Кредитная система и кредитный механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение кредитной системы и ее элементов: банковской и парабанкоской систем. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть становление кредитной системы в России;
- проанализировать основные функции коммерческих банков;
- раскрыть особенности Центрального банка Российской Федерации;
- рассмотреть парабанковскую систему России;
- выявить перспективы развития кредитной сферы.

Содержание

Введение 3
1. Становление и развитие кредитной системы 4
1.1 Кредитная система в России до 1990 года 4
1.2. Структура современной кредитной системы 9
1.3. Сущность кредитного механизма 12
2. Исследование особенностей кредитной системы Российской Федерации 15
2.1. Сущность Центрального Банка России и его функции 15
2.2. Организация и анализ коммерческих банков в РФ 20
2.3. Оценка конкурентоспособности небанковских кредитных организаций 26
3. Перспективы развития и пути совершенствования кредитной системы 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

курсач по дкб.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

    В обследуемом периоде наблюдался незначительный рост спроса со стороны нефинансовых организаций на кредитные ресурсы (рисунок 1). Доля респондентов, заявивших об увеличение спроса, выросла до 30% в 4-м квартале с 18% в 3-м квартале 2009 года. О неизменности спроса, отметили 67% респондентов. Отмечается некоторое снижение доли респондентов, указавших сокращение спроса – до 3% с 12% по результатам предыдущего квартала. Банки продолжают поддерживать свих существующих заемщиков, выдавая им средства на финансирование оборотных средств, приобретение основных средств, на финансирование по существующим кредитным линиям.

    

    Рисунок 1 – Изменение спроса на кредитные  ресурсы

      Наблюдается сохранение прежней  жесткой кредитной политики: 88% респондентов оставили кредитную политику на прежнем уровне, всего 12% незначительно ее ужесточили (рисунок 2).

    Незначительные  ужесточения кредитной политики в 4-м квартале, как и в 3 квартале относились, в первую очередь, к рискованным  направлениям кредитования и наиболее рискованным заемщикам. Из условий кредитования в 4-м квартале 2009 года имело место незначительное увеличение маржи по рискованным видам кредитования и ужесточение требований к залоговому обеспечению кредитов.

    

    Рисунок 2 – Изменение кредитной политики

     В 1-м квартале 2010 года банки ожидают незначительного роста спроса на кредитные ресурсы. Около 40% анкетируемых банков ожидают роста спроса на кредитные ресурсы, в то время как 60% предполагают, что он останется неизменным.

    Банки ожидают, что кредитная политика в основном сохранит существующие тенденции – прежнюю кредитную политику поддержали 82% респондентов. При этом банки не предполагают существенных изменений ценовых условий выдачи кредитов: за сохранение уровня маржи по стандартным кредитам высказались около 91% респондентов и 79% банков не планируют повышать маржу по рискованным видам кредитования.

 

Рисунок 3 – Изменение спроса на кредитные ресурсы (ипотека)

Рисунок – 4  Изменение спроса на кредитные ресурсы (потребительское кред-е)

    На  розничном рынке кредитования наблюдается некоторое затишье, которое в определенной степени связано с влиянием сезонного фактора. В 4 квартале 2009 года доля респондентов, заявивших об увеличении спроса на ипотеку, составила 17%, что незначительно ниже, чем в 3 квартале (26%). Доля респондентов, свидетельствующих о сохранении спроса на прежнем уровне составила 60%. Наблюдается также снижение доли респондентов, отметивших об увеличении спроса на потребительские кредиты – с 37% в предыдущем периоде до 19% в анализируемом периоде (рисунки 3 и 4). По мнению банков, основное влияние на незначительное снижение спроса на ипотечное и потребительское кредитование оказал сезонный фактор: конец года, по оценкам банков, характеризуется некоторым замедлением деловой активности со стороны заемщиков.

    Ожидания банков в отношении спроса на ближайшие 3 месяца отражают аналогичные тенденции 3 квартала 2009 года (рисунки 3, 4): более оптимистичные оценки роста спроса по потребительскому кредитованию (43% респондентов ожидают незначительный рост против 22% респондентов по ипотеке).

      В части кредитной политики в 4 квартале 2009 года более 78% банков предпочли оставить ее без изменения (рисунки 5 и 6).

    Условия кредитования останутся неизменными  в следующем квартале – в среднем 85% банков высказались за сохранение основных неценовых условий кредитования (кредитных лимитов, сроков погашения кредита, залоговых требований и комиссий) и более 90% респондентов – за сохранение ценовых условий (маржи по стандартным и рискованным видам кредитования). Эти намерения вызваны сбалансированным подходом банков к уровню возможного дефолта заемщиков и возврата выданных займов. В то же время, часть респондентов из 5-ки крупных банков ожидают некоторого смягчения кредитной политики уже в 1-м квартале 2010 года.     
 

