Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:01, контрольная работа
Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта.
В соответствии с данными таблицы видно, что наиболее активными заёмщиками являются индивидуальные предприниматели, за период с января по октябрь 2009 года эта группа увеличилась на 7%, прирост среди юридических лиц составил 8%, в целом всего по заёмщикам произошло увеличение на 9%. За такой же период 2010 года изменения следующие: юридические лица-8%, индивидуальные предприниматели-14%, в целом по заемщикам-11%.
Далее проанализируем структуру кредитного портфеля в таблице 6 по способу предоставления.
Таблица 6 – Структура кредитов малому бизнесу по способу предоставления
Способ кредитования |
01.01–01.11 2010 года |
01.01–01.11 2009 года |
01.01–01.11 2010 года | |||
Количество выданных кредитов | ||||||
Абсолютные единицы |
% |
Абсолютные единицы |
% |
Абсолютные единицы |
% | |
Разовый |
414 |
70,9 |
442 |
68,8 |
468 |
65,5 |
Траншевые кредитные линии |
170 |
29,1 |
200 |
31,2 |
246 |
34,5 |
Всего: |
584 |
100,0 |
642 |
100,0 |
714 |
100,0 |
Анализ таблицы показывает, что наибольший удельный вес занимают разовые кредиты: в 2010 годус января по октябрь было выдано 468 кредитов (65,5%), в 2009 году – 442 кредита (68,8%), а в 2010 году – 414 кредитов (70,9%).
По траншевым линиям в 2010 годус января по октябрь было выдано 246 кредитов (34,5%), в 2009 годуза такой же период – 200 кредитов (31,2%), а в 2010 году – 170 кредитов (29,1%).
Таблица 7 – Структура кредитного портфеля по срокам кредитования
Срок кредитова-ния |
1.01.2010 – 01.11.2009 |
1.01.2010 – 01.11.2009 | ||||||
Количество выданных кредитов, единиц |
Сумма выданных кредитов, рублей |
Количество выданных кредитов, единиц |
Сумма выданных кредитов, рублей | |||||
в абсолют. единицах |
в долях, % |
в абсолют. единицах |
в долях, % |
в абсолют. единицах |
в долях, % |
в абсолют. единицах |
в долях, % | |
До 1 года |
161 |
25,0 |
486291 |
32,9 |
167 |
23,3 |
406143 |
20,8 |
До 2 лет |
428 |
66,7 |
718564 |
48,6 |
476 |
66,7 |
810333 |
41,5 |
От 3 до 5 лет |
53 |
8,3 |
273529 |
18,5 |
71 |
10,0 |
736134 |
37,7 |
Всего |
642 |
100,0 |
1478537 |
100,0 |
714 |
100,0 |
1952609 |
100,0 |
Краткосрочные кредиты в общей совокупности составляют около 1/4 всего кредитного портфеля, сюда в основном входят экспресс-кредиты на развитие бизнеса в краткосрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе было больше выдано кредитов на сумму 107500000 рублей по сравнению с предыдущим периодом.
Далее проведем анализ кредитного портфеля по видам кредитных продуктов (Таблица 8).
Таблица 8 – Кредитный портфель по видам продуктов
Виды продуктов |
Сумма выданных кредитов (тыс. рублей) | ||||||
на 01.10.08 |
на 01.10.09 |
Изменение |
на 01.10.10 |
Изменение | |||
в абсолютных единицах |
% |
в абсолютных единицах |
% | ||||
Кредиты «Малый бизнес» |
453810 |
642718 |
188908 |
40,1 |
870446 |
227728 |
48,0 |
Кредиты юр. лицам |
420568 |
651263 |
230695 |
49,0 |
854236 |
202973 |
42,8 |
Потребительское кредитование, в т.ч. |
133249 |
184556 |
51307 |
10,9 |
227927 |
43371 |
9,1 |
На неотложные нужды |
25471 |
36074 |
10603 |
2,3 |
41256 |
5182 |
1,1 |
Доступный кредит |
63546 |
89502 |
25956 |
5,5 |
99122 |
9620 |
2,0 |
Автокредитование |
24654 |
35268 |
10614 |
2,3 |
57896 |
22628 |
4,8 |
Ипотека |
19578 |
23712 |
4134 |
0,9 |
29653 |
5941 |
1,3 |
Итого |
1007627 |
1478537 |
470910 |
100 |
1952609 |
474072 |
100 |
Анализ таблицы показывает, что в 2010 году наибольший удельный вес, в общем объеме, приходится на кредиты малому бизнесу (453810 тыс. руб.), на втором месте – кредиты юридическим лицам (420568 тыс. руб.), и на третьем – физическим лицам (133245 тыс. руб.). В 2009 году ситуация изменилась в сторону увеличения объема кредитования юридических лиц и составила 642718 тыс. руб., прирост – 49%. Кредитный портфель по малому бизнесу в 2009 годуувеличился на 40,1%. Прирост потребительского кредитования – 10,9%. В 2010 году ситуация такова: кредиты малому бизнесу составили 870446 тыс. руб., прирост – 48%; юридическим лицам – 854263 тыс. руб., прирост составил 42,8%; потребительское кредитование – 227927 тыс. руб. или 9,1%.
Кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе представлено в Приложении
Банк на протяжении трех лет наиболее активно работает с предприятиями розничной торговли (в среднем 30%), оптовой торговли (в среднем 20%), с предприятиями, предоставляющими услуги (6%), строительство (7%), транспорт (5%) и прочими (2%).
В области розничной торговли в 2009 году происходит незначительный спад кредитования на 0,84%, а в 2010 году прослеживается тенденция увеличения на 2%. В области оптовой торговли ситуация аналогична, снижение в 2009 году на 2,42%, и увеличение в 2010 году – 3,75%. В отношении предприятий, предоставляющих услуги наблюдается тенденция снижения 2009 год – 1,47%, 2010 год – 5,47%. В месте с тем, в области строительства и транспорта наблюдается тенденция увеличения кредитования – строительство: в 2009 году на 1%, в 2010 – 2%; транспорт 5%.
По опыту деятельности филиала средняя сумма запрашиваемого кредита составляет около 500 тыс. – 1 млн. рублей. Так, для экспресс-кредитов характерны небольшие средние суммы кредитования, 300–400 тыс. рублей, а для инвестиционных кредитов, связанных с приобретением коммерческой недвижимости (например, продукт «Бизнес-Ипотека»), средняя сумма кредита будет значительно выше.
Рынок кредитования малого бизнеса начал свой рост еще в конце 2009 года, в 2010 году рост уверенно продолжился. Филиал прогнозирует рост на уровне 20–25% за 2011 год. Сейчас ставки банка достигли докризисного уровня, в среднем минимальная ставка находится на уровне 14%, но при этом значения процентной ставки могут меняться в зависимости от сроков предоставления кредита и подходов к оценке заемщика (так, для экспресс-кредитов ставка традиционно выше). Однако следует отметить, что, несмотря на рост интереса предпринимателей к кредитам и готовность банка их выдавать, рост объемов кредитования малого и среднего бизнеса все еще находится на недостаточном уровне, и дальнейшего снижения процентных ставок, скорее всего, не последует.
3. Основные проблемы и перспективы развития системы кредитования малого бизнеса
3.1 Проблемы в организации кредитования малого бизнеса в рф и возможные пути их решения
Данный раздел посвящен исследованию
проблем, существующих в сфере оказания
банками своих услуг
Низкий уровень развития малого бизнеса, прежде всего, связан с отсутствием достаточных условий для развития малого бизнеса у нас в стране (Рисунок 8).
