Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, курсовая работа
Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик обуславливает высокий уровень наличия средств у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его ресурсов. В этой связи актуальным предоставляется вопрос о возможных путях привлечения дополнительных средств – за счет увеличения уставного капитала и квот стран-членов или посредством займов на внешних рынках.
Принципиально важным для данной работы является определение направление деятельности МВФ, его роли и места в современной мировой валютной системе.
Введение
Глава I: Общая характеристика МВФ
Что под собой подразумевает МВФ
Причины создания и цели МВФ
Структура и функции МВФ
Глава II: Основные направления деятельности МВФ
2.1. МВФ и его место в современной мировой валютой системе
2.2. Роль МВФ в создании архитектуры Мировой Финансовой Системы
2.3. МВФ и глобальные кризисы
Глава III: МВФ и Россия
3.1. Вступление России в МВФ
3.2. Характер взаимоотношений России и МВФ
Заключение
Приложение
7. Среднесрочный бюджет. В рамках данного направления должна быть разработана новая бизнес-модель, которая будет обеспечивать финансирование деятельности МВФ в будущем. При этом данная бизнес-модель должна в меньшей степени, чем сегодня, зависеть от процентных платежей по предоставляемым Фондом займам и в большей степени должна иметь в основе стабильные, долгосрочные источники доходов1.
В целом среднесрочная стратегия МВФ, как представляется, отвечает на критику многих экономистов и политологов, однако провозглашение стратегии и ее конкретная реализация, к сожалению, далеко не всегда совпадают. Сегодня еще рано давать оценки реализации данной стратегии МВФ, однако по-прежнему высокую обеспокоенность вызывает еще один факт, за который Фонд неоднократно подвергался критике в последние годы. Многие аналитики рассматривают МВФ как инструмент в руках наиболее развитых стран с рыночной экономикой и в первую очередь США. Суммарная доля 25 развитых стран, как отмечено выше, составляет свыше 60% общей суммы квот в МВФ, в т.ч. доля США - 17,1%, Японии - 6,1%, Германии - 6,0%, Великобритании - 4,9%, Франции - 4,9%, Китая - 3,7%, Италии - 3,3% и Канады - 2,9%. Россия по величине квоты занимает 10-е место, на нее приходится 2,74% общей суммы квот. Принятие решений по наиболее важным вопросам требует квалифицированного большинства голосов (85%), поэтому США, как и страны - члены ЕС, могут практически всегда контролировать (вплоть до вето) процесс принятия решений [19].
Особую обеспокоенность данный факт вызывает в последние несколько лет. США пытаются реанимировать собственную экономику, не терять завоеванных в XX веке позиций на мировой арене, предотвратить дальнейшее падение курса доллара не только экономическими, но и политическими и силовыми методами. Косвенные угрозы военного воздействия и давления со стороны США касаются значительного числа стран, в том числе и России. Подобного рода политика, по нашему мнению, подвергает сомнению реализацию многих указанных выше целей и направлений среднесрочной стратегии МВФ. В заключение следует подчеркнуть, что в начале XXI века очевидным становится факт существования целого ряда противоречий в деятельности большинства современных глобальных экономических институтов. Наиболее острыми являются противоречия между странами (или группами стран) и соответствующими международными институтами, такими как МВФ, Всемирный банк, ВТО. Большая свобода трансграничного движения факторов производства, товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности может оцениваться положительно. Однако одновременно с этим возникают новые угрозы дестабилизации мировой экономики в связи с либерализацией внешнеэкономических связей, снятием барьеров для трансграничного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, которые требуют принятия соответствующих согласованных странами мира (а не только узкой группой ведущих стран) решений. К сожалению, современные международные институты далеко не всегда принимают адекватные требованиям глобализирующейся экономики решения, способствующие эффективному разрешению сложных конфликтных и даже кризисных ситуаций.
Не случайно в начале XXI
века большое распространение
2.2. Роль МВФ в создании
архитектуры Мировой
Мировой финансовый кризис 1997- 1999 гг., охвативший многие страны Европы, Азии и Латинской Америки, оказался самым глубоким за последние 50 лет. Он вызвал серьезную обеспокоенность в мировом банковско-финансовом сообществе, доказал необходимость укрепления архитектуры международной валютной и финансовой системы. Становится все более очевидным, что это позволило бы предотвратить в будущем наступление подобных потрясений. Инициатором в этом процессе выступает МВФ. Многие ведущие экономисты и политики упрекали Фонд в том, что он не смог своевременно предвидеть развитие кризисных процессов на мировом финансовом рынке и выявить хрупкость банковских систем ряда стран. Согласно действующему Учредительному соглашению (далее - Соглашение) МВФ не может активно вмешиваться во внутриэкономическую политику стран-членов за исключением кризисов, когда соответствующие страны обращаются к нему за помощью. Фонд может направить свои миссии для оценки положения в стране и предоставления консультаций правительству, однако в нормальной обстановке он не имеет ни мандата, ни инструментов для такого вмешательства. Важнейшая задача МВФ - поддержание стабильности международной финансовой системы. И при осуществлении вмешательства он руководствуется именно этой целью.
Новая финансовая архитектура
Значительное место в новой финансовой архитектуре отводится вопросам прозрачности в кредитной и финансовой политике, которая приобретает все большее значение. Финансовой архитектуры» ведущие индустриальные страны («G7») сформировали на саммите в Кельне (1999 г.). По их мнению, эта система должна отвечать интересам мировой экономики, способствовать предотвращению кризисов и эффективному функционированию рынков. Были предложены следующие направления действий:
Понятие финансовой архитектуры охватывает различные учреждения, рынки и те практические меры, которые используют правительства, предприниматели и отдельные лица при осуществлении экономической и финансовой деятельности. По оценке МВФ, построение прочной и стабильной
международной финансовой системы
сделает мир менее
Первое направление - это реформы кредитной деятельности МВФ: увеличению ресурсной базы МВФ, пополнения ресурсов Фонда за счет привлечения средств мирового рынка ссудных капиталов, расширение доступа к ресурсам МВФ. В настоящее время усилия МВФ направлены на ограничение масштабов рискованного кредитования, что в современных условиях является вполне оправданным.
Вторым направлением «официальных реформ» является детализация и расширение круга вопросов взаимоотношений МВФ со странами-членами. В эту группу мероприятий, считаемых в МВФ реформами второго поколения, входят:
установление «прозрачности»,
подразумевающее своевременное
и полное опубликование и
стран, их макроэкономической политике и перспективах развития;
• выработка, принятие и
распространение на все страны кодексов
«надлежащей практики» в
правительств;
• укрепление международных национальных и финансовых систем, включающих и частные финансовые учреждения, осуществляющие международные перемещения капиталов. В рамках данной реформы предполагается оздоровление банковских систем, поддержка «здоровых» финансовых
структур, установление эффективного надзора за их деятельностью;
• разработка эффективных механизмов
и процедур, направленных на
привлечение национальными
• требование осуществления
социальной политики, способствующей
интеграции беднейших стран в
мировую экономику с
В регулирование мировой финансовой системы должны участвовать многочисленные структуры институтов региональных и глобальных уровней. Так, при подготовке Международным валютным фондом проекта документа «Кодекс надлежащей практики применительно к прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике» проводились консультации с Банком международных расчетов, Базельским комитетом по банковскому надзору, Европейским центральным банком, Международной
организацией комиссий по ценным бумагам, Организацией экономического сотрудничества и развития, Всемирным банком. В июле 1999 г. Кодекс был утвержден в качестве основополагающего документа, и его положения являются обязательными для выполнения странами - членами МВФ [9].
Согласно ст. IV Соглашения МВФ проводит консультации с каждой из стран-участниц в среднем один раз в год. Во время таких консультаций особое внимание уделяется вопросам фискальной и монетарной политики; политики валютного курса; платежного баланса и внешнего долга; влияния проводимой политики на состояние внешних счетов страны; вовлечения региональных и международных партнеров в реализацию политики; выявления потенциальных «слабых мест» в экономике.
Осуществляя постоянный надзор за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, МВФ контролирует также состояние мировой экономики. Регулярно проводятся и обсуждения с региональными экономическими институтами, в частности с институтами, входящими в Экономический и Валютный союз в Европе (EMU). МВФ дает странам рекомендации, касающиеся их дальнейшего экономического развития.
Третьим направлением реформирования является осуществление изменений отдельных структурных элементов международной финансовой системы. Возможно внесение поправок и дополнений в статьи Соглашения или пересмотр концептуальных установок по отдельным вопросам и соответственная модификация требований МВФ к практической политике государств членов.
Четвертым направлением реформирования мировой валютной системы следует назвать поощрение формирования полюсной, «блоковой» структуры этой системы, как явное, так и неявное. Такая система предполагает присоединение развивающихся стран к валютным блокам или зонам, основанным на нескольких валютах ведущих стран.
Другой инициативой МВФ
по совершенствованию
Многие страны, участвовавшие
в саммите «Большой двадцатки» в
ноябре 2008 года высказывались за повышение
роли МВФ, реформу фонда, который
в конечном итоге мог бы стать
«кредитором последней
«Поскольку Международный валютный фонд, в отличие от полноценного центрального банка, не обладает функцией эмиссии, его возможности кредитования ограничены ранее сформированным и накопленным капиталом и теми целевыми ресурсами, которые в ряде случаев предоставляют (предоставляли) развитые страны. Так что если развитые страны будут давать МВФ деньги, чтобы потом самим получать оттуда кредиты, то это будет какая-то неестественная схема » — считает Нечаев.
Что же касается перспектив наделения МВФ функцией эмиссии «мировых денег», то Нечаев весьма скептически относится к этой идее. «Когда человечество дозреет до введения эсперанто в качестве всемирного государственного языка и некоей единой валюты, все это, конечно, станет возможно. Однако боюсь, что на данный момент подобные преобразования представляются маловероятными» скептически к возможности трансформации МВФ во «всемирный ЦБ» относится и профессор Российской экономической школы Олег Замулин. Прежде всего, из-за того, что фонд обладает слишком скромными финансовыми ресурсами. Тем не менее, Замулин признает, что «менять функцию МВФ и делать его намного более весомым игроком на мировой арене, коль скоро финансовая система все-таки глобализуется: потоки капиталов огромные, и нужно как-то этим всем управлять, управлять рисками и так далее».