Кредитование физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:47, дипломная работа

Описание работы

Исследование естественно начинается с рассмотрения теоретических основ организации кредитования физических лиц, т.е. принципов, субъектов и объектов кредитования.
Далее анализируется огранизационно-экономическая характеристика деятельности банка посредством более подробного анализа организационно-правовых основ коммерческих банков вообще, правовых основ и основных показателей деятельности Георгиевского отделения СБ РФ на основе данных отчетности.
Следующая глава настоящего исследования анализирует непосредственно организацию кредитования физических лиц коммерческими банками посредством исследования технологической процедуры выдачи кредита, а также анализа платежеспособности физических лиц и обеспечения возвратности кредита.
В заключительной главе основной части рассмотрен наиболее насущный вопрос банковского кредитования - политика управления банковскими рисками.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы организации кредитования физических лиц 6
II. Организационно-экономическая характеристика деятельности банка
II. 1. Организационно-правовые основы деятельности коммерческого банка
II.2. Правовые основы деятельности и краткая характеристика ГОСБ 1811
II. 3. Основные показатели деятельности Георгиевского отделения СБ РФ на основе данных отчетности
III. Организация кредитования физических лиц коммерческими банками
III.1. Технологическая процедура выдачи
III.2. Анализ и определение платежеспособности физических лиц
III.2.1. Зарубежный опыт оценки
III.2.2. Методика определения платежеспособности физических лиц, используемая Учреждениями Сберегательного банка РФ
III.2.3. Практические расчеты определения платежеспособности физических лиц
III.3. Обеспечение возвратности кредита
IV. Политика управления банковскими рисками
IV.1. Организация управления рисками
IV.2. Органы управления рисками
IV.3. Управление рисками Сбербанком РФ

Заключение 75
Библиография

Работа содержит 1 файл

кредитование населения.rtf

— 1,022.84 Кб (Скачать)

     IV.1. Организация управления рисками 

     Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений. В противном случае могут сложиться статистические, бюрократические и технологические иллюзии, которым не суждено осуществиться на практике. При всех существующих различиях и деталях принятые в банках англосаксонских стран модели управления рисками являются образцом для организации такого управления.

     Важнейшими элементами систем управления рисками являются:

  • четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;
  • создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед исполнительным директором банка ("Chief Executive Officer"), руководитель подразделения кредитных рисков - перед директором по кредитам ("Cief Credit Officer"), т.е. перед членами высшего руководства банка;
  • установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам;
  • определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам;
  • для всех типов рисков создаются специальные немногочисленные группы по управлению, не зависимые от коммерческих подразделений банка;
  • все элементы системы контроля и управления рисками регулярно проверяются аудиторами, не зависящими от коммерческих служб банка.

     В целом система управления рисками в банках англосаксонских стран не только не вытеснила классический контроль, но существенно дополнила и усилила его.

     В последнее время примеру этих банков последовали швейцарские банки, добившиеся в этой области определенных успехов. Разработанные в швейцарских банках стандарты могут служить ориентиром и для других европейских банков.

     Следует, однако, помнить, что никакое, даже самое совершенное управление рисками полностью не избавляет от убытков и потерь, что должно уберечь управляющих банками от самоуспокоенности. Разработка новых, более гибких и совершенных моделей и методов управления рисками должна продолжаться постоянно. 
 

     IV.2. Органы управления рисками  

     Крупные банки обычно имеют два комитета по управлению рисками: комитет по кредитному риску и Комитет по управлению активами и пассивами банка.

     Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по кредитному риску, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.

     В состав первого комитета обычно входят: руководитель банка (председатель комитета), руководители кредитного и операционного отделов бухгалтерии, главный экономист или руководитель научно- исследовательского отдела, руководитель подразделения по анализу кредитных рисков, два или более других руководителей банка высшего уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 9.

     
     ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА ЯВЛЯЮТСЯ:
  • разработка и мониторинг состояния политики кредитов;
  • разработка политики рейтинга кредитов;
  • разработка критериев для получения новых кредитов;
  • делегирование полномочий по выдаче кредитов;
  • установление ограничений на кредита;
  • регулярная оценка риска всего портфеля кредитов, в т.ч. риска убытков по кредитм, перегруженности одного сектора, ликвидности портфеля;
  • разработка политики списания невозвращенных ссуд;
  • разработка политики отслеживания всех ссуд;
  • разработка политики возврата ненадежных ссуд;
  • разработка политики замораживания кредитов;
  • разработка стандартов кредитной документации;
  • пересмотр согласия на выдачу кредита;
  • пересмотр согласия на выдачу кредита;
  • пересмотр политики определения стоимости кредитов;
  • пересмотр внутрибанковских инструкций в соответствии с юридическими нормами;
  • разработка политики расширения и сужения кредитов, повышения их качества, в том числе обеспечения большей надежности, улучшения практики страхования, предоставления аккредитивов и гарантий, определения величины процентной маржи;
  • разработка критериев оценки работы ссудной администрации.
 

     В состав второго комитета включаются: руководитель банка ( председатель комитета), руководители операционного и кредитного отделов, главный экономист или руководитель научно- исследовательского отдела, руководители службы финансового контроля и бухгалтерии, еще несколько руководителей высшего уровня.

     Таблица 10. 

     
     ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА МОГУТ БЫТЬ:
  • разработка ограничений по финансовым рискам;
  • разработка процентной политики;
  • разработка ограничений по валютным рискам;
  • разработка ограничений и политики по рискам забалансовых операций;
  • разработка политики рисков, связанных с ценными бумагами;
  • определение основных источников финансирования банка;
  • определение основных источников финансирования банка;
  • управление рисками структуры капитала банка;
  • контроль за соблюдением банком законодательства в отношении рисков;
  • разработка критериев оценки эффективности работы по управлению активами и пассивами банка и др.
 

     Названные комитеты должны:

  • создавать внутрибанковские инструкции по управлению рисками;
  • определять цели политики управления рисками и доводить их до сведения коллектива банка;
  • при необходимости делегировать полномочия по реализации этой политики и контролю подразделениям и отдельным работникам банка;
  • разрабатывать ограничения и стандарты на объемы, зоны, виды рисков, методы их оценки и регулирования.
 

    IV.3. Управление рисками Сбербанком России 

        Для более полного анализа темы рисков, представляется необходимым привести наглядный пример управления рисками в Сбербанке Российской Федерации.

        Осуществляя консервативную политику в вопросах управления рисками, Сбербанк России продолжил работу по развитию систем оценки, анализа и управления основными видами рисков. Банком сохранено централизованное управление лимитов риска на крупных контрагентов, региональных, отраслевых, структурных лимитов, ограничивающих рыночные риски; проводится единая процентная и тарифная политика. Создана и совершенствуется система контроля и мониторинга финансовых рисков. Кроме процедур предварительного, текущего и последующего контроля, осуществляемых независимыми структурными подразделениями Банка (управлениями внутреннего аудита, оперативного контроля и контрольно-ревизионными службами), внедрены в эксплуатацию автоматизированные процедуры контроля за операциями, проводимыми на денежном и фондовом рынках.

        Основанная на стандартных методиках Банка России система оценки и измерения рыночных и кредитных рисков, риска ликвидности дополнена собственными методиками. Так оценки процентного риска проводятся методами модифицированной дюрации, стресс-тестирования по целому спектру параметров, сценарного анализа финансовых последствий от изменения рыночных курсов и ставок, исторического анализа поведения отдельных категорий активов и пассивов, с элементами VaR-технологии.

        Банк неукоснительно соблюдает установленные нормативы Центрального Банка российской Федерации. В 2003 году не был нарушен ни один норматив. По большинству имеется значительный запас.

        В условиях высоких темпов роста кредитного портфеля Банк уделяет особое внимание контролю и управлению кредитными рисками. Централизованная система лимитирования, контроля и управления кредитными рисками дополняется постоянным совершенствованием методов регулирования уровня крупных кредитных рисков и их концентрации. В Банке действует система лимитов, ограничивающих принимаемые Банком кредитные риски, в рамках которой были установлены централизованные лимиты риска на 59 крупных корпоративных клиентов, 72 банка-резидента, 84 банка-нерезидента; 15 российских дочерних банков иностранных банков, 44 исполнительных органа власти субъектов Российской Федерации, 30 стран, структурные лимиты и ограничения на проведение отдельных банковских операций. Введена рейтинговая система оценки крупнейших контрагентов Банка, предусматривающая определение категории кредитного риска Заемщика, которая позволяет более точно оценить возможности будущего дефолта со стороны Заемщика, в зависимости от категории кредитного риска Банк ограничивает объем выделяемых Заемщику кредитных ресурсов. Действующая в Банке регламентная база в области кредитных операций, наряду с требованиями нормативных документов Банка России, учитывает более жесткие критерии оценки кредитного риска, используемые в практике международного аудита.

        Сохраняя высокие темпы роста кредитного портфеля, Банку удалось улучшить его качество: удельный вес просроченной задолженности снизился с 2.3% до 1,7%, доля кредитов первой группы риска превышает 91%. Отношение объема созданных резервов к ссудной задолженности снизился за год с 6,2 до 5,5%. Объем просроченной задолженности по субфедеральным ценным бумагам за 2003 год сократился на 89% до 13 млн. руб. в отношении банков-контрагентов фактов реализации кредитных рисков не отмечалось.

        По итогам года Банком достигнуто существенное снижение общего уровня рисков: одновременная реализация  кредитного и всех видов рыночного риска по кризисному сценарию покрывается 34% капитала Банка, что ниже уровня начала года (59%). Такой уровень рискового капитала является приемлемым и подтверждает правильность проведения Банком консервативной политики управления рисками исходя из стандартов, принятых в международной практике. 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть большое практическое значение темы настоящего исследования.

     На сегодняшний день банковская система в целом начинает работать уже в полностью рыночных отношениях. Если еще три-четыре года назад можно было встретить такое отношение к ситуации в банковской системе, как «Пока в России решается вопрос, «а есть ли банковское право», за рубежом оперируют» термином «кредитное право». Специалистов российских банков не удивишь понятием «кредитное дело Заемщика», но мало кто из них имел возможность видеть «кредитную историю Заемщика…»5, то сейчас любая инструкция, к примеру, Сберегательного Банка РФ непременно упоминает об использовании при кредитовании кредитной истории Заемщика. Да и законодательство уже более менее урегулировалось. Тем не менее, представляется необходимым в заключении остановится на таком важнейшем вопросе кредитования, как кредитные риски.

     Достаточно большие неплатежи в стране, в настоящее время, связаны с недооценкой моментов кредитных рисков, с нецивилизованным подходом банков в начале развития рыночных отношений к своей кредитной политике.

     При рассмотрении экономического положения потенциального Заемщика важны буквально все моменты, иначе банк может понести огромные потери. Кредитным отделам банка необходимо постоянно учитывать, анализировать зарубежный и все возрастающий российский опыт.

     Банковское дело все еще находится в процессе перемен. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Для того чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны отбросить свои бюрократические традиции и превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике.

     Финансовая либерализация, ужесточение конкуренции и диверсификация ставят перед банками новые проблемы и способствуют возникновению новых рисков. Без выработки новых способов управления, банки могут оказаться в кризисе, что и происходит со многими банками в России.

     На конкурентном рынке банки нуждаются в автономии для определения совей роли и стратегии и независимости в своей кредитной и управленческой политике.

     Управление часто определяют как искусство, не поддающееся определению и воплощенному в практике. Банковские аналитики часто принимают блестящие характеристики руководящего состава за признаки хорошего управления. Это важно, но вовсе не является надежным критерием лидерства и видения перспективы, качества управления, способности контролировать риск, качества персонала или финансовых перспектив.

Информация о работе Кредитование физических лиц