  Рисунок 5 – Изменение кредитной             Рисунок 6 – Изменение кредитной

                     политики (ипотека)             политики (потребительское кред-е)

    Ожидания  банков в отношении основных рисков существующих заемщиков на 1 квартал 2010 года – более 30% банков склонны считать, что заемщики будут испытывать дальнейшее ухудшение финансового состояния с ростом уровня просрочек и пролонгаций займов, а также дальнейшим ухудшением качества обеспечения.

    Большинство банков (57%) считают, что цены на недвижимость стабилизировались, и на рынке недвижимости наступило некоторое затишье, 31% респондентов ожидают незначительного снижения цен на недвижимость. Также, по мнению большинства банков, есть опасения, что цены на недвижимость будут формироваться в зависимости от залоговой политики банков, то есть резкая реализация (продажа) залогов банками может привести к дальнейшему снижению цен на недвижимость. В части источников дополнительного финансирования банки продолжают полагаться преимущественно на привлечение вкладов физических и юридических лиц (66% и 70% отметили высокую приоритетность этого источника фондирования). Банки также придают высокое значение увеличению капитала за счет средств действующих акционеров (48% респондентов) и реинвестированию полученной прибыли (47% респондентов). Незначительными темпами снижается доля респондентов с негативными ожиданиями относительно динамики качества ссудного портфеля. Так, 28% респондентов ожидают дальнейшее незначительное ухудшение качества ссудного портфеля.

    По  сегментам кредитования корпоративного сектора и физических лиц 29% и 33% соответственно ожидают ухудшения качества портфеля, 61% и 54% ожидают, что качество портфеля останется на прежнем уровне.

    Что касается распределения степени  рисков, то 45% респондентов указывают  на рост кредитного риска. Также ощутимым риском для банков является рост операционного риска (26% респондентов). В части источников дополнительного финансирования банки продолжают полагаться преимущественно на привлечение вкладов физических и юридических лиц (66% и 70% отметили высокую приоритетность этого источника фондирования). Банки также придают высокое значение увеличению капитала за счет средств действующих акционеров (48% респондентов) и реинвестированию полученной прибыли (47% респондентов).

    Погашение внешних обязательств банков происходило в 4-м квартале в среднем за счет следующих источников:

    - за счет внутренних обязательств (25%);

    - за счет реструктуризации (26%);

    - за счет сокращения активов и требований к резидентам (17%);

    - за счет снижения внешних активов (13%);

    - за счет рефинансирования обязательств перед нерезидентами на внешних рынках (19%).

    В течение следующих 12 месяцев банки  рассчитывают на замещение части  внешних обязательств внутренними  обязательствами (19%); также планируется  покрытие внешних обязательств за счет снижения внутренних активов (порядка 10%). Согласно планам реструктуризации внешнего долга 3 банка в течение года планируют снизить совокупный объем своего внешнего долга. В результате, снизятся планируемые платежи и текущая нагрузка на банковскую систему по погашению и обслуживанию внешнего долга приблизительно более чем в 2 раза (на 62%).

          Одной из значимых проблем  для банков стоит реализация накапливаемых  залогов, зачастую заемщики из-за ухудшения  своего финансового положения отказываются от обязательств по займам, и их залоговое имущество переходит в банк, а реализовать залог который обесценился, особенно недвижимость, достаточно сложно из-за низкой ликвидности рынка недвижимости.  

      Влияние банков на экономику, чрезвычайно высоко. Предоставляя кредиты, банки помогают народному хозяйству в его развитии. Однако на переходных этапах общественного развития, при переходе от одного общественного строя к другому, от одной системы хозяйствования – к другой экономическое поведение банков проявляет себя не столь прямолинейно, а в более сложной форме.

    Благодаря этому коммерческие банки постоянно  и неразрывно связаны практически  со всеми звеньями воспроизводственного процесса. Банковский сектор находится  на стадии развитии, банки получают все больший прирост инвестиций.

  2.3. Оценка конкурентоспособности небанковских кредитных организаций

    Парабанковская  система включает в себя специальные кредитные институты, такие как ломбарды, кредитные союзы, клиринговые компании, страховые компании, инвестиционные фонды и др., а также почтово – сберегательную систему.

    Лизинговые  компании, которые представляют в аренду на определенных условиях имущество. По мнению руководства, сейчас привлекательность лизинговой компании в основном определяется уровнем просроченной задолженности (42%) и долей собственных средств (26%). Лизингодатели полагают, что лизинг наиболее эффективен в машиностроении (40%) и в транспортной отрасли (33%). Недостаточно лизинг используется в ЖКХ и дорожниками - так считают 41% глав компаний [24].

    

    Рисунок 8 – Объем совокупного лизингового  портфеля

    Ломбарды - специализируются на выдаче потребительского кредита под залог "движимого имущества". В 2009 году ломбарды увеличили объемы кредитования на 18%, в то время как банки сократили совокупный кредитный портфель на 0,8%. Резкое ужесточение банками условий кредитования физических лиц привело к росту спроса на услуги ломбардов. Благодаря особенностям структуры залогового имущества (по оценкам экспертов, свыше 90% средств в 2009 году приходилось на высоколиквидные ювелирные изделия из золота), а также высоким ставкам по кредитам (до 25% в месяц) ломбарды избежали значительного роста рисков и увеличили объем кредитования на 18% по сравнению с 2008 годом.

    Обороты у ломбардов очень высокие, отмечают сами участники рынка, на которых ссылается «Коммерсант». По их оценкам, в 2008 году объем активов ломбардов составил $120-180 млн, а объем кредитования — около $1 млрд. В прошлом году объем кредитования вырос на 15-20% и составил около $1,2 млрд, оценивают участники рынка [21].

    Единого регулятора у ломбардов нет, поэтому  точное число игроков на рынке  неизвестно, но по оценке ЦБ, в России работает до 5 тыс. ломбардов, деятельность которых регулируется законом «О ломбардах» от 2007 года.

    В разгар кризиса населению нужны были деньги в короткие сроки и без справок, поэтому так вырос интерес к ломбардам, однако с середины 2009 года по мере стабилизации ситуации резкий рост прекратился, отмечают участники рынка. Количество невыкупаемых залогов в кризис выросло на 15-20%. Однако ломбарды испытывают несопоставимо меньше проблем, чем банки, с реализацией залогов по кредитам, так как они более ликвидны.  
        Инвестиционные компании - привлекают средства путем выпуска собственных акций небольшого номинала, собранные средства в основном инвестируются в ценные бумаги государства и за счет полученных на них доходов выплачивается дивиденд на  собственные акции. 
          Страховые организации – их денежные средства формируются за счет взносов страхования имущества, жизни, выплат за    медицинские страховки и т.д. Они используют их средства для покупки ценных бумаг общественных, государственных, вкладывают в   банки и т.д., и тем самым предоставляя кредиты. Сегодня в России насчитывается 22,5 млн. граждан-вкладчиков. Повышение страхового обеспечения до 190 тысяч рублей расширило круг "защищенных" с 16 до 20 млн. вкладчиков. А планируемое в следующем году повышение суммы "страховки" до 300 тыс. рублей прибавит к их числу еще 1 млн. россиян. Таким образом, почти 95 процентов вкладчиков российских банков будут защищены государством от банкротства кредитной организации, а страховая сумма составит 2 доли ВВП, что соответствует "средней банковской норме" [25].

           Факторинговая компания - занимается покупкой долгов юридических лиц на определенных условиях [10,c.218].  Объем факторингового рынка по итогам 2009 года составил 361 млрд рублей. В поисках новых клиентов факторы начнут активнее развивать безрегрессный факторинг, который и будет локомотивом роста в 2010 году. По оценкам "Эксперт РА ", объем рынка в 2010 году составит 450- 500 млрд рублей (темпы прироста ожидаются на уровне 25-35%) [19].

     Темпы прироста рынка факторинга в 2009-м  относительно предыдущего года отрицательны - минус 40%,если не учитывать результаты ФК "Еврокоммерц" в объемах рынка в 2008 году, за прошлый год сокращение составило 29,3%. Обычное для рынка соотношение объемов уступленных требований по полугодиям, близкое к 1:2, не характерно для 2009 года: во втором полугодии объемы уступленных требований лишь на 12% превысили показатели первого полугодия.

     Основной  проблемой развития рынка факторинга остается сокращение базы потенциальных  клиентов. В начале прошлого года сужение  клиентской базы было основано на ужесточении  требований к клиентам и дебиторам со стороны факторов. Тогда поставщики приходили за факторингом как за спасательным кругом, их не пугал даже рост ставок. Теперь же клиенты, памятуя о трудностях в получении факторинговых услуг на пике кризиса и отказах факторов в предоставлении финансирования, стараются опираться преимущественно на собственные средства.

     В условиях снижения спроса на факторинг  увеличить свою долю рынка возможно прежде всего за счет эффективного маркетинга и широкой филиальной сети. В 2007 году "Эксперт РА" провело опрос факторов, попросив назвать основные составляющие успеха игрока на факторинговом рынке. В 2007 году рынок вырос в два раза относительно 2006-го. Именно за счет продвижения услуги увеличить свою долю на рынке удалось ЗАО "ТрансКредитФакторинг", ЗАО "Кредит Европа Банк" и др. Развитая филиальная сеть способствовала увеличению доли рынка ОАО "Промсвязьбанк" (доля рынка фактора по итогам 2009 года - 33,7% против 23,5% годом ранее). Новички рынка показали разные результаты: активно начал развивать факторинг ОАО "Альфа-банк" (за год сумевший оказаться в пятерке лидеров, см. таблицу) за счет плотной работы с поставщиками Х5 Retail Group и все того же эффективного маркетинга.

    Увеличить свою долю рынка в 2010-2011 годах смогут именно банки с широкой филиальной сетью. Ведь, несмотря на более существенное падение региональных рынков относительно московского, регионы имеют все шансы стать флагманами роста.

Информация о работе Кредитная система и кредитный механизм