Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта.

Работа содержит 1 файл

кредитование малого и среднего бизнеса.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

3) Создание системы кредитных  бюро:

Сегодня недостаток сведений о заемщике заставляет банки на всякий случай видеть в каждом из них в лучшем случае разгильдяя, а в худшем –  злостного неплательщика. Заботясь о стабильности своего бизнеса, кредитор устанавливает одинаково высокие процентные ставки для всех клиентов. Очевидно, что в таких условиях добросовестные заемщики вынуждены платить повышенную премию банку за риск. Самим банкам от высоких процентов радости тоже немного, у них сокращаются обороты, а вместе с ними и прибыли. При этом в первую очередь теряется лучшая часть клиентов. А ненадежные в финансовом отношении заемщики согласны и на высокую плату, поскольку легко относятся к возможности не возвращать кредит. Закон о создании кредитных бюро поможет развязать этот узел, что, в конечном счете, пойдет на пользу, как заемщикам, так и кредиторам.

Вместе с тем, по мнению экспертов, реальную отдачу от деятельности кредитных  бюро можно ожидать не ранее чем  через 5 лет, когда будет накоплен достаточный массив данных о заемщиках. Также следует учитывать, что информация, предоставляемая кредитными бюро, может в ряде случаев быть некорректной в силу специфики отчетности российских малых предприятий.

Бюро кредитных историй полезны  сразу в нескольких отношениях. Информация о заемщиках позволяет банкам более точно прогнозировать бизнес, минимизировать риски невозврата денег и на этой основе уменьшать процентную ставку. Одновременно снижаются издержки по проверке платежеспособности клиентов. Наконец, механизм кредитных историй дисциплинирует заемщика. Тот знает, что при нарушении обязательств его репутация будет безнадежно испорчена, и он потеряет доступ к кредиту или как минимум сделает его дороже.

Причем именно для развития кредитования среднего и малого бизнеса полезно  создание кредитных бюро, включая  общенациональные базы данных по действующим  и потенциальным заемщикам. Проведение указанных мероприятий позволит существенно сократить информационные издержки кредитования отечественного производителя. В дополнение, сотрудничество банков с консалтинговыми учреждениями и информационными центрами может быть интересно в части создания такого полезного для кредитования малого производителя информационного продукта, как «описание бизнеса».

Однако надеяться на то, что бюро кредитных историй сразу позволит снизить ставки по займам, не приходится. Как говорят участники рынка кредитования малого бизнеса, положительная кредитная история влияет на принятие решения о выдаче кредита, но не на величину ставки. Некоторые банки уже заявили, что будут ставить условием предоставления кредита согласие заемщика на передачу информации в бюро кредитных историй.

Предпринимателей по большому счету  больше всего заботит то, насколько будет защищена информация, содержащаяся в кредитных историях. Судя по опросам, далеко не все представители малого бизнеса хотят разглашать информацию о себе. Поэтому стимулами, активизирующими деятельность по организации института кредитных бюро в России, должны быть стопроцентные гарантии отсутствия утечки данных, легальности и качества предоставляемой информации [40, С. 4]. Отношение заёмщиков к передаче информации в бюро кредитных историй показано на рисунке 14.

 

Рисунок 14 – Отношение заёмщиков  к передаче информации в бюро 
кредитных историй [38]

 

По результатам опросов проводимых Всероссийского центром изучения общественного мнения около 75% заемщиков в принципе не интересуются этим условием в кредитном договоре, еще 15% положительно относятся к передаче информации о себе и только 10% считают, что передача сведений в другую организацию может нанести им вред. Около 50 кредитных бюро уже зарегистрированы в России. Крупнейшие из них – Национальное бюро кредитных историй (НБКИ, образовано при участии Ассоциации российских банков и международной корпорации TransUnion CRIF), «Экспириан-Интерфакс» (создано группой «Интерфакс» совместно с одним из крупнейших мировых кредитных бюро Experian) и Национальное кредитное бюро (НКБ).

