Лизинговый кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи, решаемые в данной работе:

1) определение сущности лизинга, отличий лизинга от кредита;

2) изучение истории развития лизинговой деятельности;

3) определение преимуществ и выявление недостатков лизинга;

4) классификация и характеристика отдельных видов лизинга;

5) раскрытие механизма осуществления лизинговых операций;

6) изучение истории развития лизинга в Республике Беларусь;

7) анализ состояния рынка лизинга Беларуси и перспектив его развития.

Содержание

Введение 3

1 Сущность лизингового кредита и его разновидности 5

1.1 Понятие лизинга, его особенности и преимущества 5

1.2 Классификация форм лизинга 10

2 Механизм осуществления лизинговых операций 12

2.1 Общая модель осуществления лизинговой операции 12

2.2 Механизм осуществления лизинговой сделки 16

3 Особенности развития лизинга в Республике Беларусь 19

3.1 История лизинга в Республике Беларусь 19

3.2 Состояние рынка лизинга и перспективы его развития 24

Заключение 27

Список литературы 29

Приложение А Список документов 30

Приложение Б Анкета клиента 32

Приложение В Заявка на лизинг 35

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

    На  состоявшемся семинаре LEASEUROPE в апреле 1997 г. в Словакии лизинговое сообщество было неожиданно удивлено тем, что, пока в рамках этой организации только вырабатываются такого рода рекомендации, Беларусь уже имеет реально действующий  нормативный документ. 
Союзу не только удалось разработать необходимые нормативные материалы по лизингу, но и провести через «высшие эшелоны власти» ряд очень существенных льгот для лизингополучателей. Так, была узаконена ускоренная или свободная амортизация имущества по договорам финансового лизинга в пределах срока действия договоров и на величину, не превышающую первоначальную стоимость за вычетом остаточной стоимости. Данное право было закреплено Письмом Министерства финансов «О внесении изменений в нормы амортизации, касающиеся ускоренной амортизации при проведении лизинговых операций», зарегистрированном Минюстом за №1556/12 от 21.08.1996 года. Такой нормативный акт существует только в Беларуси. И если в условиях нормальной экономической ситуации его положения вызвали бы серьезные возражения из-за опасения злоупотреблений при уклонении от налогов за счет неправомерного завышения себестоимости, в Беларуси он вполне оправдан. Это единственная возможность для лизингополучателей-производственников сделать проект окупаемым и расплатиться с лизинговой компанией в ситуации, когда банки крайне неохотно выдают кредиты на срок более одного года, а проценты по ним достигают 50-60% годовых. При обычном кредитовании любой производственный проект окажется неокупаемым.

    В октябре 1996 года Союз лизинговых предприятий был принят в LEASEUROPE на правах ассоциированного члена. В апреле 1997 г. он был преобразован в Союз белорусских лизингодателей. Теперь это общественная организация, учредителями которой стали ведущие специалисты Беларуси в области лизинга, а лизинговые компании будут членами Союза.

    3-й  этап в развитии лизинга в  республике можно связать с  принятием Постановления Совета  Министров «О предприятиях и  организациях, осуществляющих деятельность  по передаче имущества в лизинг»  №1045 от 08 августа 1997 года. Данное Постановление явилось началом активного регулирования правительством лизинговой деятельности в республике 
Постановление предписывало:

    1. Обязательное лицензирование предприятий  и организаций, занимающихся лизингом, с 01.01.1998 г.

    2. Введение минимального уставного  фонда для данных предприятий  в сумме 50000 ЭКЮ, причем 50% данной  суммы должно быть сформировано - к 01 января 1998 года, остальная часть  - к 01 июля 1998 г.

    3. Минфину и Минюсту разработать  до 08 октября 1997 г. Положение о порядке лицензирования и порядке формирования уставного фонда.

    Фактически  этот документ являлся серьезным  препятствием для существования 95% лизинговых предприятий страны. Формирование уставного фонда в таком размере  было нереальным. Инициаторам лизинга трудно разобраться во всех «кухне» рождения таких документов, но ясно одно - на горизонте появились влиятельные силы, которые или не понимают сути вопроса, или не способны видеть главного за частоколом проблем, главного, которое они же сами и декларируют.

    В результате до конца декабря 1997 года создалась ситуация сплошной неопределенности. К указанной дате не было разработано  положение о порядке лицензирования и формирования уставного фонда  в «непонятной» зарубежной валюте. Объем сделок по лизингу стал резко сокращаться из-за настороженности лизингополучателей, в первую очередь, коммерческих банков. Ряд компаний, имеющих возможность сформировать продекларированный Постановлением уставный фонд, приступили к его формированию по своему разумению.

    13 ноября 1997 г. вышел Указ Президента Республики Беларусь №587, «О лизинге, который «В целях улучшения инвестиционного климата и урегулирования лизинговой деятельности...», постановил: «... п.2. Совету Министров Республики Беларусь: до 01 января 1998 г. разработать и утвердить Положение о лизинге на территории Республики Беларусь , а также мероприятия по развитию лизинга в республике; в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с данным Указом». 
           Настоящий Указ еще более осложняет ситуацию, он не отменяет пресловутое постановление и в то же время определяет введение нового законодательного документа - Положения о лизинге. Принятие каждый год документов одного и того же уровня, идентичного названия, определяющих сферу деятельности, договоры по которой являются долгосрочными, - нонсенс в мировой практике и беда для данной сферы деятельности. 
18 ноября 1997 года на республиканском совещании по вопросам стратегии развития промышленного комплекса в самом начале своего выступления Президент страны сказал:

    «...На предыдущем совещании с промышленниками  ставился вопрос о лизинге. Соответствующий  указ подписан. В целях развития лизинга он предусматривает определенные льготы для этого вида деятельности. В частности, предоставляется рассрочка по платежам при таможенном оформлении объектов лизинга. Лизингодателям - нерезидентам Республики Беларусь гарантируется беспрепятственный перевод платежей за границу. Словом, расширяются возможности белорусских предприятий приобретать высокотехнологичное иностранное оборудование. Это первый указ по проблеме лизинга в республике. Мною дано поручение Совету Министров в двухмесячный срок разработать и утвердить Положение о лизинге и мероприятия по развитию лизинга на территории нашего государства. Думаю, что следует ускорить разработку и с 1 января 1998 года ввести эти документы в действие». В середине января 1998 года было опубликовано Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1769 от 31.12.97 г. «О лизинге на территории Республики Беларусь», которым введено новое «Положение о лизинге на территории Республики Беларусь». Данное Постановление не отменило Постановление Совета Министров №1045 в части лицензирования и формирования уставного фонда в размере 50,0 тыс. ЭКЮ, а только перенесло сроки их выполнения. Что касается самого Положения о лизинге, то благодаря активному участию в его подготовке Союза лизингодателей и специалистов ведущих лизинговых компаний, оно принято в редакции, позволяющей с надеждой смотреть в будущее лизинга в Республике Беларусь. В дальнейшем, благодаря активной работе Союза лизингодателей было отменено Постановление Совета Министров №1045 в части лицензирования и формирования уставного фонда в размере 50,0 тыс. ЭКЮ, что дало толчок к дальнейшему развитию лизинга в Республике Беларусь. 
 

    3.2  Состояние рынка  лизинга и перспективы  его развития 
 

    На  сегодняшний день лизинг в Беларуси – это достаточно удобный инструмент для бизнеса. Но удобен он лишь в том случае, если бизнес умеет этим инструментом пользоваться. В Беларуси лизинг, к сожалению, пока только на стадии развития. Большинство руководителей предприятий воспринимают лизинг как нечто новое и не сильно-то им нужное. До сих пор предпочтение отдается покупкам или за собственные средства, или за деньги, взятые в кредит у банков. Часть желающих воспользоваться лизинговой услугой отпугивают и некоторые изъяны в законодательной базе, пробелы в налогообложении. Следует сказать, что за границей большая часть автотранспорта приобретается в лизинг не только предприятиями, но и физическими лицами. У нас же для физических лиц лизинговые покупки недоступны вообще, а для юридических лиц, например, покупка автотранспорта в лизинг может не всегда быть выгодной даже в сравнении с покупкой в лизинг оборудования. В случае с оборудованием есть возможность положить стоимость этого оборудования на свои затраты, то есть возможность применения свободной амортизации на срок лизинга. В случае с автотранспортом не все так просто, здесь разворачивается конкурентная борьба лизинговых компаний с банками. И банки нередко выигрывают, потому что имеют возможность сделать более низкие процентные ставки для своих клиентов в отличие от лизинговых компаний.  
         Лизинг привлекателен, во-первых, простотой оформления. Чтобы оформить такую сделку, нужно потратить меньше усилий, не нужно предоставлять такой огромный пакет документов, какой требуется в случае, например, с оформлением кредита. При лизинге, в отличие от кредита, не нужно дополнительного обеспечения, им является сам объект кредита. Еще один существенный плюс в том, что в случае лизинга оборудования и коммерческого транспорта все платежи относятся на себестоимость продукции. Это позволяет оптимизировать налогообложение конкретного предприятия.  
         При покупке автотранспорта в лизинг также возникают некоторые сложности. В отличие от автодилеров, лизинговые компании не освобождены от НДС на контрактную стоимость автомобиля. Поэтому нередко отпугивает потенциальных клиентов и тот факт, что при условной стоимости автомобиля в 100 рублей при покупке его в лизинг к этой стоимости добавляется еще 20 рублей – НДС лизинговой компании. Но в итоге же выигрывают те компании, которые, разобравшись во всех нюансах предстоящей сделки, понимают, что эти 20 рублей можно взять к зачету, что обеспечит налоговый вычет, и таким образом автомобиль будет приобретен все за те же условные 100 рублей. Многое также зависит от условий сотрудничества с конкретными автодилерами.

