Кредитная политика коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной работы является исследование теоретических аспектов управления кредитными операциями и анализ эффективности кредитных операций коммерческого банка.
Решаются следующие задачи:
– определение сущности и характеристика видов кредитных операций;
– рассмотрение целесообразности управления кредитными операциями;
– оценка эффективности различных методов управления кредитными операциями;
– рассмотрение рисков, связанных с кредитованием предприятий и методов снижения их влияния на кредитную деятельность банка;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 - СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ КРЕДИТА 3
ГЛАВА 2 - ПОНЯТИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА 8
2.1 Внешний контроль кредитной деятельности банка 8
2.2 Этапы кредитования 15
2.3 Анализ кредитоспособности клиента 19
2.4 Разработка условий и заключение кредитного договора 29
ГЛАВА 3 - ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ 33
3.1 Формы и методы управления кредитными операциями коммерческих банков 33
3.2 Управление кредитными рисками 42
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 422.00 Кб (Скачать)

    Кредитное соглашение представляет собой развернутый  документ, подписываемый обеими сторонами  кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий ссуды.

    Его основными разделами являются: свидетельства  и гарантии; характеристика кредита; обязывающие условия; запрещающие  условия; невыполнение условий кредитного соглашения; санкции в случае нарушения  условий.

    Не  все кредитные соглашения содержат все указанные разделы, но некоторые  моменты – характеристика кредита, обязанности кредитора и заемщика, что понимается под нарушением договора – обязательно присутствуют в  документе о кредитной сделке.

    Соглашение  подписывают представители банка и компании, а если нужно – гарант. После этого комплект всех документов передается клиенту, а другой комплект с сопроводительными документами идет в кредитное досье банка.

    Примерно  так должен быть сформирован процесс кредитования в коммерческом банке. Но после выдачи кредита работа по нему не прекращается. Кредитный инспектор периодически должен проверять состояние кредита, чтобы вовремя быть в состоянии прореагировать на возможные ухудшения процесса возврата кредита. Все данные должны заноситься в досье клиента для того, чтобы в будущем использовать их при поступлении дополнительных кредитных заявок от этого клиента. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 - ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

3.1 Формы и методы управления кредитными операциями коммерческих банков

    Банковский  менеджмент можно охарактеризовать как процесс управления банком путем  постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс управления ссудными операциями представляет собой  составную часть процесса управления банком в целом. Управление ссудными операциями, рассматриваемое как процесс, включает в себя такие элементы, как планирование ссудных операций, организация осуществления ссудных операций, контроль за ссудными операциями, мотивация кредитного персонала, а также координация взаимодействия всех функций.

    Составными  элементами процесса банковского менеджмента  являются следующие функции:

  1. банковское планирование (в том числе планирование ссудных операций);
  2. организация деятельности банка (в том числе организация осуществления ссудных операций);
  3. банковский контроль (в том числе контроль за ссудными операциями);
  4. мотивация банковского персонала (в том числе мотивация кредитного персонала);
  5. координация деятельности банка (в том числе координация взаимодействия ссудных операций со всеми операциями банка).

    Планирование  ссудных операций. Планирование в  его новом понимании определяет цели деятельности банка и способы  их достижения. В зарубежной практике плановые подразделения являются одними из самых мощных организаций, хорошо оснащенных технически и укомплектованных высококвалифицированным персоналом. Оценка общего уровня управления ссудными операциями включает в себя вопрос о наличии и содержании кредитной политики.

    В международной практике считается, что риск банка повышается, если банк не имеет кредитной политики; если банк имеет кредитную политику, но не довел ее до сведения всех исполнителей и если банк имеет противоречивую кредитную политику.

    Банковская (в том числе кредитная) политика определяет цели и правила поведения конкретного банка на рынке, она обусловливает инструментарий, используемый специалистами данного банка при организации кредитных сделок. В содержание кредитной политики включаются: стратегия банка в кредитной сфере (цели, приоритеты, принципы); инструктивные материалы по кредитованию, методические разработки по анализу кредитоспособности, состоянию кредитного портфеля, организации контроля за исполнением договоров по различным видам ссуд.

    В условиях контроля над банком, осуществляемого  его учредителями, проблема формирования собственной кредитной политики встает перед банком особенно остро. Учредители, контролирующие банк, оказывают на него давление, преследуя при формировании его кредитной политики собственные интересы, противоположные интересам банка. Учредители стремятся набрать как можно больше кредитов по низкой цене. Таким образом, они заставляют банк формировать портфель низкокачественных, неработающих кредитов. В связи с этим формирование кредитной политики, отвечающей интересам банка, может стать для банка проблемой.

    Кредитная политика является основой всего  процесса управления кредитами и  его отправным моментом. Формирование политики означает сокращение возможных  альтернативных действий, упрощение  и ускорение процесса принятия решения. Главное назначение политики – обеспечение последовательности действий в практике банка, надежности и четкости его деятельности.

    Политика  определяет стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов и управление ими. Она определяет основу действий Совета директоров и лиц, принимающих стратегические решения, а также позволяет аудиторам (внешним и внутренним) оценить качество управления кредитами в банке. Хорошо проработанная кредитная политика, которая четко проводится сверху и понимается на всех уровнях банка, позволяет руководству избегать излишних рисков и верно оценивать возможности развития дела.

    Считается, что разумная, изложенная в специальном  документе кредитная политика банка  является основополагающей для правильного управления кредитным риском. Риск, как неотъемлемая часть всякого предоставленного банком кредита, сводится к минимуму. При этом банк должен получать прибыль, обеспечивающую стимулирование и привлечение достаточного притока капитала. Кредитная политика определяет предельные размеры кредитного риска, и, поскольку она утверждается на высшем уровне руководства, последнее тем самым само себя ограничивает с точки зрения проведения операций повышенного риска. Документ, одобренный Советом директоров, содержит положения, в соответствии с которыми предоставляются кредиты, а также фиксирует основные процедуры их выдачи.

    Кредитная политика как бы создает единый кредитный язык, единое информационное поле и в целом составляет основу развития общей кредитной культуры банка.

    Банк  должен определить количество кредитов каждого типа, а также какие  кредиты он будет предоставлять, каким заемщикам и при каких  обстоятельствах. Эти важные решения  требуют, чтобы целями политики банка  было поддержание оптимальных соотношений между кредитами, различными видами обязательств и собственным капиталом банка. Разумная кредитная политика способствует повышению качества кредитов. Кредитная политика дает направление специализации банка на определенных кредитных инструментах и отдельных отраслях экономики, что очень важно для него и с точки зрения оценки и реализации различных видов залога, и с точки зрения оформления тех или иных видов кредита и его обеспечения.

    Одним из методов регулирования кредитных  операций самим банком является введение лимитов кредитования. Чтобы получить согласованную систему лимитов, учитывающую все составляющие совокупного кредитного риска, можно представить его как композицию рисков, возникающих при проведении отдельных видов операций. При этом выделение составляющих совокупного кредитного риска может идти в нескольких направлениях.

    Однако  нет необходимости устанавливать  все возможные виды лимитов, так  как иначе невозможно будет их контролировать. Банк определяет только те из них, которые связаны с реально существующими кредитными рисками (в зависимости от ситуации в банке и окружающей его среде). Но при этом в зависимости от места в иерархической системе, где данный банк находится, необходимо обеспечить его согласованность со всеми другими лимитами более высокого уровня, иначе система ограничений для оптимальной модели может быть противоречивой.

    Банк  должен определять величину всех своих  кредитных лимитов на единой методической основе и регулярно их пересматривать, отражая происходящие изменения внутри банка, в его клиентской базе, а также в экономике в целом.

    Можно отметить и другие меры для защиты ресурсной базы коммерческого банка. Их можно сгруппировать следующим  образом:

    – «плавающие» процентные ставки;

    – развитие залогового права;

    – замена денежных активов на материальные;

    – финансирование под «конвертируемые ценные бумаги»;

    – участие в прибылях заемщика;

    Кредитные линии предоставляются, как правило, только для клиентов, чьи финансовые условия не вызывают сомнений.

    Указанные кредиты должны быть гарантированы; они не могут быть предоставлены для кредитования непогашенных в срок долгов. При решении вопроса о платежах либо ролловерах (периодически возобновляющихся кредитах) по «кредитной линии» принимаются во внимание:

    а) настоящие финансовые условия заемщика, которые доказываются экономической информацией (предпочтительно не менее чем за последние шесть месяцев). Сравнение может быть осуществлено путем сопоставления результатов за предшествующий соответствующий календарный период;

    б) экономические, индустриальные или политические факторы, которые могут негативно влиять на финансовое состояние заемщика.

    Управление  кредитной линией обычно осуществляется на колеблющейся базе, с погашениями  полностью или частично время  от времени. Существует годовой «чистый» период, в течение которого проверяется использование кредита.

    Использование методов кредитного регулирования при планировании ссудных операций должно охватывать следующие аспекты:

- элементы правового регулирования;

- специализацию банка;

- ресурсную базу;

- степень допустимого риска;

- структуру кредитного портфеля;

- структуру обязательств по срокам.

    Организация осуществления ссудных операций должна включать процедуры кредитования, которые могут быть изложены в  руководстве по кредитной политике и в инструкциях для различных подразделений банка. Порядок предоставления кредита предусматривает следующие процедуры: обработку заявки на кредит; кредитный анализ; одобрение кредита; оформление кредитного дела; перечисление ссуженных денежных средств заемщику; наблюдение за кредитом.

    Одной из главных задач банка является активная работа по наблюдению за кредитом с целью управления им. Хорошее управление не устранит проблемность кредита, но нередко кредиты могут стать проблемными в случае неэффективной работы с ними после их выдачи.

    Наблюдение  проводится банком для того, чтобы  иметь достоверную и оперативную  информацию об изменении финансового  положения заемщика, а также о  выполнении заемщиком условий кредитного договора. При эффективном наблюдении банк может на ранней стадии выявить признаки затруднений у заемщика с погашением кредита. Раннее выявление аналогичных проблем позволяет банку, активизировав корректирующие действия, максимально снизить убытки. Особенно значимым моментом контроля за кредитом является соблюдение договорных сроков его возврата, величины погашения процентов, коэффициентов финансовой отчетности заемщика, качества гарантии.

    Раз в год или чаще банк должен проводить  кредитные обзоры, суть которых состоит  в пересмотре взаимоотношений с клиентом. На практике такие обзоры по каждому конкретному клиенту осуществляет ответственный за это сотрудник кредитного отдела. В процессе такого обзора сотрудник анализирует финансовое состояние заемщика на протяжении определенного времени и выявляет тенденции его развития. Изучаются прошлые и будущие возможности заемщика по обслуживанию своего долга, положение заемщика на том рынке, где он работает. В результате анализа такого рода информации становится понятно, каким именно образом банку следует продолжать развивать деловое сотрудничество с тем или иным клиентом. По результатам обзора банк решает, продолжать ли проведение данного рода кредитных операций с конкретным клиентом, вводить ли другие кредитные операции или вообще их прекратить. Деловое сотрудничество банка с клиентом подразумевает и то, что банк должен быть в курсе всех планов развития клиента, всех его финансовых потребностей и всех происходящих с клиентом изменений. Обладание полной информацией о клиенте необходимо для сохранения надежных клиентов и для защиты банка от недобросовестных заемщиков.

    Мотивация кредитного персонала имеет своей  целью активизировать деятельность сотрудников банка для достижения поставленных перед ним задач. Для  этого осуществляется экономическое  и моральное стимулирование сотрудников, и создаются условия для их профессионального развития. Стимулирование кредитных работников может быть увязано с качеством формируемого портфеля кредитов, трудовыми затратами, проявлением инициативы и т. д.

Информация о работе Кредитная политика коммерческого банка