Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта.

Работа содержит 1 файл

кредитование малого и среднего бизнеса.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность  темы. Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах  эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта. Привлекательными для России особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций, его способность быстро приспосабливаться к изменяющемуся спросу, оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий, создание новых рабочих мест. С другой стороны, эта сфера экономики представляет собой область высокорисковых инвестиций: весьма велика доля разоряющихся и ликвидируемых предприятий, впрочем, так же, как значительна доля вновь создаваемых фирм.

Малое предпринимательство  – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного  рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Как известно, основными  финансовыми источниками для  предприятий малого бизнеса являются собственные средства или привлеченный капитал – средства банков, других организаций или частных лиц. Однако, как показывает практика, предпринимателям достаточно сложно получить кредит на развитие своего бизнеса. Интересны следующие цифры: спрос на кредиты малому бизнесу специалисты оценивают в 30 млрд долл. При этом общее предложение от банков составляет всего 5 млрд долл. По данным Минэкономразвития, потребность малых предприятий в кредитах оценивается в 30 млрд. долл. ежегодно, а удовлетворяется она пока на 10–15%.

Малый бизнес испытывает постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах, как для открытия новых предприятий, так и для развития уже существующих. Понятно, что удобная форма кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона и страны в целом.

Банк – это  экономическое учреждение, и он действует с учетом активно развивающегося рынка потребностей. Все большее количество населения получает доступ и возможности пользоваться кредитами. Банки реагируют на такой спрос, создавая предложение.

В настоящее  время малый бизнес полностью вошел в сферу интересов банковских структур. Если раньше крупные российские банки только помышляли о работе с предпринимателями, то теперь малый бизнес и его представители стали для них желанными клиентами. Высокая конкуренция между банками в сфере сотрудничества с малым бизнесом делают кредиты для бизнеса более доступными. Необходимо отметить, что в настоящее время в результате конкуренции банки не только предоставляют кредиты на развитие уже существующего бизнеса, но и выдают кредиты на открытие бизнеса, что стало большим толчком для развития предпринимательства в целом.

Последствия кризиса  ликвидности, несмотря на поддержку  финансовых рынков со стороны монетарных властей, налицо. Многие участники финансового рынка пересмотрели свои кредитные программы, заморозили кредитование, повысили ставки по кредитам и сократили персонал.

Проблемы фондирования российских банков, вероятный рост риска невозвратов по кредитам, а  также непонятная ситуация в ряде сегментов экономики, в первую очередь  в девелопменте, строительстве и розничной торговле, – все это приводит к тому, что банки вынуждены ограничивать свою деятельность.

Все это свидетельствует  о необходимости правильной организации  экономической работы банка с малым бизнесом и увеличения количества его клиентов.

Цель работы состоит в определении основных проблем развития банковского кредитования малых предприятий в России и  обосновании направлений его развития.

Для достижения указанной цели ставятся следующие  задачи:

– проанализировать развитие банковского кредитования малых предприятий в России;

– определить проблемы, препятствующихе развитию кредитования малого бизнеса в России;

– исследовать особенности кредитования на примере услуг, оказываемых малому бизнесу в филиале «Иркутский» ОАО Банк «Уралсиб»;

– предложить и обосновать создание эффективных механизмов, способствующих решению проблем кредитования малых предприятий.

Объект исследования – филиал Иркутский ОАО «Уралсиб».

Предмет исследования – особенности, проблемы и перспективы  кредитования малого бизнеса

 

 

 

1. Теоретические основы, особенности и проблемы кредитования малого бизнеса в России

 

1.1 Экономическая  сущность малого бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования

кредит  малый предпринимательство экономический

Экономическая теория под малым предпринимательством – в противовес крупному – понимает обычно такую форму предпринимательства, которая отличается соединением в одном лице собственника и управляющего. В малом предпринимательстве владелец фирмы, как правило, не только вкладывает собственные средства, не только контролирует направления их использования, но и лично осуществляет руководство всеми основными процессами: маркетингом, привлечением средств и инвестированием, осуществлением сделок и взаиморасчетов, наймом и увольнением работников и т.д. Он несет все риски и разоряется в случае неудачи. Но зато в случае удачи он один пользуется плодами успеха.

Понятно, что  малый бизнес – дело многотрудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. Развитие малого бизнеса вызывается двумя обстоятельствами:

– особенностями современного этапа развития научно-технического прогресса, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса.

– дифференциации потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания.

Преимущества  малого бизнеса заключается в  гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры, оперативнее отражает изменения потребительского спроса, существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала. Многочисленность малых фирм создает возможности для широкого развития конкуренции. На плаву держатся те малые предприятия, которые функционируют эффективно.

Роль малого бизнеса в экономике значительна. Он связывает экономику в единое целое, образует своего рода фундамент.

Прежде всего, малый бизнес, и только он, может  заполнить те ниши, которые пустовали  в плановой экономике и которые  зачастую не готов был занять крупный  и средний бизнес. А между тем  без них невозможно функционирование современного общества и хозяйства – это и предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т.д.) и бизнес – услуг (консалтинг, маркетинг, инжиниринг и др.).

Во-первых, присутствие  многочисленных малых предприятий в этих сферах разгружает домашние хозяйства от несвойственных им функций, увеличивая свободное время каждого и создавая тем самым дополнительные возможности для отдыха, повышения образовательного и культурного уровня, семейного общения.

Во-вторых, без бизнес–услуг рыночная экономика лишается «капилляров», питающих предприятия, в том числе и крупные, необходимой информацией, кадрами и другими ресурсами. Так как потребность в пополнении или обновлении ресурсной базы возникает не периодически, заниматься всеми этими направлениями деятельности самим предприятиям зачастую накладно. Малые сервисные фирмы снимают с них эту обузу.

В-третьих, малый  бизнес – огромное поле для тех  инноваций, которые кажутся поначалу слишком рискованными для крупных  хозяйственных структур.

Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для  эффективного функционирования рыночного  хозяйства частная собственность  существует в чистом виде. Там, где  в экономике нет малого предпринимательства или он слаб, неизбежно останавливается процесс строительства правового механизма регулирования рынка (свобода договоров, защита и разграничение прав собственности, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и групп собственников).

Наконец, развитие малого предпринимательства – критерий того, насколько конкурентным является становящееся в стране рыночное хозяйство. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем меньше у государства возможностей диктовать рынку свои условия, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента. И тем труднее, с другой стороны, удержаться на гребне успеха, тем быстрее вынуждены поворачиваться все, в том числе и тяжелые на подъем крупные предприятия.

В России малое  предпринимательство рассматривается  как надежная налогооблагаемая база для бюджетов всех уровней и как  источник создания рабочих мест. Кроме  того, малые предприятия создают  здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг, что в целом благоприятно влияет на экономическую и социальную обстановку в стране.

Ежегодно увеличивается  примерно в 2 – 2,5 раза производство продукции малого предпринимательства (работ, услуг). Предприятия малого бизнеса все больше привлекают граждан на условиях вторичной занятости: совместительство, договора подряда, другие договора гражданско-правового характера. Удельный вес привлеченных работников на малых предприятиях на 01.01.2011 года составил 24,2%, в то время, как по крупным и средним – 8,4%.

С целью дальнейшего развития сферы малого бизнеса принимаются законодательные и нормативные акты, проводится работа различных структур, содействующих малому предпринимательству в России. Во всех регионах России созданы региональные фонды поддержки малого предпринимательства, осуществляющие финансово-кредитную поддержку субъектов малого бизнеса. Разрабатываются региональные программы поддержки малого предпринимательства. Данные программы предусматривают:

– оказание помощи предпринимателям, начинающим самостоятельную экономическую деятельность в приспособлении к условиям рынка;

– содействие созданию новых рабочих мест;

– вовлечение в предпринимательство социально незащищенных слоев населения;

– обеспечение консультационной и информационной поддержкой предпринимателя;

– содействие предпринимателям малого бизнеса в повышении их конкурентоспособности.

Региональные  центры поддержки малого бизнеса  оказывают консалтинговые, юридические, информационные, аудиторские, полиграфические, рекламно-издательские услуги, услуги целевого финансирования и т.д.

Накопленные в  России статистические данные небольших  банков, специализирующихся на выдаче кредитов малому бизнесу, говорят, что доля просроченной задолженности по этим кредитам не превышает 2%. Это объясняется тем, что диверсификация кредитного портфеля, осуществляемая при предоставлении кредитов субъектам малого бизнеса – это и есть снижение риска. По оценкам экспертов, увеличение объемов финансирования малых предприятий в 2–2,5 раза позволит повысить темпы роста валового внутреннего продукта на 0,8–1% в год.

Российский  малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и  формы предпринимательства. Самый  тонкий, «верхний» его слой –  это немногочисленные, малые по количеству занятых, но полнее капиталообеспеченные, работающие на основе интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке фирмы.

В России сейчас уже немало относительно крепких  малых предприятий, которые потихоньку развиваются, осваивают рынки смежных регионов. Их перспективы вполне определены: постепенный рост продаж, обрастание собственной сетью клиентов, увеличение, а затем стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории и в перспективе – более или менее продолжительная жизнь (последнее зависит от того, насколько прочно они смогут занять и удерживать какую-либо востребованную нишу в производстве и предложении уникальных изделий или услуг).

За ними идет гораздо более широкий слой малых  и мелких фирм, жизнь которых – непрерывная борьба за выживание. Это всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики. Их благополучие зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Видение перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узкое: заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом; а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платой порой не позволяют даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.

Самый нижний слой – это так называемые самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), занятые оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи-надомницы, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах. Некоторые из них носят гордое звание «предпринимателя без образования юридического лица» и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд; большинство же – труженики теневой экономики. Эти малые предприниматели сильно удивятся, если узнают, что их деятельность определяется таким образом. Они просто «крутятся», чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии, и о большем не задумываются.

Правительство впервые определило критерии, по которым бизнес относится к категории малого или среднего. Согласно принятому 24 июля 2009 года постановлению, микропредприятием считается организация с годовой выручкой до 60 млн рублей, малым предприятием – до 400 млн., средним предприятием – до 1 млрд.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса