Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Институциональная структура международных валютно-кредитных и фи-нансовых отношений включает многочисленные международные организации. Од-ни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регу-лирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике.
ВВЕДЕНИЕ
Институциональная
структура международных
Цель данной курсовой работы изучить деятельность мировых финансовых организаций, изучить их структуру, цели и значение, а также разобраться в системе кредитования.
Актуальность
данной работы обусловлена тем, что в связи
с затянувшимся финансовым кризисом, России
приходится очень не легко, дефицит бюджета
в 2009 году составит примерно 8%, и по оценкам
экспертов, Резервного фонда РФ хватит
до 2010 года, поэтому Россия в ближайшем
будущем должна будет прибегнуть к займам
у международных финансовых организаций.
1 ЗНАЧЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1
Институциональная структура
Институциональная
структура международных
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны. Их возникновение обусловлено рядом причин:
- усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
- развитие межгосударственного регулирования мировых хозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
- необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг и золота.
Международные финансовые институты преследуют ряд целей:
-
объединить усилия
-
осуществлять
-
совместно разрабатывать и
Система международных финансовых институтов (МФИ) начала создаваться с 1929 г., с образованием Банка международных расчетов. В его функции входило регулирование международной кредитной сферы и взаимных расчетов промышленных стран. После Второй мировой войны наметился отход от экономического национализма, выразившийся в создании ряда международных экономических и финансовых организаций. В 1944 г. были созданы основные институты, функционирующие по сегодняшний день — Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Они были призваны заложить основу для регулируемой мировой экономики. Сферы деятельности этих межгосударственных организаций различны. МВФ преследует цели поддержания и международного регулирования сферы международных расчетов, валютных отношений и равновесия платежных балансов. МБРР содействует реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей, предоставления займов на экономическое развитие.
Основные средства для предоставления займов МВФ черпает из взносов стран-членов и специально созданных фондов. МБРР же финансирует свои кредитные отношения главным образом из заемных средств, которые он покупает на мировых рынках, а также из нераспределенной прибыли и за счет платежей в погашение предоставленных им займов.
В 1956 г. при МБРР была создана Международная финансовая корпорация (МФК). Основные цели ее — оказание помощи в финансировании частных предприятий, которые могут содействовать развитию путем осуществления капиталовложений без гарантий возмещения со стороны правительств соответствующих стран-членов, сочетание возможности инвестиций местного и внешнего капитала с передовыми методами управления, стимулирование потока частных инвестиций. Общий объем произведенных корпорацией капитальных затрат оценивается более чем в 70 млрд долл. США. Некоторые страны, ставшие примером «экономического чуда», поднялись при содействии МФК, например Южная Корея. Общая стоимость финансирования проектов в различных секторах экономики составила 5467 млн долл. США.
В 1960 г. был создан другой филиал МБРР — Международная ассоциация развития (MAP). Ее цель — предоставление кредитов на более льготных, чем МБРР, условиях. Помощь MAP предоставляет странам, где ВНП на душу населения не превышает 400 долл. МБРР и MAP вместе представляют Всемирный банк.
Наконец, в 1988 г. было создано Многостороннее агентство инвестиционных гарантий (МАИГ). Оно помогает развивающимся странам привлекать прямые иностранные инвестиции, обеспечивая инвесторам страховку от коммерческих рисков.
Перечисленные институты составляют группу Всемирного банка и входят в систему организаций ООН. Наряду с международными финансовыми организациями в 70-е и 80-е гг. происходил рост числа банков развития, превратившихся в важный источник финансирования для развивающихся стран. Это, в первую очередь, Европейский инвестиционный банк, Межамериканский банк развития, Центральноамериканский банк для экономической интеграции, Африканский банк развития, Азиатский банк развития. Все они были созданы и функционируют по подобию МБРР.
Последним
был создан Европейский банк реконструкции
и развития (ЕБРР) — в 1991 г. Он призван
содействовать развитию рыночной экономики
в странах Центральной и
Состав заемщиков данных институтов неодинаков, более того, он менялся по мере развития экономик стран-участниц.
Среди предшественников современных международных финансовых организаций можно выделить следующих:
а) Латинский монетный союз, целью которого было устройство правильной системы денежного обращения в пределах пяти государств, входящих в состав союза: Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии и Греции (последней — с 1868 г.). Ближайшим поводом к образованию союза (23 дек. 1865 г.) послужило стремление урегулировать отношения, возникшие между названными государствами, вследствие свободного, но не легализированного обращения монеты одного государства в пределах другого и неограниченного выпуска ими серебряных денег. В основание акта монетного союза были положены следующие главные начала:
- вес, проба, тип и обращение золотой и серебряной монеты должны быть одинаковы. Биллоновая монета остается временно без изменения.
- ни одно из договаривающихся государств не может выпускать в обращение золотую монету не установленных сорта, веса и пробы. Прием монеты, согласно с правилами союзного акта, обязателен для государственных касс без различия страны, где чеканена монета; не принимается только монета стертая и потерявшая в весе не менее 0,5%.
- серебряная монета в 5 франков чеканится лишь установленных веса и пробы; государственные кассы могут не принимать лишь монету стертую и потерявшую до 1% в весе.
- серебряная монета в 2, 1, 1/2 и 1/5 франка должна чеканиться лишь на основании установленных правил; эти монеты должны быть переплавлены выпустившим их государством, когда они потеряют в весе до 1% или же изображения на них будут стерты. Монеты от 2 до 1/5 франка обязательны к приему между частными лицами до суммы 50 франк.
- государственные кассы обязаны принимать эти сорта монеты до 100 франк.
- государственные кассы обязуются безвозмездно выменивать на сумму до 100 франк. приносимые монеты в 2-1/5 франка, на золотую или серебряную 5-ти франковую монету, во все время действия союза и в течение двух лет по прекращении его.
- количество выпускаемой монеты от 2 до 1/5 фр. не должно превышать 6-ти франк. на каждую голову населения.
- другие государства могут войти в состав союза, если обязуются выполнять его постановления.
- действие союза продолжается до 1 янв. 1880 г.; если за год до этого срока он не будет объявлен уничтоженным, то союз имеет силу еще на 15 лет и т. д., на новые 15-летние периоды.
б) Банк международных расчетов (БМР) занимает важное место в международной валютно-финансовой сфере. Размещается в Базеле (Швейцария). Это первый межгосударственный банк выступающий как международный банк центральных банков, организованный в 1930 г. рядом эмиссионных банков Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группы американских банков во главе с банкирским домом Моргана.
Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор и в настоящее время выполняет депозитно-ссудные операции, валютные, фондовые операции, куплю-продажу, хранение золота, выступает агентом центральных банков, производит расчеты между странами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали, совершает операции по поручению ОЭСР и участвующих в ней стран. Будучи западноевропейским международным банком, осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.
Он играет ведущую роль в международном регулировании банковской деятельности. БМР объединяет центральные банки практически всех европейских государств, а также Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков США. Более 70 центральных банков хранят свои резервные валютные средства на счетах БМР.
Разработанные
в его комитетах и структурах
правила государственного регулирования
и надзора за банковской деятельностью
стали с 1992 г. обязательными для всех коммерческих
банков-членов ОЭСР. [2].
Рисунок
1 – Международные финансовые организации
1.2 Международный валютный фонд
Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно-финансовая организация. МВФ создан в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе. В момент создания в него входили 29 стран, в настоящее время – более 170. В 1992 г. членом МВФ стала Россия.
Основные задачи МВФ:
- содействие развитию международной торговли и валютно-финансовому сотрудничеству;
- кредитование своих членов;
- поддержание платежных балансов стран-членов МВФ и регулирование курсов их валют;
- разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. Капитал МВФ образован из взносов государств-членов и составляет более 120 млрд долл. США.
МВФ
предоставляет в настоящее
В
МВФ действует принцип
Страны-члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используют частные банки для определения платежеспособности стран-заемщиков.