Кризис Бреттон-Вудской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Международная валютная система - форма организации международных валютных отношений, сложившаяся на основе международной договоренности и представляющая собой совокупность инструментов и органов, с помощью которых осуществляется платеже-расчетный оборот государств, входящих в эту систему. Основными элементами международной валютной системы являются: денежная масса, при помощи которой производятся международные расчеты; валютный курс; международные валютные рынки: наднациональные институты, занимающиеся регулированием межгосударственных валютных отношений.

Содержание

Введение
1. История создания Бреттон-Вудской валютной системы
1.1. Эволюция мировой валютной системы
1.2. Влияние второй мировой войны
2. Проблемы функционирования Бреттон-Вудской валютной системы
2.1. Девальвации западноевропейских валют
2.2. От «долларового голода» к «долларовому пресыщению»
2.3. Распад валютных зон
3. Кризис Бреттон-Вудской валютной системы
3.1. Факторы возникновения кризиса
3.2. Формы проявления кризиса Бреттон-Вудской валютной системы «валютная лихорадка»
3.3. Особенности и социально-экономические последствия кризиса Бреттон-Вудской валютной системы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по дкб.docx

— 88.71 Кб (Скачать)

Иными словами, доля является постоянной единицей измерения, а квота носит  переменный характер. Так, например, США  обладали в 1986 году 179433 голоса, что составило 19,29% от общего числа, в то время как  Мальдивская республика (страна с  наименьшей квотой) располагали всего 270 голосами. В уставе МВФ было предусмотрено, что каждые 5 лет Совет управляющих  имеет право на пересмотр квот участников соглашения. В 1973 году этот срок был сокращён до 3 лет с тем, чтобы лучше реагировать на быстрое  развитие международных денежных отношений.

Более того, Совет Управляющих, при  наличии 85% голосов, может настоять на полном пересмотре квот. При этом квота каждой страны может быть пересмотрена по её требованиям.

С момента образования МВФ квоты  менялись постоянно. В 1970 году общая  сумма квот возросла с 7,7 миллиардов долларов до 90 миллиардов СДР в 1986 году, что составляет примерно 108 миллиардов долларов.

Следует также отметить, что количество участников Бреттон-Вудского соглашения увеличилось с 45 в 1944 до 151 в 1986 году. Не трудно также заметить, что средства МВФ увеличивались параллельно  росту объёма международных финансовых операций участников соглашения.

В связи с изменениями политического  и экономического веса некоторых  стран-участников соглашения происходило  изменение квот. Например, в 1975 году были в несколько раз увеличены  квоты нефтедобывающих стран  членов ОПЕК по отношению к другим странам-участницам соглашения. Так, в 1974 году страны ОПЕК имели 4,9%, а в 1986 году – 11,5% от общего числа квот.

Доля индустриально развитых стран 1986 году составила 62,74% от общего числа  квот, а доля развивающихся стран, не владеющих нефтяными ресурсами, составила всего 25,7%.

Эти соотношения позволили США, совместно с ЕЭС, иметь право  вето на решения, принимаемые МВФ. Отныне все важные решения стали приниматься  квалифицированным большинством, которое  до 1969 года составляло 4,5%, а после 8,5%.

До 1978 года 25% квот должны выплачиваться  в золоте, а оставило 75% квот - в  национальной валюте. Исключения делались государствам, которые располагали  небольшими золотовалютными резервами. Им было позволено уплачивать в золоте меньшую часть, исходя из следующего: 25% квоты – 10% золотовалютных резервов страны.

В результате изменения устава МВФ (апрель 1978 г.) запрещалось всякое использование золота. С этого момента квоты могли оплачиваться в национальной валюте данной страны, в валюте любой другой страны-участницы МВФ, в СДР. Практически же с 1 апреля 1978 года квоты должны были выплачиваться в размере 25% в СДР, а 75% - в национальной валюте.

Второй вид средств МВФ поступает  за счёт капитальных инвестиций.

Например, бонды ААА, комиссионные, получаемые фондом при каждом займе (0,5%), которые удерживаются из средств  превышающих квоту конкретно  взятой страны (размер комиссии увеличивается  в зависимости от суммы, превышающей  квоту).

И, наконец, третий вид средств –  займы двух типов:

  • индивидуальные займы, у какой либо страны, то есть официальные источники (казначейство, либо центральный банк);
  • частные источники, такие как банки второго эшелона, при условии согласия страны кредитополучателя.

Первое и единственное генеральное  соглашение о кредитах (ГСК) было подписано  в 1961 году в Париже между 10 наиболее преуспевающими странами, это: США, Япония, Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия, Швеция, Канада. В 1964 году к этому  соглашению присоединилась Швейцария. Страны – участницы соглашения обязались  предоставить в распоряжение МВФ  кредитную линию на сумму 6 миллиардов долларов США. Заключенное на 4 года это соглашение постоянно продлевалось: в 1983 году размеры инвестиций достигли 17 миллиардов СДР.

