Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта.

Работа содержит 1 файл

кредитование малого и среднего бизнеса.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

Закон 2009 года уже  установил рамки малых и средних  предприятий. Первый – численность работников. К микропредприятиям с 1 января 2010 года стали относиться организации, в которых число сотрудников не превышает 15, к малым – со штатом от 16 до 100 человек, к средним – с числом сотрудников до 250 человек.

Вторым зафиксированным  критерием стала выручка предприятия  от реализации товаров без учета  НДС, которую и определило правительство  задним числом. При этом закон устанавливает, что при разделении предприятий на микро, малые и средние при одном из двух показателей выбирается наибольший. Так, при выручке в 1 млрд. рублей и численности сотрудников в 7 человек предприятие будет признано средним.

Пока неизвестно, как часто государство намерено индексировать денежный критерий размера бизнеса – существенную поправку в них вносит инфляция.

 

1.2 Современное  состояние системы кредитования  малого бизнеса в России

 

Для того чтобы понять и объяснить динамику спроса малого бизнеса на банковские кредитные продукты и в целом на финансовые услуги, посмотрим, как вел себя сам этот сектор в последние 3 года. В любом случае сравнивать уровень развития малого предпринимательства в 2010 годус уровнем его развития в 2009 годунекорректно в виду того, что с 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», установивший новые критерии отнесения экономических агентов к категории «субъектов малого предпринимательства» (то есть законодательно сам объект существенным образом изменился). Поэтому любые сопоставления нового объекта с самим собой можно делать только начиная с 2010 года.

Рис. 1. указывает на то, что происходил значительный рост числа малых (включая микро-) предприятий в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Количественно сектор значительно вырос. По состоянию на 1 января 2010 г. их в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс., что на 20% больше, чем годом ранее.

 

Рис. 1. Динамика роста количества МП в России за 2001–2011 годы

 

Однако, по итоговым данным Росстата количество малых предприятий (МП) в 2010-м году сократилось при довольно высокой уверенности, что численность микропредприятий продолжила рост. Малый бизнес «мельчает», что необязательно плохо. Скорее это вынужденная реакция на последствия экономического кризиса и изменения во внешней среде.

Итак, в прошлом  году, который по общему признанию  относят к периоду выхода из кризиса, численность МП сократилась на 3,6%, до 219 700. К посткризисному явлению можно отнести резкое падение темпа уменьшения количества МП – в 5,4 раза. Таким образом, за два последних года их отряд поредел на 22,3% с 282 651 на 1 января 2009 г.

Естественно, по видам деятельности динамика количества МП сложилась разная. Так, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве относительное сокращение их числа в 2010-м было выше среднего – на 5% (до 13 400). Но за два года, наоборот, меньше, чем в среднем, – на 18,3%. Это наводит на мысль, что углубили падение количества малых предприятий здесь прошлогодние засуха, пожары и неурожай.

В рыболовстве  и рыбоводстве численность МП за 2009–2010 гг. уменьшилась на 22,2%, но в прошлом году сокращение было нулевым. Правда, количество (700 единиц) и доля в общей массе (0,3%) этих предприятий невелики. Надо заметить, что в большинстве других видов деятельности с малочисленными МП наблюдалась аналогичная динамика.

Например, это  относится к МП в добыче полезных ископаемых (1100 с долей 0,5%), которые стали одними из самых устойчивых к кризису, – сокращение на 8,3% в 2009 г. и сохранение численности в 2010-м.

На общем  фоне и с учетом массовости (35 300 на 1 января 2011 г. – 16,1% от общего количества) вполне достойно держались МП в обрабатывающих производствах. В прошлом году их количество снизилось на 3,3%, а к докризисному уровню – на 16,9%, – в обоих случаях меньше средних значений.

Стабильными для  малых предприятий стали производство и распределение электроэнергии, газа и воды, где их количество в 2010-м выросло на 7,7% (до 2800 единиц), а за два года – на 16,7%. Причинами этого могли быть реформа в энергетике и стабильный, спускаемый сверху, ежегодный рост тарифов, что особенно ценно в кризисный период.

Нелегко пришлось в минувшем году строительным малым  предприятиям, численность которых уменьшилась на 4,9% (до 30 900). Но заметим, что относительно 2008 г. уровень сокращения оказался ниже среднего – на 18,5%. Можно было ожидать худшего, учитывая, что строительному рынку от кризиса досталось крепче многих.

Однако главный  вклад в сокращение общей численности  малых предприятий в 2010 г. внес самый массовый вид их деятельности – торговля вместе с ремонтом мото- и автотранспорта, бытовых изделий и личных предметов: снижение на 6,6% (29,8% – 65 500), а за два года – на 21,9%. Особенно постаралась оптовая торговля, где в 2010-м не стало каждого десятого малого предприятия, с итогом 36 000 (относительно 2008 г. – сокращение на 21,7%). По этому поводу ранее уже отмечалось, что кризис очищает посреднические цепочки от ненужных звеньев. Впрочем, есть и другая крайность – чем меньше на рынке участников, тем хуже для конкуренции.

Численность второго  по массовости МП отряда – в операциях с недвижимостью, аренде и предоставлении услуг – в 2010 г. почти стабилизировалась (–0,5%, до 38 400), хотя за кризисный период чистка рядов здесь была одной из самых внушительных (–30,3% относительно 2008 г.).

На транспорте и в связи количество малых  предприятий уменьшилось в 2010 г. на 1,6% при падении за два года на 25,9%. Примечательно, что после роста в прошлом году на 6,1% численность МП, занимающихся гостиничным и ресторанным бизнесом, стала докризисной – 8700.

Продолжилась  в 2010 г. и тенденция более медленного сокращения количества работников (–2,7%), чем самих малых предприятий. Оборот МП вырос относительно 2009 г. на 16,4% при снижении их численности. Правда, требуется еще и поправка на разницу в уровне цен. Совсем не порадовали МП ростом капитальных инвестиций – +2,2% против прироста на 6% в целом по экономике. Но опять же нужна скидка на уменьшение рядов малых предприятий и известные проблемы с их доступом к кредитам, тем более на капитальные цели.

По всем рассматриваемым  показателям развития малого предпринимательства, за исключением оборота малых предприятий, в данном случае наблюдается негативная динамика.

Помимо спросовых  ограничений, основные проблемы малых  предприятий в условиях кризисных явлений носили, прежде всего, финансовый характер. Ситуация с малым предпринимательством характеризовалась:

– сокращением платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий;

– ростом просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы ее реструктуризации;

– разворачиванием системы неплатежей;

– отсутствием доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам).

Со стороны  банков, помимо ряда упомянутых, эти  проблемы выглядели следующим образом:

– непрозрачность малого бизнеса

– повышенные кредитные риски

– недостаточные объемы обеспечения

– несовершенство законодательства об обеспечении (залоге)

Несмотря на то, что зависимость малых предприятий  от банковского сектора и банковского  финансирования в отличие от крупных  и средних предприятий не является ярко выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократил возможности для выделения кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика потребность в краткосрочных и среднесрочных кредитах. Банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могли удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. Более того, программы кредитования малого бизнеса были свернуты или существенно ужесточены банками в первую очередь.

В большей степени  влияние банковского кризиса  почувствовали на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые испытывали наиболее значительные сложности с ликвидностью.

Ситуация с  финансами для малого бизнеса начала немного меняться в лучшую сторону только к концу 2009 года.

Данные ЦБ РФ, свидетельствуют о приросте в 2010 году объемов кредитов, выданных банками МСБ (в млн. рублей), по сравнению с 2009 на 40%. Они свидетельствуют о том, что с каждым годом доля кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, растет, а доля таких ссуд в кредитных портфелях многих банков составляет 30–40%.

В Таблице 1 представлен  рейтинг банков по количеству выданных кредитов малому и среднему бизнесу.

 

Таблица 1

Банк

Объем кредитов

Количество  кредитов

Кредитный портфель

Уровень просрочки

1

Сбербанк России

486 739 000

103 742

528 794 000

Н/д

   

+21,68%

+24,99%

+5,76%

 

2

Банк «Уралсиб»

229 205 006

15 014

74 963 706

Н/д

   

+5,46%

-

+22,29%

 

3

Банк «Возрождение»

94 300 000

736

48 700 000

11%

   

+33,83%

-45,07%

+16,28%

 

4

Промсвязьбанк

77 249 026

8604

25 847 187

2,7%

   

+95,24%

+13,85%

+14,70%

 

5

РосЕвроБанк

67 000 000

2818

14 800 000

8,6%

   

-

-

-

 

6

ВТБ24

40 950 398

33 267

79 359 724

Н/д

   

+273,98%

-

+11,48%

 

7

Инвестторгбанк

39 601 449

1433

21 779 871

5,5%

   

+80,66%

+34,93%

+35,44%

 

8

Национальный банк «Траст»

27 327 430

16 844

21 927 061

Н/д

   

+298,36%

+214,84%

+108,37%

 

9

Юниаструм Банк

27 203 203

1695

37 120 986

Н/д

   

+597,52%

+86,06%

+696,76%

 

10

Национальный  торговый банк

22 515 077

2913

11 515 413

5,5%

   

-

-

-

 

11

Банк Центр-инвест

21 200 000

4896

15 200 000

Н/д

   

+35,03%

+17,44%

-

 

12

Локо-Банк

20 988 231

2257

17 595 590

0,88%

   

-

-

-

 

13

СБ Банк

16 934 560

4550

10 434 761

1,165%

   

+6,00%

+11,88%

+9,47%

 

14

Акибанк

14 362 012

987

5 936 426

12,47%

   

-

-

-

 

15

АлтайЭнергобанк

8 264 439

350

3 485 778

1,58%

   

+182,95%

-34,70%

+48,50%

 

16

Мособлбанк

7 824 012

268

8 001 524

0,88%

   

-

-

-

 

17

ИнвесткапиталБанк

7 310 881

485

2 651 659

3,2%

   

+10,84%

-41,92%

+493,70%

 

18

Балтинветбанк

5 409 000

937

2 199 000

Н/д

   

+74,48%

+40,06%

+46,6%

 

19

ФГ «Лайф»

5 194 957

8452

6 744 239

18%

   

+91,07%

+229,00%

+20,52%

 

20

СКБ-Банк

4 533 349

7800

5 332 223

9,26%

   

+284,65%

+268,27%

+109,91%

 

 

Двадцать банков, которые активнее других финансировали малый и средний бизнес России в 2010 году, предоставили предпринимателям более 218 000 кредитов на 1,2 триллиона рублей. Увеличив на треть объемы кредитования по сравнению с 2009 годом, банки, впрочем, даже близко не подобрались к показателям 2010 года.

Лидер прежний – Сбербанк России выдавал малым предприятиям и предпринимателям по 2000 кредитов в неделю, в итоге потратив на их финансирование более 486 миллиардов рублей. Традиционно второй банк «Уралсиб» на четверть уменьшил количество предоставленных займов, однако их общий объем немного увеличился – до 229 миллиардов.

Впечатляющие  результаты у банка «Траст», СКБ-Банка, ВТБ24, АлтайЭнергоБанка и, в особенности, у Юниаструм Банка, в разы увеличивших объемы кредитования малого и среднего бизнеса по сравнению с 2009 годом. Среди региональных банков отличились тольяттинский Национальный торговый банк, замкнувший первую десятку рейтинга, и ростовский «Центр-инвест».

Самыми дисциплинированными  заемщиками могут похвастать ЛОКО-Банк и Московский областной банк – уровень просрочки не превысил 1% от всего кредитного портфеля.

Кредитование  предприятий малого и среднего бизнеса достаточно сильно отличается от кредитования крупных предприятий.

В целом ставки по кредитам малым предприятиям в  полтора раза превышают стоимость ресурсов для других заемщиков. В среднем малый бизнес в 2010 году занимал в рублях под 14–15%, а более крупные предприятия платили 10–12% годовых. Разброс среднегодовых ставок достаточно велик – от 13 до 28%. Зависят они от сроков кредитования, обеспечения кредита, региона, насыщенности ресурсами. Повышенные ставки процента объясняются более высоким уровнем риска, закладываемым банком при кредитовании малого предприятия. Пока невысокий уровень конкуренции между банками за малого предпринимателя также позволяет им держать ставки на высоком уровне. К тому же малые предприятия готовы платить высокие проценты с учетом срочности выдачи кредита.

Кредитование  предприятий малого бизнеса в  целом отличается более короткими  сроками, чем кредитование компаний среднего и крупного бизнеса. По размерам ссуд также довольно большой разброс: в небольших банках минимальная сумма 5 тысяч, а максимальная – 500 тысяч рублей, у более крупных – 50 тысяч и 30 млн. рублей соответственно.

В целом, по данным исследования, более 40% кредитов от общего числа выданных кредитов малым предприятиям – это кредиты до 300 тыс. руб. (порядка 10 тыс. долл.). Чуть менее 40% всех выданных кредитов находится в пределах 300 тыс. руб. – 3 млн. руб. Менее четверти всех кредитов составили кредиты на сумму от 3 млн. руб.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса