Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 16:18, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение кредитной системы и ее элементов: банковской и парабанкоской систем. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть становление кредитной системы в России;
- проанализировать основные функции коммерческих банков;
- раскрыть особенности Центрального банка Российской Федерации;
- рассмотреть парабанковскую систему России;
- выявить перспективы развития кредитной сферы.
Введение 3
1. Становление и развитие кредитной системы 4
1.1 Кредитная система в России до 1990 года 4
1.2. Структура современной кредитной системы 9
1.3. Сущность кредитного механизма 12
2. Исследование особенностей кредитной системы Российской Федерации 15
2.1. Сущность Центрального Банка России и его функции 15
2.2. Организация и анализ коммерческих банков в РФ 20
2.3. Оценка конкурентоспособности небанковских кредитных организаций 26
3. Перспективы развития и пути совершенствования кредитной системы 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Одними из самых интересных являются кредитные союзы, инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды, рассмотрим подробнее эти специальные кредитные институты.
Кредитные союзы широко распространились после кризиса 1929 – 1932 гг. Деятельность кредитного союза не направлена на получение прибыли. Доходы кредитного союза распределяются между пайщиками или идут на удешевление услуг кредитного союза. В официальной статистики кредитные союзы относятся к категории неприбыльных организаций.
Кредитные союзы в России являются потребительскими кооперативами и предоставляют кредиты на потребительские цели, а не на производственные или финансовые инвестиции.
По официальным данным на начало 2009 года, было зарегистрировано 4,5 тыс. кредитных кооперативов. Налоговую отчетность сдавали всего 2,5 тысячи [22].
В августе вступил в силу Закон «О кредитной кооперации». Документ снизил риски: запретил выдавать больше 10% от всего бюджета одного заемщика, разрешено привлекать от одного пайщика не больше 20 - 30% бюджета. Не меньше 2% привлеченных капиталов необходимо перечислять в резервный фонд. К августу 2010 года все кредитные кооперативы обязаны объединиться в саморегулируемые организации (СРО).
На современном этапе произошло возрождение некогда популярных паевых инвестиционных фондов (ПИФ). Образуется он за счет аккумулирования средств участников с последующим их инвестированием в различные финансовые активы. Данный фонд не является юридическим лицом. Доверительное управление им в интересах инвесторов осуществляет управляющая компания паевого инвестиционного фонда.
Согласно российскому законодательству ПИФ может быть открытым или закрытым. В открытом, ПИФе акций, управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, не превышающий 15 дней с даты его предъявления. В закрытом, ПИФе недвижимости, – выкуп проводится не чаще одного раза в год.
Покупателями инвестиционных паев могут быть: физические лица – резиденты и нерезиденты РФ; юридические лица – резиденты и нерезиденты РФ. Инвесторы-нерезиденты не могут покупать паи за валюту, т. к. те могут продаваться только за рубли. Поэтому могут возникнуть трудности [6,c.23].
Кризис на российском фондовом рынке закончился еще в марте прошлого года. А по итогам всего 2009-го инвестиции в российский фондовый рынок в буквальном смысле этого слова озолотили вкладчиков. Сбережения тех россиян, которые рискнули положить деньги в ПИФы в прошлом году, выросли в среднем на 109%, то есть более чем в два раза. Акции Сбербанка упали со 120 рублей (максимальное значение до кризиса) до 14 рублей в марте прошлого года. То есть снизились почти в 10 раз всего за несколько месяцев. Естественно, те, кто вложился в ценные бумаги этого банка тогда, сейчас получили прибыль в 500 - 600%.
Минус паевых фондов в том, что во время кризиса они не защищены от падений рынка, потому что могут переводить в наличную валюту или в банковские депозиты не больше 20% своих средств.
Наибольший интерес для инвестиций в 2010 году могут представлять ПИФы нефтегазовой и металлургической отраслей. Это связано с тем, что мировая экономика будет медленно, но верно восстанавливаться.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими организациями социального образования. Негосударственное пенсионное обеспечение позволяет работнику предприятия или иному физическому лицу получать дополнительную пенсию за счет добровольных пенсионных или страховых взносов самого работника либо третьих лиц в его пользу.
На
рынке негосударственного пенсионного
обеспечения работает 252 НПФ. Более
7 млн. человек участвуют в
Преимущества НПФ как рыночного института сочетающего в себе решение сложных социальных и инвестиционных вопросов могут быть реализованы только при соблюдении ряда условий:
- наличие детально разработанной законодательной базы;
- государственных механизмов управления и контроля;
- систем и процедур
Тем не менее, препятствий, сдерживающих широкое масштабное развитие накопительных пенсионных механизмов, в нашей стране не мало, в первую очередь это:
- высокий уровень инфляции, который, безусловно, должен покрываться доходностью пенсионных накоплений;
- ограниченность в современных условиях достойных объектов инвестирования, учитывая требования к ним со стороны законодательства;
- невысокая инвестиционная
5
крупнейших НПФ по объёму
Основная
задача НПФ должна заключаться в
поиске перспективных направлений повышения
эффективности инвестирования пенсионных
резервов НПФ. Необходима переориентация
на финансовые инструменты позволяющие
использовать ключевую особенность пенсионных
резервов.