    В настоящее время в нашей стране купить в лизинг можно и коммерческий автомобиль, и легковой. Более того, купить автомобиль в лизинг можно даже у физического лица. Главное – соблюсти несколько требований, распространяющихся на все объекты лизинга. Во-первых, в лизинг можно купить основное средство. Во-вторых, объект лизинга должен использоваться для коммерческой деятельности.

    В настоящее время в Беларуси доступность кредитных ресурсов для лизинговых компаний снизилась. Причиной может быть изменение кредитной политики банка, изменившиеся показатели самой лизинговой компании. Соответственно, это является препятствием для полноценной работы по новым договорам. Но в то же время лизинговые компании, работающие с крупными предприятиями, не имеют особых проблем с финансированием, так как в данном случае идет трехстороннее сотрудничество между банком, лизинговой компанией и предприятием, что дает выгоду всем участникам сделки.

             22 января 2010 года Советом Министров  Республики Беларусь и Национальным  Банком Республики Беларусь было  принято постановление № 69/1 «О процентных ставках при предоставлении банками кредитов для приобретения автомобильных транспортных средств по договорам финансовой аренды (лизинга)». Постановление касается ограниченного круга операторов рынка лизинга, уполномоченных на участие в государственной программе по улучшению условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства. Это такие компании, как ОАО "Промагролизинг", ЗАО "МАЗконтрактлизинг" – всего 6 лизинговых компаний и три государственных банка. В Постановлении уточнены и расширены некоторые пункты Указа президента Республики Беларусь № 171 от 8 апреля 2004 года. Документ принят для стимулирования продаж автомобильной техники отечественного производства. Меры, предусмотренные в Постановлении, сделают более доступной продукцию национального автопрома для белорусских предприятий.

    Недавно был создан Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. Это соглашение должно поспособствовать развитию лизинговых отношений между странами в перспективе, приходу на наш рынок российских и казахстанских лизинговых компаний и банков. В Беларуси сегодня самое совершенное лизинговое законодательство в сравнении со странами СНГ. Но если вести речь об унификации, то следует говорить о дальнейшем совершенствовании и необходимости заимствования опыта стран дальнего зарубежья.

    Белорусскими  специалистами сейчас прогнозируется спад рынка лизинга автотранспорта. Но эта ситуация создаст новые  возможности для активизации  работы в других сегментах рынка (технологическое оборудование, строительная техника). Очевидно, что в скором будущем спрос на автомобили вернется на прежний уровень. Обновление автомобильного парка на предприятиях Республики – это проблема, которую можно отложить на некоторое время, но решать ее все равно придется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Одним из важнейших направлений активизации инвестиционной деятельности, повышения технической оснащенности производства, обновления действующего парка машин и оборудования является развитие и внедрение лизинга. Это особенно важно на современном этапе развития отраслей, для характерны дефицит инвестиционных средств и спад производства.

          В данной работе показаны все особенности лизинговых сделок, цель лизинга и его основные формы.  И раскрыты преимущества лизинга для всех сторон, участвующих в нем. Производитель в лице лизингодателя имеет постоянного оптового покупателя, готового сразу оплачивать полную стоимость продукции, также ускорятся цикл производства более совершенного оборудования, так как производитель имеет постоянный контакт с потребителями. Лизингодатель расширяет номенклатуру услуг и клиентов, минимизирует риск потерь от неплатежеспособности, так как право собственности на лизинговое имущество сохраняется за арендодателем. Лизингополучатель может оперативно внедрять в производство новую технику и оборудование без предварительного накопления крупной суммы денежных средств, договор лизинга прост в оформлении, с лизингополучателя снимается риск морального износа.

          В лизинге заинтересованы все участники сделки, в выигрыше остается также и государство - возрождается производство, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, уменьшается социальное напряжение за счет создания новых рабочих мест.

    Лизинг  еще не занял в нашей стране того значительного места, которое  характеризует его развитие в  ведущих капиталистических странах. Чтобы этот род деятельности динамично развивался, необходимо создать условия. Действовать нужно в комплексе.

    В условиях конкуренции с зарубежными  странами Республика Беларусь должна обеспечить производство продукции  с высокими качественными характеристиками, более широкого ассортимента и новых потребительских свойств. Экономика страны нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено выше, одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный. Для дальнейшего развития лизинговой деятельности в Республике Беларусь, привлечения инвестиций, необходимо предусмотреть дополнительные налоговые и таможенные льготы, в том числе: уменьшение ставки налога на прибыль для лизинговых компаний на срок до 5 лет со дня их образования; снижение или отмету таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость в отношении оборудования для производства новых видов продукции, имеющих приоритетное значение для развития экономики, не только для конкретных государственных предприятий, но и для всех предприятий, которые будут выпускать такую продукцию.

Информация о работе Лизинговый кредит