Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Институциональная структура международных валютно-кредитных и фи-нансовых отношений включает многочисленные международные организации. Од-ни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регу-лирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике.
Одними из главных принципов деятельности МФК являются финансирование не более 25 % общей суммы расходов по проектам; приобретение не более 35 % акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет займы по более 200 проектам на общую сумму, превышающую 3 млрд долл. Ее участниками являются 170 стран.
в) Международная ассоциация развития (MAP) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 835 долл.
Средства MAP формируются за счет взносов (по подписке и добровольных) более богатых участников, а также прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит существенный вклад в пополнение средств ассоциации.
Несмотря на юридическую самостоятельность, MAP во многих случаях осуществляет совместную с ВБ деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более 125 проектам на общую сумму около 6 млрд долл., ее членами являются 159 стран.
г) Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 году для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков, а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.
Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдаётся обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн долл.
В настоящее время выдаваемые Агентством контракты ежегодно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,5 млрд долл. Членами МАГИ являются 132 страны.
д)
Международный центр по урегулированию
инвестиционных споров (МЦУИС) создан
для стимулирования расширения инвестиций
путем обеспечения условий для проведения
примирительных и арбитражных переговоров
между правительствами стран и иностранными
инвесторами. Центр осуществляет также
консультативную и издательскую деятельность
по правовому обеспечению иностранных
инвестиций. В настоящее время его членами
являются 126 стран, а общее число рассмотренных
спорных случаев превышает 30 [7].
2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Таблица 1 – сравнительные характеристики международных финансовых организаций
Всемирный Банк | Международный валютный фонд | Европейский банк реконструкции и развития |
Общие сведения (дата начала деятельности, инициатор создания, условия членства) | ||
1 | 2 | 3 |
Официально ВБ был создан 27 декабря 1945 года, а начал работу 25 июня 1946 года. Главным инициатором создания ВБ, выступили США, бывшие в то время ведущем держателем золотовалютных средств, а также долговых обязательств союзников. Прежде чем вступить в Международный банк реконструкции и развития (МБРР), страна сначала должна стать членом Международного валютного фонда. Кроме того, членство в Банке | МВФ был учрежден
на международной валютно- |
Европейский банк
реконструкции и развития (ЕБРР) создан
в 1991 году.
Инициатором создания ЕБРР был президент Франции Франсуа Миттеран. Специальный советник президента Ж. Аттали подготовил проект, согласно которому создаваемый банк должен был заменить все существующие многосторонние программы помощи государствам Центральной и Восточной Европы, вытеснить интересы Мирового банка и МВФ. |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
Банке является условием членства в Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР) и Многостороннем агентстве по инвестиционным гарантиям (МИГА). При этом следует отметить, что процедуры вступления страны в Фонд, МБРР, МФК, МАР и МИГА могут быть организованы таким образом, чтобы они завершились более или менее одновременно. | экономическим положением относительно других государств-членов с учетом величины ВВП, текущих внешних операций и официальных резервов государств-членов. | |
Официальные цели создания и функционирования | ||
Главной задачей ВБ является содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и сокращению нищеты. Приоритетными для ВБ являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и | 1) «способствовать
международному сотрудничеству в валютно-финансовой
сфере»;
2) «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения |
Главная задача ЕБРР заключается в содействии переходу европейских стран к открытой рыночной экономике. Для этого он оказывает содействие развитию и расширению конкурентоспособного частного сектора, прежде всего – малых и средних предприятий, |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. | высокого уровня
занятости и реальных доходов государств-членов;
3) «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»; 4) оказывать
помощь в создании 5) предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах». |
Способствует мобилизации иностранного и местного капиталов для развития предпринимательской деятельности; направляет инвестиции в объекты инфраструктур, обеспечивающих условия для развития частных предприятий. |
Структура управления (руководящий и исполнительный орган, срок полномочия президента или директора-распорядителя) | ||
Всемирный банк | Высший руководящий | Осуществление всех |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
управляется
как своего рода кооперативное общество,
акционерами которого являются 185 стран-членов
этой организации. Эти акционеры представлены
Советом управляющих, который является
высшим органом, принимающим решения и
определяющим политику Банка. Как правило,
управляющими являются министры финансов
или развития стран. Совет управляющих
проводит свои совещания раз в год во время
Ежегодных совещаний Советов управляющих
Группы Всемирного банка и Международного
валютного фонда.
Поскольку управляющие проводят свои совещания не чаще, чем раз в год, конкретные полномочия переданы 24 исполнительным директорам, работающим |
орган МВФ —
Совет управляющих, в котором
каждая страна-член представлена управляющим
и его заместителем. Обычно это министры
финансов или руководители центральных
банков. В ведение Совета входит решение
ключевых вопросов деятельности Фонда:
внесение изменений в Статьи Соглашения,
приём и исключение стран-членов, определение
и пересмотр их долей в капитале, выборы
исполнительных директоров. Управляющие
собираются на сессии обычно один раз
в год, но могут проводить заседания, а
также голосовать по почте в любое время.
Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК. C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником |
полномочий
ЕБРР возложено на Совет управляющих,
в состав которого каждый акционер назначает
своего управляющего, как правило, министра
финансов или лицо, занимающее аналогичную
должность. Большинство своих полномочий
Совет управляющих передоверил Совету
директоров, отвечающему за руководство
общей деятельностью и реализацию директивных
документов ЕБРР.
Совет управляющих выбирает Президента, который является законным представителем ЕБРР. Президент осуществляет оперативное управление деятельностью ЕБРР согласно указаниям Совета директоров. С июля 2008 и по настоящее время полномочия президента ЕБРР возложены на Томаса Мирова. |
Продолжение таблицы 1 | ||
1 | 2 | 3 |
непосредственно в штаб-квартире директоров Всемирного банка. Обычно они проводят свои совещания два раза в неделю и осуществляют общее руководство работой банка, в том числе отвечают за утверждение всех займов и принятие политических решений, затрагивающих деятельность Банка, в том числе за утверждение займов и гарантий, новых принципов деятельности, административного бюджета, стратегий содействия странам, а также решений, касающихся заимствований и финансовой деятельности. | был Временный
комитет по вопросам международной
валютной системы. Он состоит из 24 управляющих
МВФ, в том числе от России, и собирается
на свои сессии дважды в год. Этот комитет
является совещательным органом Совета
управляющих и не имеет полномочий для
принятия директивных решений. Тем не
менее он выполняет важные функции: направляет
деятельность Исполнительного совета;
вырабатывает стратегические решения,
относящиеся к функционированию мировой
валютной системы и деятельности МВФ;
представляет Совету управляющих предложения
о внесении поправок в Статьи Соглашения
МВФ.
Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, то есть |
|
Продолжение таблицы 1 | ||
1 | 2 | 3 |
директорату, который
несет ответственность за ведение дел
МВФ, включающих широкий круг политических,
оперативных и административных вопросов,
в частности предоставление кредитов
странам-членам и осуществление надзора
за их политикой валютного курса.
Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 2004 г. — около 2700 человек из более чем 140 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) — Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель — Джон Липски (США). |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
Источники ресурсов (текущая величина уставного капитала, заемные ресурсы) | ||
Ресурсы
головного учреждения группы Всемирного
банка – МБРР образуются из собственного
(акционерного) капитала, привлеченных
средств и нераспределенной прибыли от
произведенных операций. Страны – члены
МБРР подписываются на акции Банка согласно
выделенной им квоте, приблизительно равной
квоте в МВФ, формируя таким образом его
уставный капитал.
Международный денежный рынок является главным источником капиталов Всемирного банка, имеющего наиболее выгодную категорию, в связи с тем что погашение кредитов обязательно гарантируется правительствами стран-членов. |
Уставный капитал
МВФ образуется из взносов государств-членов
в соответствии с устанавливаемой для
каждой страны квотой, которая определяется
из экономического потенциала страны
и ее места в мировой экономике и внешней
торговли.
При создании Фонда его капитал составлял 7,7 млрд долл. в последующие годы в связи с приемом новых членов и увеличивающейся потребностью в средствах для оказания помощи нуждающимся странам уставный капитал возрастал каждые 5 лет, а также корректировались квоты стран в соответствии с их меняющейся ролью в мировой экономике. текущий уставный |
Банк обладает капиталом в 10 млрд экю, из которых 3 млрд – оплаченный капитал, а 7 млрд – капитал, подлежащий оплате по требованию. Источники образования капитала в ЕБРР разнообразны: акционерный капитал и заемные средства, специальные фонды для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры, оказание технической помощи. ЕБРР привлекает также для дополнительного финансирования средства специальных фондов, созданных в отдельных западных странах. |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
капитал – 150 млрд долл.Для пополнения кредитных ресурсов МВФ использует генеральное соглашение о займах; новые соглашения о займах; заимствования средств у государств – членов МВФ. | ||
Функции | ||
МБРР:
поощрение реальных инвестиций в экономику
зарубежных государств; выдача гарантий
и участие в займах, предоставляемых частными
инвесторами; стимулирование долгосрочного
роста и совершенствования механизма
международной торговли.
МАР: выполняет те же функции, что и МБРР, но предоставляет кредиты на более льготных условиях, чем МБРР, предоставляет кредиты беднейшим странам. МФК: Основная функция МФК заключается в |
- надзор за состоянием
международной валютной системы и макроэкономической
политикой стран-членов, а также за развитием
международной экономики в целом;
- предоставление временной финансовой помощи за счет кредитования странам, которые ощущают трудности с погашением своих международных обязательств в результате несбалансированности платежного баланса; - предоставление технической помощи и консультаций правительствам стран-членов в области |
- поддержка стран-членов
в проведении структурных и отраслевых
экономических реформ, включая демонополизацию,
децентрализацию и приватизацию с целью
полной интеграции их экономик в мировую
экономику;
- содействие организации, модернизации и расширению производственной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего малых и средних предприятий; - содействие в мобилизации национального и иностранного капитала и эффективного управления; |