3.ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ И ПУТИ
Несмотря на благоприятную ситуацию активность банков не высока. Важной причиной такой активности банков является отсутствие у них долгосрочных привлеченных ресурсов, что прежде всего связано с низким доверием к банкам и государству со стороны кредиторов и вкладчиков. В таких условиях банковская система не способна эффективно выполнять функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции.
Целью развития финансовых рынков и кредитной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе является создание эффективной конкурентоспособной на мировом уровне финансовой системы, способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности [27].
Целевыми ориентирами являются:
- повышение уровня банковского кредитования экономики с 40 процентов валового внутреннего продукта в 2007 году до 70 - 75 процентов валового внутреннего продукта в 2015 году и 80 - 85 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году;
- повышение вклада банковского сектора в финансирование инвестиций в основной капитал с 9,4 процента в 2007 году до 20 - 25 процентов в 2020 году, в том числе благодаря развертыванию деятельности государственных институтов развития и усилению долгосрочной составляющей в банковском кредитовании;
- повышение относительного уровня капитализации российских компаний до 150 - 200 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году;
- повышение отношения собранных страховых премий к валовому внутреннему продукту с 2,4 процента в 2007 году до 7 - 9 процентов в 2020 году.
Ключевыми
принципами повышения
- эффективное ценообразование за счет высокой концентрации спроса и предложения, высокой ликвидности рынков, высокой степени информационной прозрачности рынков и их участников;
- снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, прежде всего в отношении инновационных наукоемких предприятий;
- наличие правовых и организационных условий для расширения круга финансовых инструментов, которые могут разрабатываться и предлагаться участниками рынка для обращения;
- конкурентоспособность системы налогообложения по сравнению с иностранными юрисдикциями.
Основными направлениями формирования инвестиционного ресурса должны быть: стимулирование населения к сбережению денежных средств, в том числе посредством:
- повышения надежности банков и других финансовых институтов путем их ускоренной капитализации;
- развития финансовой грамотности населения;
- создания новых финансовых инструментов для населения;
- развития страхования рисков, включая страхование ответственности финансовых посредников, формирования гарантийных и компенсационных фондов, развития рынка производных финансовых инструментов с целью хеджирования рисков;
-
расширение вовлечения в
- стимулирование развития обязательных и добровольных накопительных пенсионных систем и расширение допустимого инструментария для инвестирования пенсионных накоплений;
- формирование комплексной системы финансовых институтов развития, развитие механизмов частно – государственного партнерства для инвестиционных целей;
- стимулирование развития страхового рынка с одновременным совершенствованием требований к инвестированию страховых резервов.
Расширение кредитования малого бизнеса и микрокредитования должно превратить малый бизнес в один из двигателей экономического развития и помочь в формировании среднего класса. Можно выделить два направления мер по стимулированию кредитования МСБ. Первое направление – расширение объемов рефинансирования портфелей кредитов МСБ. Объем рефинансирования, декларированный, в частности, Внешэкономбанком (30 млрд рублей через Российский Банк Развития), в течение 2010 года целесообразно расширить по крайней мере до 150 млрд рублей. Эта мера окажет содействие и в выдаче долгосрочных кредитов, затрудненной в настоящее время из-за нестабильности пассивной базы банков.
Второе
направление – разделение с банками
рисков кредитования малых предприятий
без залогов или с
Требуется продолжение работы по совершенствованию порядка формирования резервов на возможные потери. Предполагается расширить состав инструментов, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери, на основании мотивированного суждения об уровне риска с последующим контролем со стороны надзорного органа, а также рассмотрение страхования банковских выплат.
Таким образом мы видим, что еще нужно сделать очень многое для дальнейшего развития и поддержания на должном уровне кредитной системы. И это развитие будет зависеть не только от Банка России, но и от руководителей кредитных организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри финансово-кредитной структуры создает возможности для ее широкого использования, позволяет своевременно вводить в действие большой набор различных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему. В РФ активно развивается так же коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг, постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.
Без
кредитной поддержки невозможно
обеспечить быстрое и цивилизованное
становление фермерских хозяйств, предприятий
малого бизнеса, внедрение других видов
предпринимательской
Экономическая политика указывает на необходимость контроля за финансовой и банковской системой страны, так как все экономические процессы, с одной стороны, влияют на состояние этой системы, а с другой стороны, сами находятся под ее влиянием благодаря значительной экономической мощи, как правило, сосредоточенной в финансовых и банковских кругах. В этих условиях обычно создается государственное учреждение - центральный банк - с уставом, предоставляющим ему значительную независимость от правительства. Этот факт призван оградить центральный банк от попыток использовать денежную эмиссию для финансирования бюджетного дефицита. Изучение взаимоотношений правительства и центрального банка основано на сопоставлении прав и функций последнего с учетом того, что статус центрального банка значительно варьируется в зависимости от рассматриваемой страны.
В
настоящее время денежно-