствах  массовой информации время от времени  встречаются упоминания о "всемогущественных" международных финансовых организациях, которые в состоянии решить все проблемы и вывести любую страну из непростой экономической ситуации.

Безусловно, в современном  мировом хозяйстве, в международных финансово-экономических и валютно-кредитных отношениях международные финансовые организации играют заметную роль, а МВФ и МБРР не только влияют на экономическую политику большой группы стран, включая Россию, но иногда в какой-то мере и определяют ее. Тем не менее, участие России в международных финансовых организациях вызывает много вопросов. Ответы на них (особенно, что касается МВФ и МБРР) сейчас не могут быть однозначными и окончательными. Слишком мало прошло времени и невелик опыт, чтобы ему можно было дать точную и исчерпывающую оценку. Все же уже достаточно отчетливо обозначились некоторые тенденции, на базе которых можно сделать определенные выводы.

Россия, как и подавляющее  число стран, испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления  внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Некоторые страны являются одновременно и кредиторами, и заемщиками, некоторые – чистыми должниками. Но практически во всех странах сложилась долговая экономическая система. Зависимость национальных хозяйств от внешних "подпиток" будет усиливаться по мере либерализации и глобализации финансовых рынков. Мировая экономика в целом дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты [13].

Все международные финансовые организации в отношениях с Россией  действуют как обычные финансовые учреждения, т.е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т.д. с учетом своих правил, практики и лимитов. Лишь МВФ и рассматривает экономическую ситуацию в России в целом, увязывая предоставление своих ресурсов с проводимой экономической политикой. Международные институты предпочитают совершать операции под гарантии правительств стран-членов. Не является исключением в этой сложившейся практике и Россия.

Цена привлекаемых Россией  у международных валютно-кредитных организаций ресурсов, как правило, является ниже рыночной. Во всяком случае, они предоставляются на таких условиях (включая объемы и сроки), которые не представляется возможным согласовать с иными источниками заимствований.

Объемы заимствований  России (включая прямые инвестиции и гарантии) весьма существенны и  значительно превышают взносы России в уставные капиталы соответствующих  организаций. В 1992 — 1999 гг. только от МВФ  Россия получила более 21 млрд. долларов. Самый высокий уровень заимствований  был достигнут в 1998 г. — 4,8 млрд. долл. (по совместному проекту МВФ, Всемирного банка и правительства Японии; подробнее см. ниже). Влиять же на политику ведущих международных финансовых организаций Россия может весьма умеренно (если за основу брать доли в уставных капиталах).

Воздействие реализации согласованных  с МВФ мер на экономику России в целом и на отдельные ее отрасли, а также изменения в нашем  обществе и политической системе  заслуживают особого внимания.

Как уже упоминалось выше, МВФ увязывает предоставление кредитов странам-членам с проведением ими тех или иных мер самого различного свойства — от макроэкономической направленности и структурного характера до совершенно частных. Приоритетными условиями являются снижение инфляции и сокращение уровня дефицита консолидированного бюджета. При этом предполагается, что одновременно создаются наилучшие предпосылки для экономического роста.

Обязательства, принятые Россией  по программе на 1993 — 1994 годы, не были выполнены полностью. Реализация программы  на 1995 г. считается в целом успешной: произошло существенное снижение инфляции (с 17,8% в январе до 3,2% в декабре), сокращение уровня дефицита консолидированного бюджета (по расчетам МВФ) с 11% ВВП в 1994 г. до 5% ВВП в 1995 году.

Весьма показательными являются данные, отражающие динамику ВВП России за время ее сотрудничества с МВФ.

График: Динамика ВВП России 1995-2012 гг. [20].

 

 

Начиная с 1998 г. можно говорить об определенной стабилизации ВВП России на уровне 57 — 60% от ВВП 1989 года. Рост ВВП России в 2000 году составил более 7%. Но не представляется возможным сделать вывод, что перелом тренда и начавшийся рост экономики были обусловлены именно кредитами МВФ. Нельзя не отметить, что рост проявилсяименно в те годы (1999 — 2000 гг.), когда Россия отказалась от дальнейших заимствований у МВФ. Можно по-разному оценивать такое положение вещей. С одной стороны, отношения с международными финансовыми организациями и их ресурсы — лишь субсидиарные источники, которые вряд ли могут заменить собой отсутствие реальных действий или же сбалансировать неправильные действия российского руководства. Эксперты МВФ считают, например, что если бы Россия полностью реализовала экономические программы, поддержанные МВФ в последние годы, то ее экономика на сегодняшний день выглядела бы совершенно по-другому.

С другой стороны, известный специалист по проблемам  развития международных финансовых отношений и лаурят Нобелевской премии Р. Манделл считает, что МВФ вообще не справился с ролью гаранта стабильности мировой денежной системы, а проводимая Фондом политика в отношении России оказалась абсолютно непригодной.

В связи с вышеизложенным, представляется, что достигаемый эффект от проводимых экономических реформ будет максимальным только в том случае, если программа полностью разрабатывается в той стране, которая ее реализует. К сожалению, этот принцип часто отсутствовал при составлении прежних программ сотрудничества России и МВФ.

 

3.2. Характер взаимоотношений России с МВФ.

Членство в МВФ налагает на России и другие страны обязательство  выполнять требования, зафиксированные  в Статье соглашения МВФ.

Во-первых, обязанностью стран  – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание  конвертируемой национальной валют  в сфере международных текущих  операций, неучастие в дискриминационных  валютных соглашениях.

Во-вторых, страны-члены не должны прибегать к практике множественности  валютных курсов. Согласно этим требованиям, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению  к доллару и другим иностранным  валютам.

Информация о работе МВФ: направления его деятельности