ГСК позволило профинансировать несколько  крупных кредитов для Великобритании, США, Франции, Италии. Кроме того, во время регулярных встреч десяти ведущих  финансовых стран – членов ГСК, поднимались  актуальные вопросы, связанные с  финансовой политикой и принимались  автономные решения.

2.3. Специальные  права заимствования – СДР

Причиной возникновения СДР  была необходимость создания нового финансового инструмента, который  бы пользовался таким же доверием, как золото или доллар в резервах центральных банков и при международных  расчётах. В 1968 году встал вопрос о  финансировании международной денежной системы, которая была установлена  в Бреттон-Вуде. Для изучения данного вопроса была основана группа Оссала (Ренальдо), которая пришла к заключению, что:

  1. международная добыча золота не в состоянии удовлетворить возрастающую потребность в драгоценном металле, вызванную увлечением платежей.
  2. обозначила границы возможностей доллара, способного обеспечить возрастающее количество международных операций. С этой целью Оссала предложила создать новый финансовый актив в рамках МВФ. В 1968 году принцип создания СДР был разработан, а в июле 1969 года окончательно вступил в силу, в качестве поправки к Уставу МВФ.

Организация МВФ преследовала цели создать новые деньги, - актив  международного резерва, чтобы обеспечивать таким образом рациональное использование  денежной массы в мире.

Следует ещё раз подчеркнуть, что  создание СДР имело своей целью  способствовать увеличению мировой  денежной массы, параллельно увеличению мирового производства и международных  платежей. Принципы создания СДР были следующие:

СДР создавались решением совета управляющих  МВФ большинством голосов, - 85% присутствующих на заседании, когда наблюдалась  всеобщая потребность в средствах  накопления.

При создании СДР выставлялись специальные  гарантии, которые позволяли США, при тогдашнем распределении  квот, воспрепятствовать созданию СДР. Такой же возможностью обладали и  страны ЕЭС, при условии объединения  своих голосов.

СДР предоставлялись каждой стране пропорционально квоте. Это означало, что распределение СДР не зависело от положения внешнего баланса страны и когда принималось решение  о выпуске новых СДР, все страны сразу же получали этот платёжный  инструмент, пропорционально своим  квотам. Следует напомнить, что квоты, в основном, зависят от национального дохода и международной торговли. Следовательно, больше всего СДР приходилось на долю богатых стран.

Любая страна, «указанная фондом», должна была предоставить конвертируемые деньги другому участнику соглашения, используя  свои СДР. Эти обязательства, однако, ограничиваются суммой в два раза больше той, которая была предоставлена  данной стороне в СДР. При этом страна может отказаться предоставить конвертируемые деньги в обмен на СДР, если она обладает запасом СДР  в три раза больше предоставленной  суммы. Цель этого ограничения –  воспрепятствовать концентрации СДР  у ограниченного числа стран.

В 1969 г. СДР выражались в золоте. 1 унция золота = 35 СДР, т.е. 1 СДР = 1 $. Иными словами, СДР словами, СДР выражались в золоте: 1 СДР = 1/35 унции золота. Это правило оставалось в силе до июля 1974 г. Однако с 1971 г. цена на золото увеличивается, что приводит к масштабным спекуляциям на валютном рынке.

В августе 1971 г. доллар перестаёт обмениваться на золото по фиксированному курсу. В декабре того же года доллар девальвируется по отношению к золоту, оставаясь при этом необратимым в золото по новому курсу. В следствие этого, 1 СДР становится равным 1,08571 $.

В 1973 г. проводится повторная девальвация доллара по отношению к золоту: 1 унция золота = 42,20 $. Однако, на этот раз официальный курс остаётся произвольным. В то же время на свободном рынке золота продолжает расти. К концу 1973 г. на форексе цена унции золота достигнет 112,75 $.

Поддержание золотого курса СДР  на уровне 1 СДР = 1/35 унции привело  к тому, что СДР перестали выполнять  свои международные функции. Поэтому  в 1974 г. было решено выражать стоимость СДР через корзины валют, которые состояли из валют шестнадцати стран. Эти страны имели наибольшие доли в международной торговле. Доля валюты каждой страны была примерно равна доле участия данной страны в международной торговле, а именно доллар США – 33,3%, немецкая марка – 12,5%, французский франк – 7,05%, японская иена – 7,5%, канадский доллар – 6% и т.д.

В 1980 г. международный валютный фонд сократил количество валют в корзине и 1 января 1981 г. это количество составляло только пять вместо шестнадцати ведущих валют мира, при этом 1 СДР = 0,54 $ + 0,64 ДМ + 345 Y + 0,74 FF + 0,071 фунта.

В 1981 г. доллар входил в СДР с коэффициентом 42%, немецкая марка – 19%, французский франк, иена и фунт – по 13%. Однако, с того времени коэффициенты отношений постоянно менялись, так как в корзине валют фиксировались не сами процентные отношения, а сумма валюты в корзине. Иными словами, процентные соотношения постоянно менялись с изменением курса валют. С 1986 г. суммы пересматривались каждые 5 лет и, в отдельных случаях, изменялись.

СДР могли использоваться только для  урегулирования внешнего баланса. Вместе с тем, это правило трактуется довольно широко, что позволяет США  скупать при помощи СДР доллары, удерживаемые центральными банками  в качестве резервов. В то же время  страна-участник соглашения, не может  использовать СДР для изменения  внутренней структуры своих денежных резервов. Одновременно с этим введено  несколько запретов для использования  СДР по просьбе стран ЕЭС, в  то время как эксперты МВФ настаивали, чтобы СДР использовались как  можно более свободно.

Первоначально, в период с 1969 г. по 1981 г., СДР должны были восстанавливаться, если они использовались более чем на 75% за 5 лет. Иными словами, обязательное восстановление (выплата) было ограничено 30% отпуска СДР в том случае, если они были полностью использованы. Достаточно было поддержать уровень 70%, чтобы не прибегать к выплатам. Обязательное восстановление было отменено в 1981 г. с этого времени СДР больше не выплачиваются, так как СДР были задуманы не как средство кредитования, а как новое средство международных платежей, а также как новое средство международного накопления.

Собственно выпуск СДР производился в 3 этапа:

  • 1970 г. – 3,5 млрд. СДР;
  • 1971 г. – 3 млрд. СДР;
  • 1972 – 3 млрд. СДР.

В 1988 г. принято решение выпуска 12 млрд. СДР в 3 этапа в таких же количествах и соотношениях, как в 1979-1981 гг.

В 1984 г. развивающиеся страны предложили провести ещё одну эмиссию СДР. Однако им в этом было отказано, поскольку сумма международной денежной массы было достаточной. Сумма выпущенных СДР была крайне ограниченной. В 1986 г. СДР составляли 2,4% мировых денежных запасов против 4,2% в 1973 г.

В то же время сумма денежной массы  увеличилась в одиннадцать раз, в период между 1969 и 1981 гг. Увеличение денежной массы связывалось с  возрастанием объёма мировой торговли. Вместе с тем, СДР сыграли незначительную роль в увеличении мировой денежной массы. Новая международная валюта, призванная заменить доллар, явилась  тем инструментом, который предлагал  Кейнс в 1944 г.

Таким образом, не взирая на все недостатки, в мире существует система долларового  стандарта. И эта система существует по одной причине – в настоящее  время более адекватной системы  просто нет!

2.4. Генеральное  соглашение о кредитах и порядок  предоставления кредитов странам,  участницам соглашения

Кредиты или условия кредитования стран – участниц Бреттон-Вудского соглашения, имеют право и доступ к средствам МВФ. Этот тип операций соответствует операциям типа (своп). Это означает, что МВФ предоставляет  заёмщику эквивалент в национальной валюте (или в СДР). Например, у  Франции существует дефицит торгового  баланса с Испанией. Поэтому Франции необходима испанская валюта, как того требует Европейская валютная система. Франция обращается в МВФ и берёт там кредит на условиях, которые согласовываются в процессе переговоров. Франция вносит в фонд сумму во франках, получая взамен испанские песо из резервов фонда. При этом Франция получила песо из резервов фонда из той суммы, которую Франция воплотила в качестве квоты или из суммы, которая Франция предоставила фонду в качестве кредита. Когда Франция станет расплачиваться по этому кредиту, ей не обязательно возвращать в испанской валюте. Поэтому Франции не обязательно вносить французские франки. Она может заплатить долг в любой конвертируемой валюте, одобренной фондом или СДР. (До 1978 года она могла расплачиваться так же и золотом). Таким образом, Франция выкупает свои франки. Существуют условия запретов на выдачу кредитов, которые сформулированы ниже.

Это, во-первых, ограничения на условия  проведения операций. Условия предоставления кредита зависят от задолженности  страны – кредитополучателя: чем  больше должна страна кредитов, тем  жёстче условия предоставления кредита. Кредиты классифицируются по траншам, каждый, из которого соответствует  сумме, равной 25% квоты страны – кредитополучателя.

В первой части (25% квот), - так называемая резервная часть. Раньше эта часть  обеспечивалась золотом, но в настоящее  время любые ссылки на золото элиминированы  из устава МВФ, - заём предоставляется  автоматически. Вторую часть кредита (от 25% до 50% квоты) фонд, как правило, выделял довольно либерально. Однако страна – кредитополучатель должна предоставить программу, в которой  будут указаны меры по ликвидации дефицита внешнего баланса. Средства представляются без оценки возможности реализации программы, но и без рассрочки  кредита.

Что касается последующих этапов предоставления кредитов, то условия резко ужесточаются: производится аудит, который даёт объективную  оценку выполнения условий кредита, которые основываются на принципе финансирования внешнего дефицита страны за счёт средств МВФ, и не может продолжаться сверх определённого уровня (50% квоты). Использование средств фонда на данном этапе возможно только при условии внедрения стороной кредитополучателя программы восполнения внешнего дефицита, одобренного фондом. Иными словами, МВФ заставляет страну – кредитополучателя проводить жёсткую экономическую политику, цель которой установление устойчивого равновесия, в частности, борьба с инфляцией.

Информация о работе Кризис Бреттон-Вудской системы