Рисунок 8 – Основные проблемы развития малого бизнеса [45]
На основании рисунка 8 можно выделить следующие проблемы низкого уровня развития малого бизнеса в России с точки зрения самих предпринимателей:
1) высокая налоговая нагрузка (47%);
2) ограниченность финансовых средств (46%);
3) коррупция в органах власти (32%);
4) высокая арендная плата (31%);
5) трудности с получением кредита (25%);
6) низкая квалификация персонала (12%);
7) проблемы связанные
Ограниченность финансовых ресурсов является, чуть ли не основной преградой в развитии малого бизнеса из чего и вытекает напрямую проблема с получением кредита у банка. В силу этого остается нерешенным ряд задач, которые наиболее эффективно мог бы решить банковский сектор.
По результатам исследования, проводимого Рабочим центром экономических реформ – либеральная альтернатива, по вопросам взаимоотношений банков и малых предприятий выяснилось, что среди услуг, которые субъекты малого бизнеса хотели бы получать, но не получают от банков-контрагентов, кредитование стоит на первом месте. Получение кредита у банка считают доступным только 37,3% участников опроса. Фактически испытывали трудности в получении кредита в банке 30,7% респондентов [45].
Как уже отмечалось,
значительная роль в развитии малого
бизнеса отводится сегодня
Как видно из рисунка 9 основная проблема доступа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей к финансовым ресурсам банка связана с:
– в первую очередь с проблемой предоставления залога и гарантий (43%),
– во-вторых, это высоки процентные ставки за пользование кредитом (32%),
– сложность и длительность оформления соответствующих документов беспокоят 26% респондентов,
– короткие сроки проблема для 15%,
– не видят необходимости в привлечении дополнительных средств – 12%,
– не располагают доверием банка – 5%.
Рисунок 9 – Причины препятствующие получению кредита [41, С. 6]
И все же, анализируя ситуацию на сегодняшний день, можно отметить, что превалирующая точка зрения о том, что банки не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса, постепенно опровергается существующей практикой.
Как показывают исследования, совокупный объем кредитов малому бизнесу в 2007 году составил около 5 миллиардов долларов. На фоне кредитов крупным и средним предприятиям (почти 140 миллиардов долларов) или частным лицам (40 миллиардов долларов) это выглядит довольно скромно.
Однако финансирование малого бизнеса отличается высокой динамикой: прирост до 50% за год, в то время как объем рублевых кредитов, предоставленных банками нефинансовым предприятиям и организациям, в целом, по данным Банка России, вырос на 28,3%. Более того, есть основания полагать, что в 2008 году сектор кредитования малого бизнеса окажется рекордсменом по темпам прироста.
Об эффективности работы с малым предпринимательством, правильности выбранной стратегии можно судить, опираясь на накопленный кредитными организациями опыт. Тот факт, что лишь у 8,70% исследованных банков доля кредитования малого бизнеса за год работы уменьшилась, у 33,30% – осталась неизменной, а у 58,30% увеличилась, свидетельствует в целом о перспективности работы банков в этом секторе экономики и экономической оправданности расширения своего присутствия на рынке финансовых услуг для малого предпринимательства (Рисунок 10).
Рисунок 10 – Динамика предоставления кредитов малому бизнесу за 2007 год
Необходимым условием выдачи кредита является наличие обеспечения. По данным «Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ» в 31,20% случаев банки в обеспечении кредитов чаще всего отдают предпочтения товарно-материальным запасам и ценностям, в 23,80% – недвижимости, включая незавершенное строительство, здания, основные фонды. Лишь 6,00% банков в качестве обеспечения принимают остаток средств на расчетном счете и 11,00% гарантии другой фирмы или другого банка, ценные бумаги (рисунок 11).
Рисунок 11 – Предпочтения банков в обеспечении при выдаче кредита
Стоит отметить, однако, что гарантии как вид залога чаще используются теми предприятиями, которые имеют более одного банка-контрагента. Гарантии государства и органов местного самоуправления, предоставление кредита без обеспечения имеют место крайне редко.