Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:39, курс лекций
Банки – это огромное достижение цивилизации. Сегодня они представляют собой специализированные организации, которые аккумулируют временно свободные денежные средства юридических лиц и населения, предоставляют их во временное пользование в виде кредитов, оказывают посреднические услуги во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, производят кассовое обслуживание физических и юридических лиц, осуществляют другие операции с деньгами и денежными средствами.
По назначению и характеру использования заемных средств выделяют:
По наличию и характеру обеспечения выделяют:
Формами обеспечения обязательств по возврату кредита могут быть:
По срокам использования кредиты подразделяются на:
По методам предоставления различают кредиты, выдаваемые:
Разовые – это кредиты, решение о выдаче которых принимается банком отдельно по каждой ссуде на основании заявления и других документов клиента.
Кредитная линия – это предоставление банком-кредитором клиенту-заемщику права на получение и использование денежных средств в пределах согласованного лимита в течение обусловленного срока и за определенную плату.
Кредитные линии бывают:
а) возобновляемые (под «лимит задолженности»).
б) невозобновляемые (под «лимит выдачи»).
Овердрафт – кредит, выдаваемый при отсутствии средств на счете (сверх остатка); проведения платежей при временном отсутствии собственных средств на счете клиента в пределах установленного максимума. Данная операция отражается как кредитная, а образовавшееся дебетовое сальдо переносится на ссудный счет клиента. При поступлении денежных средств на счет клиента дебетовое сальдо по ссудному счету уменьшая на сумму поступлений.
Овернайт
(англ. overnight - на ночь) - сверхкраткосрочный
кредит, используемый на рынке межбанковских
кредитов, сроком на один операционный
день.
Тема
8. Организация кредитного
процесса в КБ.
Кредитный процесс – этапы реализации кредитных отношений, принятых банком и расположенных в определенной последовательности.
Каждый коммерческий банк устанавливает свой порядок организации кредитного процесса, функции и полномочия подразделений, в соответствие с действующим законодательством.
Первый этап - клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявление-ходатайство (кредитную заявку) в произвольной форме, в которой указывается:
Второй этап – сбор информации о клиенте. Банк требует, чтобы к кредитной заявке были приложены требуемые документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о кредите и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы — необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки. Эти документы, можно разделить на две категории:
Третий этап – рассмотрение заявки. Процедура рассмотрения заявки различна для постоянных и новых клиентов, для клиентов, пользующихся доверием банка и не обладающих им, имеющих опыт хозяйственной деятельности и для новых, вновь начинающих организаций. Отнесение потенциальных заемщиков к той или иной группе зависит от имеющейся информации о клиенте. Выдача кредита без предварительной проверки не допускается вне зависимости от значимости хозяйственных органов, от полномочий должностных лиц, интересов и ожидаемого дохода. В процессе анализа кредитоспособности заемщика, финансового состояния, юридических прав и объекта обеспечения, соответствующие ответственные подразделения банка дают заключение о возможности кредитования.
Решение о целесообразности выдачи кредита или отказа принимается кредитным комитетом. Устанавливаются максимальные суммы, в пределах которых кредиты могут быть выданы. Кредитный комитет — это специальный орган, уполномоченный рассматривать или принимать решения по большинству вопросов, связанных с кредитование. В состав кредитного комитета, как правило, входят представители правления, кредитного, юридического, отдела безопасности, а также главный бухгалтер банка.
Пакет документов для рассмотрения кредитным комитетом включает заявку, заключение кредитного эксперта, анкетный лист заемщика, заключение службы безопасности и заключение юридической службы.
Решение кредитного комитета по вопросу выдачи кредита клиенту оформляется протоколом.
В случае положительного решения о выдаче кредита кредитный эксперт доводит до клиента решение кредитного комитета в письменном виде.
Четвертый этап – оформление документов. После того как получено разрешение на предоставление кредита, банк приступает к разработке кредитного договора. Кредитный договор представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий. Основные разделы кредитного договора:
После составления кредитного договора он должен быть завизирован юридической службой банка. Подписание кредитного договора и договора залога осуществляют: со стороны заемщика — лица, имеющие полномочия на право подписи, подтвержденные документально (директор и главный бухгалтер). Наличие полномочий на право подписи обязан проверить экономист кредитного отдела. Со стороны банка кредитный договор подписывают директор и главный бухгалтер.
Пятый этап – выдача кредита и последующий контроль. После заключения кредитного договора и получения кредита организация-заемщик (а равно поручитель, гарант, хранитель) должен находиться под постоянным контролем, главная цель которого состоит в обеспечении надлежащего погашения кредита и регулярной уплаты процентов. Также кредитный работник обязан проследить расходование кредитных ресурсов на строго оговоренные цели, если такие оговорены в кредитном договоре. В случае нарушений условий кредитного договора банк вправе потребовать досрочного погашения кредита или увеличить процентную ставку.
С
целью постоянного контроля за сохранностью
заложенного имущества и
Тема
9. Анализ кредитоспособности
заемщиков.
Кредитоспособность — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В отличие от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу.
Основная цель анализа кредитоспособности – определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
Существует следующие способы оценки кредитоспособности:
Каждый из них взаимно дополняет друг друга. Если анализ делового риска позволяет оценить кредитоспособность клиента в момент совершения сделки только на базе одной ссудной операции и связанного с ней денежного потока, то система финансовых коэффициентов прогнозирует риск с учетом его совокупного долга, сложившихся средних стандартов и тенденций. Анализ денежного потока клиента не только оценивает в целом кредитоспособность клиента, но и показывает на этой основе предельные размеры новых ссуд, а также слабые места управления предприятием, из которых могут вытекать условия кредитования.
В мировой практике применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов.
В соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”, банки обязаны классифицировать заемщиков по группам риска.
Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга
Обслуживание
долга\
Финансовое положение |
Хорошее | Среднее | Плохое |
Хорошее | Стандартные
(I категория качества) |
Нестандартные
(II категория качества) |
Сомнительные
(III категория качества) |
Среднее | Нестандартные
(II категория качества) |
Сомнительные
(III категория качества) |
Проблемные
(IV категория качества) |
Плохое | Сомнительные
(III категория качества) |
Проблемные
(IV категория качества) |
Безнадежные
(V категория качества) |
В соответствии с группой качества заемщика банки обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам, в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”. Необходимость формирования РВПС обусловлена кредитными рисками в деятельности банков. Он должен создаваться для того, чтобы: