МВФ: направления его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик обуславливает высокий уровень наличия средств у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его ресурсов. В этой связи актуальным предоставляется вопрос о возможных путях привлечения дополнительных средств – за счет увеличения уставного капитала и квот стран-членов или посредством займов на внешних рынках.
Принципиально важным для данной работы является определение направление деятельности МВФ, его роли и места в современной мировой валютной системе.

Содержание

Введение
Глава I: Общая характеристика МВФ
Что под собой подразумевает МВФ
Причины создания и цели МВФ
Структура и функции МВФ
Глава II: Основные направления деятельности МВФ
2.1. МВФ и его место в современной мировой валютой системе
2.2. Роль МВФ в создании архитектуры Мировой Финансовой Системы
2.3. МВФ и глобальные кризисы
Глава III: МВФ и Россия
3.1. Вступление России в МВФ
3.2. Характер взаимоотношений России и МВФ
Заключение
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсач - готовый.docx

— 463.59 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Новосибирский государственный университет  экономики

и управления «НИНХ»

Кафедра банковского дела

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Деньги, кредит, банки»

на тему: МВФ: направления его  деятельности

 

Исполнитель: Пивоваров Артем

студент гр. БЭ-91

Руководитель работы:

Бригида Дмитрий Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2012 год 
Оглавление

Введение 

Глава I: Общая характеристика МВФ

    1. Что под собой подразумевает МВФ
    2. Причины создания и цели МВФ
    3. Структура и функции МВФ

Глава II: Основные направления деятельности МВФ

2.1. МВФ и его место  в современной мировой валютой  системе

2.2. Роль МВФ в создании архитектуры Мировой Финансовой Системы

2.3. МВФ и глобальные  кризисы

Глава III: МВФ и Россия

3.1. Вступление России  в МВФ

3.2. Характер взаимоотношений  России и МВФ

Заключение 

Список литературы

Приложение 

 

 

 

Введение

 

Особое место среди международных  валютно-кредитных институтов в  системе ООН занимает Международный  валютный фонд (МВФ).

Именно Фонд является организацией, которая определяет международные  принципы, имеющие решающее значение для развития всей мировой валютной и финансовой системы.

Крушение жесткой Бреттон-Вудской и создание более гибкой Ямайской мировой валютной системы явилось отражением серьезного изменения в расстановке сил между промышленно-развитыми странами. США утратили господствующие позиции в мировой экономике и образовались три «центра силы»: США, ЕЭС и Япония. Следствием этого усилились функции МВФ в качестве координатора политики стран-членов Фонда. Одновременно произошла модификация страновой географии деятельности МВФ. Основными объектами его кредитной деятельности стали развивающиеся страны.

В этом контексте анализ деятельности МВФ в качестве мирового кредитора  имеет актуальное значение как с  точки зрения адаптации к потребностям мировой экономики и его способности  оказывать своевременную помощь странам-членам в случае возникновения  финансовых кризисов, так и с позиций  усиления необходимости координации  политики международных организаций  и государств в валютно-финансовой сфере.

Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик обуславливает  высокий уровень наличия средств  у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его  ресурсов. В этой связи актуальным предоставляется вопрос о возможных  путях привлечения дополнительных средств – за счет увеличения уставного капитала и квот стран-членов или посредством займов на внешних рынках.

Безусловный научный интерес вызывает также рассмотрение перспектив сотрудничества России с МВФ. В условиях экономического роста и увеличения собственных  золотовалютных резервов Россия нуждается  в выработке нового подхода к  взаимоотношениям с МВФ.

Принципиально важным для данной работы является определение направление деятельности МВФ, его роли и места в современной мировой валютной системе.

 

Глава I: Общая характеристика МВФ

 

    1. Определение МВФ

 
Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы. [4]

Штаб-квартира МВФ находится  в Вашингтоне, округ Колумбия. Фонд также имеет представительства  в более чем 80 странах по всему  миру, что отражает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами. Финансовый год МВФ продолжается с 1 мая по 30 апреля.

Расчетной единицей МВФ является Специальное право заимствования (СДР). Курс СДР к доллару США  на сегодня 10 апреля 2012, составил 1.5382 долл. США. Пересчет финансовых данных МВФ  в доллары США является приблизительным  и приводится для удобства. [18]

Минимальное значение наблюдалось  в  январе 2002 г 1,24 долл. США за 1 СДР, а максимальное значение в марте 2008 г 1,64, это связанно с финансово-экономический  кризис, проявившийся в форме очень  сильного ухудшения основных экономических  показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце  того же года глобальная рецессия.

       Квоты в МВФ:

 

Взносы по квотам являются центральным компонентом финансовых ресурсов МВФ. Для каждого государства-члена  МВФ устанавливается квота, которая  в целом основывается на его относительном  положении в мировой экономике. Квота государства-члена определяет максимальный размер его финансового  обязательства перед МВФ и  его число голосов, а также  влияет на его доступ к финансированию от МВФ.

 В результате 14-го Общего  пересмотра квот:

  • будет увеличен вдвое общий размер квот с приблизительно 238,4 млрд СДР до приблизительно 476,8 млрд СДР (около 767 млрд долл. США по текущим обменным курсам);
  • будет перераспределено более 6 процентов долей квот от государств-членов с чрезмерным представительством государствам-членам с недостаточным представительством;
  • будет перераспределено более 6 процентов долей квот динамично растущим странам с формирующимся рынком и развивающимся странам;
  • будут существенно реструктурированы доли квот. Китай станет третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, и четыре страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Китай и Россия) войдут в число 10 крупнейших акционеров Фонда;
  • будут сохранены доли квоты и голосов беднейших государств-членов. Эта группа стран определяется как страны, которые отвечают критериям Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ) и чей доход на душу населения в 2008 году был меньше 1135 долл. США (порогового уровня, установленного Международной ассоциацией развития) или двукратного размера этой суммы в случае малых стран. [19]

 

 

 

    1. Причины создания и цели МВФ

 

МВФ действует в качестве наблюдателя  за мировыми валютами, способствуя  поддержанию упорядоченной системы  платежей между всеми странами, и  ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит  платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как  реформы политики, так и проекты, Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он предоставляет  займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и  стремится к достижению полной конвертируемости (свободный перевод одной валюты в другую) валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года.

Всемирный банк предоставляет кредиты  только развивающимся странам и  странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и  ресурсами могут воспользоваться  все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные). Чтобы  Фонд мог успешно выполнять свою работу, в ней должно участвовать  подавляющее большинство стран  мира. Поскольку международная торговля и инвестиции не знают границ, практически  каждая страна вынуждена покупать и  продавать иностранные валюты для  финансирования импорта и экспорта. МВФ отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами относительно того, как они могут содействовать становлению ликвидной и стабильной международной валютной системы

Цели МВФ

  • Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;
  • Содействие расширению сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов;
  • Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами;
  • Определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентного обеспечения валют;
  • Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;
  • Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;
  • Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;
  • Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам;
  • Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.

 

 

    1. Структура и функции фонда

 

Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям Соглашения. В структуру  управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет по развитию, Исполнительный Совет, Комитет МВФ  по статистике платежных балансов, Управляющий (директор-распорядитель).

Совет Управляющих - высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Совет управляющих обычно собирается на сессии один раз в год, но может собираться или принимать постановления, голосованием по почте и чаще. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - "специальным большинством" (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). Совет управляющих может передавать любые из своих функций Исполнительному совету.

Временный Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга. Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету Управляющих об управлении и функционировании международной валютной  системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.

 

Комитет по развитию так  же, как и Временный Комитет  состоит из 24 управляющих МВФ, министров  или других официальных лиц сравнимого ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ. Комитет  по развитию проводит совместные с  Временным комитетом заседания  в целях подготовки докладов и  предоставления консультаций по всем аспектам передачи реальных ресурсов.

Большую часть своих полномочий Совет Управляющих делегирует Исполнительному  Совету, т.е. директорату, который несет  ответственность за ведение дел  МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление  надзора за их политикой в отношении  валютных курсов. Исполнительный совет  работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. Исполнительный Совет ведает широким  кругом вопросов административного  и операционного характера, а  также занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. Пять из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, т.е. пятью странами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 - формально избраны, но представляют каждый одну страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 - избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп, сформировавшихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. В большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов.

 

Комитет МВФ по статистике платежных балансов, в состав которого входят представители промышленно  развитых и развивающихся стран, разрабатывает рекомендации о более  широком применении статистических данных при составлении платежных  балансов, координирует проведение базового статистического обследования портфельных  инвестиций и осуществляет исследования по регистрации потоков, связанных  с финансовыми средствами деривационного характера.

Информация о работе МВФ: направления его деятельности