Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:01, контрольная работа
Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта.
По всей видимости, в ближайшие несколько лет наиболее популярными останутся кредиты на срок до одного года. Сегодня 42% от общего объема кредитов выдается сроком до 1 года, 27% на срок от 1–2 года, 23% на срок 2–3 года и свыше трех лет было выдано 8% кредитов. Основной преградой, которая стоит на пути расширения операций банков с предприятиями малого бизнеса, является их высокий риск кредитования.
Риски кредитования малого бизнеса обусловлены как спецификой этого особого вида бизнес деятельности, так и особенностями его развития в России: оторванность российского малого бизнеса от формирования всей предпринимательской среды, деформация хозяйственной среды малого бизнеса, проявляющаяся в разрыве между реальными и формально учтенными объемами хозяйственного оборота, что вызывает малую информационную прозрачность данного сектора экономики, недостаточный профессионализм менеджмента, обусловленный особенностями становления рыночной экономики в России.
Не секрет, стремясь обезопасить себя, коммерческие банки подчас закладывают повышенный процент, дабы компенсировать возможные потери от невозврата кредита. Так что одним из главных условий расширения кредитной деятельности банков в сфере малого бизнеса остается снижение рисков. Оценку финансового состояния клиента банки проводят на основании его официальной отчетности, скорректированной с учетом реальной деятельности. Большинство методик базируются на основных принципах кредитных взаимоотношений банков с малым бизнесом:
– не предоставлять кредит, если предприятие находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения другого кредита;
– определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;
– учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия;
– учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог;
– оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения кредита.
В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю клиента, начиная работу с ним с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму и срок. При рассмотрении кредитной заявки производится проверка ее соответствия Кредитной политике Банка и, как правило, осуществляется анализ кредитуемой сделки (проекта), производится структурирование кредитной сделки, определяется уровень кредитного риска. Рассмотрение кредитных заявок включает выполнение следующих процедур:
– предварительная квалификация Клиента;
– сбор необходимой информации и документов;
– проверка достоверности полученной информации и документов;
– выявление и анализ криминальных и правовых рисков;
– анализ информации и документов, оценка кредитного риска.
Для предварительной квалификации Клиента осуществляются следующие мероприятия:
– ознакомление клиента с кредитными продуктами, предлагаемыми Банком;
– определение наиболее подходящего для клиента кредитного продукта;
– предварительная проверка соответствия кредитной заявки Клиента Кредитной политике Банка;
– предварительное структурирование кредитной сделки.
С учетом результатов проведения предварительной квалификации Клиента Банком принимается решение о квалификации Клиента в качестве потенциального Заемщика. В случае если потенциальный Заемщик согласен с предложенными Банком условиями, работник кредитного подразделения предлагает ему заполнить заявление на получение кредита на имя руководителя Банка / филиала в произвольной форме с указанием суммы кредита, цели, срока возврата и вида обеспечения, а также анкету Заемщика. Проверка достоверности полученной информации и документов осуществляется Банком всеми возможными способами, например: путем визуального осмотра соответствующих объектов (зданий, сооружений, оборудования, автотранспорта и другого имущества), изучения первичных документов, документов бухгалтерского и управленческого учета, проведения опроса лиц, которые могут обладать необходимой информацией, направления письменных запросов. Достоверная информация является основой для проведения качественного анализа. В целях выявления криминальных рисков все клиенты, подавшие кредитные заявки, подлежат обязательной проверке по линии экономической безопасности в соответствии c нормативными документами Банка. Признаками криминальных рисков являются такие факты, как криминальные связи потенциального Заемщика, плохая кредитная история в других банках, допущенные им правонарушения.
По результатам проверки Департамент режима и защиты информации головного офиса / соответствующего структурного подразделения филиала готовит письменное заключение о целесообразности кредитования Заемщика в форме служебной записки. В целях выявления правовых рисков документы потенциальных Заемщиков, подавших кредитные заявки, как правило, подвергаются правовой экспертизе. Анализ информации и документов, касающихся потенциального Заемщика, осуществляется в соответствии с внутренними документами Банка по кредитной деятельности.
Данный анализ неразрывно связан с анализом кредитуемой сделки / проекта и позволяет оценить риски, определяющие кредитный риск, а также установить уровень последнего. По результатам анализа готовится заключение. Вся информация, касающаяся потенциального Заемщика (заключения, служебные записки и пр.), помещается в досье Заемщика.
Определение уровня кредитного риска и подготовка заключения, содержащего результаты анализа кредитного риска, подразумевает наличие в банке службы риск-менеджмента. В каком виде в настоящее время в отсутствие данной службы должно быть подготовлено заключение об уровне кредитного риска. Кредитный работник, подписавший заключение о целесообразности выдачи кредита, докладывает свое мнение на Кредитном комитете. Решение Кредитного комитета оформляется протоколом.
2. Анализ предоставляемых банковских услуг малому бизнесу на примере Иркутского филиала ОАО Банк «Уралсиб»
2.1 Общая организационно-финансовая характеристика ОАО Банк «Уралсиб»
Открытое акционерное общество «БАНК УРАЛСИБ» (ОАО «УРАЛСИБ») образовано в результате реорганизации ОАО «УралСиб» в форме присоединения к нему ОАО АКБ «Автобанк-НИКойл», АБ «ИБГ НИКойл» (ОАО), КБ «Брянский Народный Банк» и ОАО АКБ «Кузбассугольбанк» на основании решения совместного общего собрания акционеров перечисленных банков и зарегистрировано 20 сентября 2005 года Уставный капитал ОАО «УРАЛСИБ» составляет 20,4 млрд. руб. БАНК УРАЛСИБ является основным активом Финансовой корпорации «УРАЛСИБ». Центральный офис Банка «УРАЛСИБ» расположен в Москве.
