МВФ: направления его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик обуславливает высокий уровень наличия средств у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его ресурсов. В этой связи актуальным предоставляется вопрос о возможных путях привлечения дополнительных средств – за счет увеличения уставного капитала и квот стран-членов или посредством займов на внешних рынках.
Принципиально важным для данной работы является определение направление деятельности МВФ, его роли и места в современной мировой валютной системе.

Содержание

Введение
Глава I: Общая характеристика МВФ
Что под собой подразумевает МВФ
Причины создания и цели МВФ
Структура и функции МВФ
Глава II: Основные направления деятельности МВФ
2.1. МВФ и его место в современной мировой валютой системе
2.2. Роль МВФ в создании архитектуры Мировой Финансовой Системы
2.3. МВФ и глобальные кризисы
Глава III: МВФ и Россия
3.1. Вступление России в МВФ
3.2. Характер взаимоотношений России и МВФ
Заключение
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсач - готовый.docx

— 463.59 Кб (Скачать)
    1. «Создание возможностей». Основа данного направления деятельности МВФ - создание макроэкономических институтов, укрепление мировой финансовой архитектуры через существующие механизмы технической помощи и систему тренингов.
    2. «Упрощение». Суть данного направления деятельности - снижение бюрократизма внутри Фонда, переключение внимания управляющего аппарата Фонда от рутинной работы с бумагами на стратегию развития Фонда и ее совершенствование.

7. Среднесрочный бюджет. В рамках данного направления должна быть разработана новая бизнес-модель, которая будет обеспечивать финансирование деятельности МВФ в будущем. При этом данная бизнес-модель должна в меньшей степени, чем сегодня, зависеть от процентных платежей по предоставляемым Фондом займам и в большей степени должна иметь в основе стабильные, долгосрочные источники доходов1.

В целом среднесрочная  стратегия МВФ, как представляется, отвечает на критику многих экономистов  и политологов, однако провозглашение стратегии и ее конкретная реализация, к сожалению, далеко не всегда совпадают. Сегодня еще рано давать оценки реализации данной стратегии МВФ, однако по-прежнему высокую обеспокоенность вызывает еще один факт, за который Фонд неоднократно подвергался критике в последние годы. Многие аналитики рассматривают МВФ как инструмент в руках наиболее развитых стран с рыночной экономикой и в первую очередь США. Суммарная доля 25 развитых стран, как отмечено выше, составляет свыше 60% общей суммы квот в МВФ, в т.ч. доля США - 17,1%, Японии - 6,1%, Германии - 6,0%, Великобритании - 4,9%, Франции - 4,9%, Китая - 3,7%, Италии - 3,3% и Канады - 2,9%. Россия по величине квоты занимает 10-е место, на нее приходится 2,74% общей суммы квот. Принятие решений по наиболее важным вопросам требует квалифицированного большинства голосов (85%), поэтому США, как и страны - члены ЕС, могут практически всегда контролировать (вплоть до вето) процесс принятия решений [19].

Особую обеспокоенность  данный факт вызывает в последние несколько лет. США пытаются реанимировать собственную экономику, не терять завоеванных в XX веке позиций на мировой арене, предотвратить дальнейшее падение курса доллара не только экономическими, но и политическими и силовыми методами. Косвенные угрозы военного воздействия и давления со стороны США касаются значительного числа стран, в том числе и России. Подобного рода политика, по нашему мнению, подвергает сомнению реализацию многих указанных выше целей и направлений среднесрочной стратегии МВФ. В заключение следует подчеркнуть, что в начале XXI века очевидным становится факт существования целого ряда противоречий в деятельности большинства современных глобальных экономических институтов. Наиболее острыми являются противоречия между странами (или группами стран) и соответствующими международными институтами, такими как МВФ, Всемирный банк, ВТО. Большая свобода трансграничного движения факторов производства, товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности может оцениваться положительно. Однако одновременно с этим возникают новые угрозы дестабилизации мировой экономики в связи с либерализацией внешнеэкономических связей, снятием барьеров для трансграничного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, которые требуют принятия соответствующих согласованных странами мира (а не только узкой группой ведущих стран) решений. К сожалению, современные международные институты далеко не всегда принимают адекватные требованиям глобализирующейся экономики решения, способствующие эффективному разрешению сложных конфликтных и даже кризисных ситуаций.

Не случайно в начале XXI века большое распространение получил  так называемый «аль-терглобализм», то есть альтернативный глобализм, иной, чем та неолиберальная модель глобализации экономики, которая предлагается миру в настоящее время ведущими странами с рыночной экономикой и некоторыми международными институтами в качестве единственной и безальтернативной [17]. Альтернативный глобализм заключается в реализации модели социально ориентированной и контролируемой глобализации мировой экономики, которая могла бы способствовать разрешению или смягчению современных противоречий глобализации, сокращению того огромного разрыва, который существует в настоящее время между уровнями социально-экономического развития ведущих стран с рыночной экономикой и основной массой развивающихся стран, а также стран с трансформируемой экономикой. Безусловно, одно из ключевых мест в реализации указанной выше модели глобализации должен занять Международный валютный фонд.

 

 

2.2. Роль МВФ в создании  архитектуры Мировой Финансовой  Системы

Мировой финансовый кризис 1997- 1999 гг., охвативший многие страны Европы, Азии и Латинской Америки, оказался самым глубоким за последние 50 лет. Он вызвал серьезную обеспокоенность в мировом банковско-финансовом сообществе, доказал необходимость укрепления архитектуры международной валютной и финансовой системы. Становится все более очевидным, что это позволило бы предотвратить в будущем наступление подобных потрясений. Инициатором в этом процессе выступает МВФ. Многие ведущие экономисты и политики упрекали Фонд в том, что он не смог своевременно предвидеть развитие кризисных процессов на мировом финансовом рынке и выявить хрупкость банковских систем ряда стран. Согласно действующему Учредительному соглашению (далее - Соглашение) МВФ не может активно вмешиваться во внутриэкономическую политику стран-членов за исключением кризисов, когда соответствующие страны обращаются к нему за помощью. Фонд может направить свои миссии для оценки положения в стране и предоставления консультаций правительству, однако в нормальной обстановке он не имеет ни мандата, ни инструментов для такого вмешательства. Важнейшая задача МВФ - поддержание стабильности международной финансовой системы. И при осуществлении вмешательства он руководствуется именно этой целью.

Новая финансовая архитектура

Значительное место в  новой финансовой архитектуре отводится  вопросам прозрачности в кредитной  и финансовой политике, которая приобретает  все большее значение. Финансовой архитектуры» ведущие индустриальные страны («G7») сформировали на саммите в Кельне (1999 г.). По их мнению, эта система должна отвечать интересам мировой экономики, способствовать предотвращению кризисов и эффективному функционированию рынков. Были предложены следующие направления действий:

      • укрепление и реформирование международных финансовых институтов - Международного валютного фонда и Всемирного банка - и меры в области международного сотрудничества с этой целью;
      • повышение прозрачности финансовых институтов и рынков, поощрение действий, позволяющих участникам рынка принимать решения с учетом возможных рисков на основе качественной информации;
      • усиление регулирования финансовых систем индустриальных стран, с тем чтобы укрепить кредитную дисциплину и побудить кредиторов более тщательно взвешивать связанные с их операциями риски;
      • укрепление макроэкономической политики и финансовых систем стран с формирующимися рынками, с тем чтобы их заемщики могли полностью использовать выгоды от интеграции в международную финансовую систему;
      • улучшение деятельности по предотвращению кризисов и управлению ими с привлечением частного сектора; обеспечение условий, когда все участники будут знать, что они не смогут избежать последствий своих рискованных действий; ослабление опасности «эпидемического» заражения финансового рынка;
      • осуществление социальной политики, обеспечивающей защиту бедных и уязвимых слоев населения.

Понятие финансовой архитектуры охватывает различные учреждения, рынки и те практические меры, которые используют правительства, предприниматели и отдельные лица при осуществлении экономической и финансовой деятельности. По оценке МВФ, построение прочной и стабильной

международной финансовой системы  сделает мир менее восприимчивым  к финансовым кризисам и позволит всем странам пользоваться преимуществами единого сообщества, включая экономический  рост и улучшение жизненного уровня. [15]

Первое направление - это  реформы кредитной деятельности МВФ: увеличению ресурсной базы МВФ, пополнения ресурсов Фонда за счет привлечения средств мирового рынка ссудных капиталов, расширение доступа к ресурсам МВФ. В настоящее время усилия МВФ направлены на ограничение масштабов рискованного кредитования, что в современных условиях является вполне оправданным.

Вторым направлением «официальных реформ» является детализация и расширение круга вопросов взаимоотношений МВФ со странами-членами. В эту группу мероприятий, считаемых в МВФ реформами второго поколения, входят:

установление «прозрачности», подразумевающее своевременное  и полное опубликование и распространение  исчерпывающей информации о состоянии  экономики

стран, их макроэкономической политике и перспективах развития;

• выработка, принятие и  распространение на все страны кодексов «надлежащей практики» в области  налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и финансовой политики". Необходимо четкое выделение сектора  государственного управления из остальной  экономики, определение функций

правительств;

• укрепление международных  национальных и финансовых систем, включающих и частные финансовые учреждения, осуществляющие международные  перемещения капиталов. В рамках данной реформы предполагается оздоровление банковских систем, поддержка «здоровых» финансовых

структур, установление эффективного надзора за их деятельностью;

• разработка эффективных  механизмов

и процедур, направленных на привлечение национальными властями и международными финансовыми институтами  частного сектора к предупреждению и устранению финансовых кризисов, уменьшению долгового бремени развивающихся  стран;

• требование осуществления  социальной политики, способствующей интеграции беднейших стран в  мировую экономику с одновременным  ростом уровня жизни в этих странах [16].

В регулирование мировой  финансовой системы должны участвовать  многочисленные структуры институтов региональных и глобальных уровней. Так, при подготовке Международным  валютным фондом проекта документа  «Кодекс надлежащей практики применительно  к прозрачности в денежно-кредитной  и финансовой политике» проводились  консультации с Банком международных  расчетов, Базельским комитетом по банковскому надзору, Европейским центральным банком, Международной

организацией комиссий по ценным бумагам, Организацией экономического сотрудничества и развития, Всемирным  банком. В июле 1999 г. Кодекс был утвержден  в качестве основополагающего документа, и его положения являются обязательными  для выполнения странами - членами  МВФ [9].

Согласно ст. IV Соглашения МВФ проводит консультации с каждой из стран-участниц в среднем один раз в год. Во время таких консультаций особое внимание уделяется вопросам фискальной и монетарной политики; политики валютного курса; платежного баланса и внешнего долга; влияния проводимой политики на состояние внешних счетов страны; вовлечения региональных и международных партнеров в реализацию политики; выявления потенциальных «слабых мест» в экономике.

Осуществляя постоянный надзор за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, МВФ контролирует также состояние мировой экономики. Регулярно проводятся и обсуждения с региональными экономическими институтами, в частности с институтами, входящими в Экономический и Валютный союз в Европе (EMU). МВФ дает странам рекомендации, касающиеся их дальнейшего экономического развития.

Третьим направлением реформирования является осуществление изменений отдельных структурных элементов международной финансовой системы. Возможно внесение поправок и дополнений в статьи Соглашения или пересмотр концептуальных установок по отдельным вопросам и соответственная модификация требований МВФ к практической политике государств членов.

Четвертым направлением реформирования мировой валютной системы следует назвать поощрение формирования полюсной, «блоковой» структуры этой системы, как явное, так и неявное. Такая система предполагает присоединение развивающихся стран к валютным блокам или зонам, основанным на нескольких валютах ведущих стран.

Другой инициативой МВФ  по совершенствованию международной  финансовой архитектуры стало заявление  о готовности Фонда стать Всемирным Центробанком". Так, предлагается расширить роль Международного валютного фонда и установить более жесткие условия выделения кредитов развивающимся странам.

Многие страны, участвовавшие  в саммите «Большой двадцатки» в  ноябре 2008 года высказывались за повышение  роли МВФ, реформу фонда, который  в конечном итоге мог бы стать  «кредитором последней инстанции» для правительств и Центральных  банков. Экс-министр экономики, президент  банка «Российская финансовая корпорация»  Андрей Нечаев считает, что в своем  нынешнем виде роль кредитора последней  инстанции, то есть всемирного центрального банка, МВФ, конечно, выполнять не в  состоянии. В том числе по той  простой причине, что у фонда  нет на то достаточного количества денег.

«Поскольку Международный  валютный фонд, в отличие от полноценного центрального банка, не обладает функцией эмиссии, его возможности кредитования ограничены ранее сформированным и  накопленным капиталом и теми целевыми ресурсами, которые в ряде случаев предоставляют (предоставляли) развитые страны. Так что если развитые страны будут давать МВФ деньги, чтобы потом самим получать оттуда кредиты, то это будет какая-то неестественная схема » — считает Нечаев.

Что же касается перспектив наделения МВФ функцией эмиссии  «мировых денег», то Нечаев весьма скептически  относится к этой идее. «Когда человечество дозреет до введения эсперанто в  качестве всемирного государственного языка и некоей единой валюты, все  это, конечно, станет возможно. Однако боюсь, что на данный момент подобные преобразования представляются маловероятными» скептически к возможности трансформации МВФ во «всемирный ЦБ» относится и профессор Российской экономической школы Олег Замулин. Прежде всего, из-за того, что фонд обладает слишком скромными финансовыми ресурсами. Тем не менее, Замулин признает, что «менять функцию МВФ и делать его намного более весомым игроком на мировой арене, коль скоро финансовая система все-таки глобализуется: потоки капиталов огромные, и нужно как-то этим всем управлять, управлять рисками и так далее».

Информация о работе МВФ: направления его деятельности