4) Развитие системы кредитования  стартового бизнеса:

Малый бизнес условно можно разделить  на две категории: действующий или развивающийся и стартующий. Стартующий бизнес более рисковый, он начинается, как правило, при острейшем недостатке всех видов ресурсов, начиная от квалифицированного персонала и кончая деньгами, помещением и всем остальным. Тем не менее, по статистике малые предприятия являются одними из самых дисциплинированных заёмщиков. Невозврат или просрочка возврата кредита составляет 1–2%. К тому же, количество малых предприятий за последние пять или шесть лет составляет около 1 миллиона, и это число почти не меняется, а в некоторых отраслях даже уменьшается. С каждым годом увеличивается количество брошенных фирм. В такой ситуации стартующий бизнес постепенно исчезает. Это означает, что проблема рисков в кредитовании малого предпринимательства отпадает сама собой [41, С. 6].

Недостаток денег для начала собственного дела и эффективного ведения малого бизнеса является важнейшей проблемой для многих субъектов малого предпринимательства, в особенности для стартового бизнеса (Рисунок 15).

 

Рисунок 15 –  Характеристика источников формирования стартового капитала

Известно, что трудности формирования денежных фондов для начала и развития бизнеса – одна из самых существенных проблем малого и микропредпринимательства.

Стартовый бизнес в настоящее время  практически не кредитуют ни коммерческие банки, перед которыми задача по удвоению ВВП, кстати, не стоит, ни государство, которое, видимо, не в состоянии создать действенный механизм оценки и закрытия рисков по проектам «start-up». Это направление является наиболее проблемным, поскольку рынок кредитов на развитие бизнеса в настоящее время активно насыщается предложениями коммерческих банков, а стартовый бизнес продолжает бесполезный поиск инвесторов. Как показывает практика, примерно одна из 20 попыток привлечь капитал под стартовый проект имеет успех. По признанию одного из руководителей американского венчурного фонда в России, успешными оказываются не более 5% проектов, финансовый результат по которым с лихвой компенсирует все потери по прочим проектам.

Банки требуют залогового обеспечения  и, соответственно, страхования залога. В связи с этим банк может потребовать, прежде всего, страхования имущества и ответственности, а в некоторых случаях страхования жизни и здоровья владельца бизнеса. Конечно, страхование залогов малого бизнеса в каком-то смысле сложнее, чем работа с крупным предприятием, потому что по крупному бизнесу больше статистики, информации, проще рассчитать риски. Но, тем не менее, страховщики стараются снизить базовые сквозные ставки тарифа для страхователей залогов из числа начинающих малых предприятий. Это стало возможным благодаря снижению издержек и разработке собственного программного комплекса, который оценивает риски клиента, – что-то наподобие скоринговой оценки в банках.

 

3.2 Перспективы кредитования малого бизнеса

 

У рынка кредитования малого и среднего бизнеса очень хорошие перспективы. Спрос в настоящее время значительно превышает предложение и будет только расти. Объем рынка кредитования малого бизнеса увеличился в 2006 году более чем на 90%, и составил около 10 млрд долл. При этом, по оценкам МЭРТ, потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в 25–30 млрд долл. В настоящее время эта потребность удовлетворена примерно на 20–30%.

«Не думаю, что «дочки»  иностранных банков смогут занять лидирующие позиции на этом рынке, так как традиционно эти банки очень консервативны и неохотно берут на себя высокие риски, связанные с кредитованием малого бизнеса. Есть еще несколько крупных федеральных банков, таких как Газпромбанк или Промсвязьбанк, которые могут выйти на этот рынок и составить серьезную конкуренцию действующим игрокам. Кроме того, в некоторых регионах есть крупные местные банки, занимающие традиционно сильные позиции в своем регионе и которые могут составить там серьезную конкуренцию федеральным банкам», – комментирует ситуацию Чаба Зентаи.

В ближайшие годы сохранятся текущие тенденции – это снижение ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования, упрощение процедуры  получения кредита. Кроме того, ожидается появления новых финансовых инструментов для малого и среднего бизнеса. Кредитование малого и среднего бизнеса имеет все шансы стать следующим хитом банковских продаж после потребительского кредитования и ипотеки.

По мнению Юлии Поляковой, рынок растет очень быстро: портфель банковских кредитов, выданных МСБ, увеличился почти вдвое. Кредитование МСБ будет становиться все более популярным направлением в сфере банковских услуг. Кроме того, постепенно кредиты на развитие МСБ будут дешеветь. Например, с 2002 по 2006 годы среднегодовая кредитная ставка снизилась с 26,6 до 16,2%. Конкуренция в этом сегменте рынка будет увеличиваться, банки будут наращивать технологии. Будут уменьшаться и сроки рассмотрения кредита МСБ. Если сегодня для принятия решения о выдаче кредита минимально требуется в среднем 3,3 дня, максимально – 11,6 дня, то в 2004 году эти показатели были равны соответственно 5,8 и 38 дням. Есть еще одна тенденция – ставки в различных регионах страны постепенно выравниваются.

 

 

Заключение

 

С момента развития современной банковской системы  в России кредитные организации интересовались в основном крупными клиентами. Прибыль от обслуживания холдингов и финансово-промышленных групп в нефтегазовой, машиностроительной или металлургической отраслях приносила банкам устойчивый и высокий доход при минимуме затрат.

В результате через  несколько лет в этом секторе настал период жесткой конкуренции: для удержания клиента банки предлагали все более выгодные условия, чем снижали свою прибыль.

Таким образом, сложилась ситуация, в которой банковскому сектору пришлось обратить внимание на другие источники прибыли – малый и средний бизнес, розничный рынок.

Малый бизнес проник во все сферы производства, обслуживания, сервиса, науки и стал неотъемлемой частью экономики России. С каждым годом растет доля предпринимателей в числе клиентов банков.

Сейчас многие банки все активнее стремятся кредитовать малый бизнес – он развивается, легализуется, работает с расчетным счетом. Еще один признак обострения конкуренции – приход на рынок все большего количества кредитных организаций.

В конце 2009 года наметился положительный тренд увеличения кредитной активности банков в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. В 1 полугодии 2010 года стало очевидно, что банки выходят из посткризисного периода, начали переоценку кредитных рисков, активно наращивают темпы кредитования и оптимизируют свои продуктовые линейки. Во 2 полугодии рост рынка продолжался, хотя, конечно, докризисные темпы роста достигнуты не были.

Стоит отметить, что и потенциальные заемщики начали пересматривать свои планы развития, и, как следствие, спрос на кредитные продукты со стороны предпринимателей заметно возрос.

Массового выхода на рынок новых игроков не произошло  – основные участники рынка остались прежними: это крупные системообразующие  банки федерального уровня, а также опорные региональные банки, для которых предприятия малого бизнеса в силу размеров их активов являются одним из основных сегментов корпоративных клиентов.

В числе первых таких банков устойчивую позицию  занимает Открытое Акционерное Общество Банк «УРАЛСИБ» (ОАО Банк «УРАЛСИБ»). Банк «УРАЛСИБ» – сетевой банк федерального масштаба, предоставляющий полный спектр финансовых услуг и продуктов частным и корпоративным клиентам. Имеет представительства в 51 регионе страны.

Входит в  число крупнейших банков России по работе как с физическими, так и с юридическими лицами. В корпоративном банковском бизнесе основной объем клиентской базы приходится на предприятия малого бизнеса. Банк находится на третьем месте по объему кредитов, выданных малым и средним предприятиям.

В рамках исследования услуг, предоставляемых Филиалом ОАО Банк «УРАЛСИБ» в г. Иркутске, было рассмотрено 7 кредитных продуктов ЦКС «Малый бизнес».

Продукты «Бизнес-экспресс», «Бизнес-оборот», «Бизнес-овердрафт» и  «Бизнес-гарантия» нацелены на поддержку  текущей деятельности предприятий. Кредит «Бизнес-оборот» предназначен для удовлетворения потребности компаний в пополнении оборотных средств. Отличительная черта – это наличие возможности предоставления данного продукта в виде возобновляемой кредитной линии. В случае обычного единовременного кредита заемщик получает всю сумму сразу, без возможности разбивки ее на транши.

Цель программ «Бизнес-инвест», «Бизнес-авто» и  «Бизнес-ипотека» – инвестиционное финансирование. Например, в рамках программы «Бизнес-Инвест» можно  получить кредит на расширение или развитие действующего направления бизнеса. Кредитные средства можно направить на модернизацию оборудования, покупку новых технологических линий и агрегатов, приобретение складской и коммерческой недвижимости, проведение ремонтных и строительных работ. Возможно также рефинансирование произведенных ранее инвестиционных затрат.

По опыту  деятельности филиала средняя сумма  запрашиваемого кредита составляет около 500 тыс. – 1 млн. рублей. Так, для экспресс-кредитов характерны небольшие средние суммы кредитования, 300–400 тыс. рублей, а для инвестиционных кредитов, связанных с приобретением коммерческой недвижимости (например, продукт «Бизнес-Ипотека»), средняя сумма кредита будет значительно выше.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса