Лекции по "Банковскому делу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:39, курс лекций

Описание работы

Банки – это огромное достижение цивилизации. Сегодня они представляют собой специализированные организации, которые аккумулируют временно свободные денежные средства юридических лиц и населения, предоставляют их во временное пользование в виде кредитов, оказывают посреднические услуги во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, производят кассовое обслуживание физических и юридических лиц, осуществляют другие операции с деньгами и денежными средствами.

Работа содержит 1 файл

Лекции Банковское дело.doc

— 1.44 Мб (Скачать)

По  назначению и характеру использования заемных средств выделяют:

  1. кредиты торгово-промышленным предприятиям;
  2. ипотечные кредиты;
  3. потребительские кредиты;
  4. вексельные кредиты;
  5. межбанковские кредиты;
  6. кредиты небанковским финансовым учреждениям;
  7. кредиты органам власти;

По  наличию и характеру обеспечения выделяют:

  1. обеспеченные кредиты;
  2. необеспеченные (частично обеспеченные) кредиты.

Формами обеспечения обязательств по возврату кредита  могут быть:

    1. залог имущества заемщика;
    2. гарантия или поручительство;
    3. переуступка в пользу банка контрактов, требований и счетов заемщиков к третьему лицу;
    4. страхование (страхование банком рисков не возврата кредита, страхование заемщиком своей ответственности, страхование предмета залога);

По  срокам использования  кредиты подразделяются на:

  1. краткосрочные – до 1 года;
  2. среднесрочные – от 1 до 3 лет;
  3. долгосрочные – свыше 3 лет.
 

По  методам предоставления различают кредиты, выдаваемые:

  1. в разовом порядке;
  2. в соответствии с кредитной линией ;
  3. овердрафт;
  4. овернайт.
 

     Разовые – это кредиты, решение о выдаче которых принимается банком отдельно по каждой ссуде на основании заявления и других документов клиента.

    Кредитная линия – это предоставление банком-кредитором клиенту-заемщику права на получение  и использование денежных средств  в пределах согласованного лимита в течение обусловленного срока и за определенную плату.

    Кредитные линии бывают:

а) возобновляемые (под «лимит задолженности»).

б) невозобновляемые (под «лимит выдачи»).

    Овердрафт – кредит, выдаваемый при отсутствии средств на счете (сверх остатка); проведения платежей при временном отсутствии собственных средств на счете клиента в пределах установленного максимума. Данная операция отражается как кредитная, а образовавшееся дебетовое сальдо переносится на ссудный счет клиента. При поступлении денежных средств на счет клиента дебетовое сальдо по ссудному счету уменьшая на сумму поступлений.

    Овернайт (англ. overnight - на ночь) - сверхкраткосрочный кредит, используемый на рынке межбанковских  кредитов, сроком на один операционный день. 
 
 

    Тема 8. Организация кредитного процесса в КБ. 

     Кредитный процесс – этапы реализации кредитных отношений, принятых банком и расположенных в определенной последовательности.

     Каждый  коммерческий банк устанавливает свой порядок организации кредитного процесса, функции и полномочия подразделений, в соответствие с действующим законодательством.

     Первый  этап - клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявление-ходатайство (кредитную заявку) в произвольной форме, в которой указывается:

    • цель кредита;
    • сумма кредита;
    • срок использования;
    • предполагаемое обеспечение;
    • приемлемая для предприятия процентная ставка.

     Второй  этап – сбор информации о клиенте. Банк требует, чтобы к кредитной заявке были приложены требуемые документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о кредите и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы — необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки. Эти документы, можно разделить на две категории:

    1.      Финансовая документация (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, бизнес-план, технико-экономическое обоснование в потребности в кредите и тд.)
    2.       Юридическая документация (нотариально заверенные устав, свидетельство о регистрации, учредительный договор, документы, удостоверяющие право собственности на имущество и тд.)

     Третий  этап – рассмотрение заявки. Процедура рассмотрения заявки различна для постоянных и новых клиентов, для клиентов, пользующихся доверием банка и не обладающих им, имеющих опыт хозяйственной деятельности и для новых, вновь начинающих организаций. Отнесение потенциальных заемщиков к той или иной группе зависит от имеющейся информации о клиенте. Выдача кредита без предварительной проверки не допускается вне зависимости от значимости хозяйственных органов, от полномочий должностных лиц, интересов и ожидаемого дохода. В процессе анализа кредитоспособности заемщика, финансового состояния, юридических прав и объекта обеспечения, соответствующие  ответственные подразделения банка дают заключение о возможности кредитования.

     Решение о целесообразности выдачи кредита или отказа принимается кредитным комитетом. Устанавливаются максимальные суммы, в пределах которых кредиты могут быть выданы. Кредитный комитет — это специальный орган, уполномоченный рассматривать или принимать решения по большинству вопросов, связанных с кредитование. В состав кредитного комитета, как правило, входят представители правления, кредитного, юридического, отдела безопасности, а также главный бухгалтер банка.

     Пакет документов для рассмотрения кредитным  комитетом включает заявку, заключение кредитного эксперта, анкетный лист заемщика, заключение службы безопасности и заключение юридической службы.

     Решение кредитного комитета по вопросу выдачи кредита клиенту оформляется  протоколом.

     В случае положительного решения о  выдаче кредита кредитный эксперт  доводит до клиента решение кредитного комитета в письменном виде.

     Четвертый этап – оформление документов. После того как получено разрешение на предоставление кредита, банк приступает к разработке кредитного договора. Кредитный договор представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий. Основные разделы кредитного договора:

    • общие положения. Здесь указываются: наименование договаривающихся сторон; термины и определения; предмет договора, вид кредита, его сумма, срок, цель, процентная ставка; условия обеспечения исполнения обязательств по кредиту; порядок выдачи и погашения кредита, а также порядок начисления и уплаты процентов за кредит;
    • права и обязанности заемщика;
    • права и обязанности банка;
    • ответственность сторон;
    • порядок разрешения споров;
    • срок действия договора;
    • юридические адреса сторон.

     После составления кредитного договора он должен быть завизирован юридической  службой банка. Подписание кредитного договора и договора залога осуществляют: со стороны заемщика — лица, имеющие  полномочия на право подписи, подтвержденные документально (директор и главный бухгалтер). Наличие полномочий на право подписи обязан проверить экономист кредитного отдела. Со стороны банка кредитный договор подписывают директор и главный бухгалтер.

     Пятый этап – выдача кредита и последующий контроль. После заключения кредитного договора и получения кредита организация-заемщик (а равно поручитель, гарант, хранитель) должен находиться под постоянным контролем, главная цель которого состоит в обеспечении надлежащего погашения кредита и регулярной уплаты процентов. Также кредитный работник обязан проследить расходование кредитных ресурсов на строго оговоренные цели, если такие оговорены в кредитном договоре. В случае нарушений условий кредитного договора банк вправе потребовать досрочного погашения кредита или увеличить процентную ставку.

     С целью постоянного контроля за сохранностью заложенного имущества и выявления  возможных изменений его текущей  стоимости систематически, не реже одного раза в месяц, должны проводиться  проверки наличия залога в местах его хранения и местонахождения. 

     Тема 9. Анализ кредитоспособности заемщиков.  

    Кредитоспособность  — способность заемщика полностью  и в срок рассчитаться по своим  долговым обязательствам (основному  долгу и процентам). В отличие  от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу.

    Основная  цель анализа кредитоспособности –  определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

    Существует  следующие способы оценки кредитоспособности:

    • на основе системы финансовых коэффициентов;
    • на основе анализов денежных потоков;
    • на основе анализов делового риска.

Каждый  из них взаимно дополняет друг друга. Если анализ делового риска позволяет  оценить кредитоспособность клиента  в момент совершения сделки только на базе одной ссудной операции и  связанного с ней денежного потока, то система финансовых коэффициентов прогнозирует риск с учетом его совокупного долга, сложившихся средних стандартов и тенденций. Анализ денежного потока клиента не только оценивает в целом кредитоспособность клиента, но и показывает на этой основе предельные размеры новых ссуд, а также слабые места управления предприятием, из которых могут вытекать условия кредитования.

    В мировой практике применяют сложную  систему большого количества показателей  для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов.

    В соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”, банки обязаны классифицировать заемщиков по группам риска.

Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга

Обслуживание  долга\

Финансовое  положение

Хорошее Среднее Плохое
Хорошее Стандартные

(I категория   качества)

Нестандартные

(II категория  качества)

Сомнительные

(III категория   качества)

Среднее Нестандартные

(II категория  качества)

Сомнительные

(III категория   качества)

Проблемные

(IV категория  качества)

Плохое Сомнительные

(III категория   качества)

Проблемные

(IV категория  качества)

Безнадежные

(V категория  качества)

 

    В соответствии с группой качества заемщика банки обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам, в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”. Необходимость формирования  РВПС обусловлена кредитными рисками в деятельности банков. Он должен создаваться для того, чтобы:

Информация о работе Лекции по "Банковскому делу"