ОАО «УРАЛСИБ» имеет генеральную лицензию Банка России на осуществление банковских операций, лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами, лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской, депозитарной деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, а также лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Банк является участником системы страхования вкладов.
Согласно рейтинговым исследованиям УРАЛСИБ занимает ведущие позиции среди российских банков по активам, капиталу, корпоративным и розничным кредитам и депозитам.
Основными направлениями вложения средств Банка (в абсолютном выражении и в процентах от суммы чистых активов) по состоянию на 01.01.2011 г. являлись:
– ссудная задолженность юридических и физических лиц – 289,5 млрд. руб. или 68,0% активов; – вложения в ценные бумаги за исключением инвестиций в дочерние и зависимые общества – 60,6 млрд. руб. или 14,2% активов;
– денежные средства и счета в Банке России, а так же средства в кредитных организациях – 58,6 млрд. руб. или 13,8% активов.
Основными источниками средств Банка (в абсолютном выражении и в процентах от общей суммы пассивов) по состоянию на 01.01.2011 г., являлись;
– средства корпоративных клиентов – 178,8 млрд. руб. или 42,0% пассивов; – средства кредитных организаций – 71,9 млрд. руб. или 16,9% пассивов;
– средства физических лиц – 63,9 млрд. руб. или 15,0% пассивов;
– кредиты, депозиты и прочие средства Банка России – 55,9 млрд. руб., или 13,1% пассивов;
– собственные средства – 41,6 млрд. руб. или 9,8% пассивов;
– выпущенные долговые обязательства – 7,8 млрд. руб. или 1,8% пассивов.
Банк «УРАЛСИБ» – один из крупнейших российских банков, имеющий представительства в 51 регионе страны. Согласно рейтинговым исследованиям, «УРАЛСИБ» занимает ведущие позиции среди российских банков по активам, капиталу, корпоративным и розничным кредитам и депозитам.
Интегрированная
региональная сеть продаж финансовых
продуктов и услуг Банка «УРАЛС
– 45 филиалов
– 453 точки продаж
– 2674 банкомата
– 7300 платежных терминалов
По данным РБК. Рейтинг, по итогам 2010 года БАНК УРАЛСИБ занимает 2 место на рынке кредитования малого и среднего бизнеса, входит в «пятерку» российских банков – лидеров по размеру филиальной сети и в «тройку» – по количеству собственных банкоматов и занимает 3 место по количеству выданных пластиковых карт.
Банк «УРАЛСИБ» входит в топ-10 банков по объему депозитов физических лиц и выданных гражданам кредитов, а также по размерам денежных остатков на счетах корпоративных клиентов.
В соответствии с результатами исследования, проведенного в 2010 году ИК Comcon и Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), Банк «УРАЛСИБ» уверенно входит в топ-5 рейтинга узнаваемости российских банков, а также в топ-5 рейтинга самых клиентоориентированных, надежных и социально-ответственных финансовых брендов.
У банка имеется ряд преимуществ. Ниже предлагается рассмотреть некоторые из них. Банк «УРАЛСИБ»:
– является принципиальным членом международных платежных систем Visa International и MasterCard Worldwide (т.е., используя свой собственный процессинговый центр, производит и обслуживает карты без помощи посторонних компаний, что обеспечивает наивысшую степень безопасности и качества проводимых операций);
– предоставляет возможность оформить ту категорию карты, которая подходит именно Вам с учетом Вашего статуса, потребностей и возможностей;
– имеет развитую инфраструктуру обслуживания держателей карт в России;
– предоставляет возможность выпуска к одному картсчету нескольких карт;
– обеспечивает информационную поддержку держателей карт по телефонам круглосуточной службы поддержки.
– регулярно проводит акции с вручением подарочных сертификатов на бесплатное открытие международной банковской карты.
– является постоянным участником стимулирующих программ, проводимых международными платежными системами Visa International и MasterCard Worldwide.
Также Банк «УРАЛСИБ» предлагает удобный сервис по приему платежей и осуществлению переводов в рублях и иностранной валюте в любую точку мира в минимальные сроки.
Банк «УРАЛСИБ» по осуществлению переводов и приему платежей обеспечивает конфиденциальность, надежность, максимальную доступность услуги благодаря широкой сети пунктов обслуживания переводов и платежей, включающей в себя собственную сеть Банка, сеть банков корреспондентов и сеть систем денежных переводов и платежей.
В Банке «УРАЛСИБ» можно купить и продать паи паевых инвестиционных фондов семейства «ЛУКОЙЛ Фонд», находящиеся под управлением ЗАО «Управляющей Компании «УРАЛСИБ».
Клиентская база ОАО «УралСиб» постоянно растет. В настоящее время в области клиентской политики Банк считает приоритетной работу с крупным и средним бизнесом, не оставляя без внимания и малый бизнес. Динамика роста клиентской базы явно свидетельствует, что «УРАЛСИБ» один из наиболее активных операторов на рынке банковских услуг. Основной целью банка, как и всех кредитных учреждений является получение прибыли.
Стратегия и
тактика банка в сфере
Банк, будучи самостоятельным кредитным учреждением, проводит свою кредитную политику с учетом политических и экономических условий, уровня развития банковского законодательства, межбанковской конкуренции, степени развития банковской инфраструктуры и др.
Кредитная политика коммерческого банка – это комплекс его мероприятий, цель которых – повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.
Основная цель Кредитной политики на 2011 г. – получение максимальных доходов от кредитных операций, за счет продажи конкурентоспособных кредитных продуктов.
Совершенствование структуры кредитного портфеля производится по следующим направлениям: