Кредитная политика коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной работы является исследование теоретических аспектов управления кредитными операциями и анализ эффективности кредитных операций коммерческого банка.
Решаются следующие задачи:
– определение сущности и характеристика видов кредитных операций;
– рассмотрение целесообразности управления кредитными операциями;
– оценка эффективности различных методов управления кредитными операциями;
– рассмотрение рисков, связанных с кредитованием предприятий и методов снижения их влияния на кредитную деятельность банка;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 - СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ КРЕДИТА 3
ГЛАВА 2 - ПОНЯТИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА 8
2.1 Внешний контроль кредитной деятельности банка 8
2.2 Этапы кредитования 15
2.3 Анализ кредитоспособности клиента 19
2.4 Разработка условий и заключение кредитного договора 29
ГЛАВА 3 - ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ 33
3.1 Формы и методы управления кредитными операциями коммерческих банков 33
3.2 Управление кредитными рисками 42
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 422.00 Кб (Скачать)

    Коэффициенты  ликвидности показывают, способен ли в принципе заемщик рассчитаться по своим обязательствам, а также  какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок. Для этого сопоставляются активы, сгруппированные по срокам, с соответствующими (по срокам) обязательствами. Значение коэффициента ликвидности не должно быть меньше единицы. Если для определенной по срочности группы активов и пассивов коэффициент больше единицы, это означает, что предприятие располагает средствами для погашения своих долговых обязательств в избыточном количестве. Анализируя баланс на ликвидность, можно оценить возможности заемщика быстро реализовать средства по активу и срочно покрыть его обязательства по пассиву.

    Финансовое  положение предприятия обуславливается  в немалой степени и его  деловой активностью. В критерии деловой активности предприятия  включаются показатели, отражающие качественные и количественные стороны развития его деятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, величина чистых активов. В мировой практике с этой целью используется «золотое правило экономики предприятия», в соответствии с которым рассматриваются следующие величины: Тбп – темпы роста балансовой прибыли; Тр – темпы роста объема реализации; Тк – темпы роста суммы активов (основного и оборотного капитала) предприятия. Оптимальным является следующее соотношение указанных величин:

    Тбп > тр > тк > 100 %.

    Более высокие темпы роста прибыли  по сравнению с темпами роста  объема реализации свидетельствуют  об относительном снижении издержек производства, что отражает повышение  экономической эффективности предприятия.

    Более высокие темпы роста объема реализации по сравнению с темпами роста активов предприятия (основного и оборотного капитала) свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов предприятия.

    Соблюдение  «золотого правила» означает, что  экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

    В процессе принятия управленческого  решения о выдаче кредита используется ряд классификационных моделей, отделяющих фирмы-банкроты от устойчивых заемщиков и прогнозирующих возможное  банкротство фирмы-заемщика. Такие модели являются средством систематизации информации и способствуют принятию окончательного решения о предоставлении кредита и контроля за его использованием. Наиболее распространенными являются «Z-анализ» Альтмана и Модель надзора за ссудами Чессера. Рассмотрим первую из них.

      «Z-анализ» представляет собой модель выявления риска банкротства корпораций. Цель «Z-анализа» – отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к фирмам-банкротам, либо к успешно действующим фирмам. Линейная модель Альтмана, или уравнение Z-оценки, выглядит следующим образом:

    

    Z = 1,2 Х1 + 1,4 Х2 + 3,3 Х3 + 0,6 X4 + 1,0 X5

    Правило разделения фирм на группы успешных и  банкротов следующее:

    если Z < 2,675, фирму относят к группе банкротов;

    если Z > 2,675, фирму относят к группе успешных;

    при значении Z от 1,81 до 2,99 модель не работает, этот интервал – «область неведения».

    Данную  количественную модель в процессе анализа  можно использовать как дополнение к качественной характеристике, данной служащими кредитных отделов. Однако она не может заменить качественную оценку. Модель и получаемые посредством нее Z-оценки могут послужить ценным инструментом определения общей кредитоспособности клиента.

    Хотя одной из важнейших задач банковских служащих является оценка политики и эффективности управленческой деятельности на предприятии, но прямая оценка – трудная задача, поэтому прибегают к косвенной – путем анализа относительных показателей, отражающих не причины, а симптомы. Однако, выявляя аномальные значения показателей, кредитный аналитик может очертить проблемные области и выявить причины возникающих проблем.

    Фактически  коэффициенты Z-оценки содержат элемент  ожидания. Это означает, что если Z-оценка некоторой компании находится ближе к показателю средней компании-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если же менеджеры компании и банк, осознав финансовые трудности, предпринимают шаги, чтобы предотвратить усугубление ситуации, то банкротства не произойдет, то есть Z-оценка является сигналом раннего предупреждения. Таким образом, модель Альтмана пригодна для оценки общей деятельности компании.

    Однако, используя математические методы при  управлении ссудами банка, необходимо иметь в виду, что предоставление коммерческих кредитов не есть чисто механический акт. Это сложный процесс, в котором важны как человеческие отношения между сторонами, так и понимание технических аспектов. Математические модели не учитывают роль межличностных отношений, а в практике кредитного анализа и кредитования этот фактор необходимо учитывать.[9]

    Рейтинговая оценка предприятия-заемщика рассчитывается на основе полученных значений финансовых коэффициентов и является заключительным обобщающим выводом анализа кредитоспособности клиента.

    Для рейтинговой оценки используются полученные на этапе общего анализа три группы коэффициентов, а именно: финансового  левереджа, ликвидности, рентабельности, а также данные анализа деловой  активности предприятия.

    Коэффициенты  финансового левереджа и ликвидности  используются в рейтинге в связи  с тем, что они имеют обусловленный  экономически критериальный уровень, тогда как остальные группы финансовых коэффициентов – коэффициент  эффективности, прибыльности, обслуживания долга, такого критериального значения иметь не могут из-за особенностей функционирования каждого отдельного предприятия. Коэффициенты эффективности, прибыльности, обслуживания долга дают скорее качественную оценку работы предприятия, тогда как коэффициенты финансового левереджа и ликвидности содержат в себе и качественный, и количественный аспект.

    Рейтинговая оценка вычисляется следующим образом. Для рассмотрения берутся данные трех таблиц: коэффициенты финансового  левереджа, коэффициенты ликвидности, коэффициенты прибыльности, а также анализа деловой активности («золотое правило экономики предприятия»).

    Соблюдение  критериального уровня каждого из коэффициентов  финансового левереджа дает 10 % для рейтинговой оценки, несоблюдение коэффициента – 0 %. То же правило и в отношении коэффициентов ликвидности. Если каждый из коэффициентов прибыльности имеет положительное значение (то есть предприятие имеет прибыль), это дает 5 % для рейтинговой оценки. Если значение коэффициентов отрицательное (у предприятия убыток) – 0 %. Выполнение «золотого правила экономики предприятия» дает 5 %, невыполнение – 0 %.

    Набранное количество процентов суммируется. Наибольшее возможное значение рейтинговой оценки – 100 % (Таблица 1).

      

    Таблица 1 - Рейтинговая оценка предприятий

    Кроме того, следует принять во внимание, что бухгалтерский баланс и показатели, рассчитанные на его основе, являются моментными данными, то есть характеризуют положение заемщика на дату составления отчетности, и в связи с этим анализ ликвидности баланса заемщика и финансового левереджа должен дополняться анализом рентабельности в целом и оборачиваемостью ресурсов. Данные показатели более полно характеризуют тенденции, сложившиеся в хозяйственной деятельности заемщика. Также для получения более объективной картины необходимо рассчитать названные коэффициенты по состоянию на различные даты, что позволит проследить динамику изменения финансового состояния предприятия.

    Финансовая  отчетность является лишь одним из каналов получения информации о  заемщике. К другим источникам относятся также архивы банка, отчеты специализированных кредитных агентств, обмен информацией с другими банками и финансовыми учреждениями, изучение финансовой прессы.

    Банки хранят всю информацию о прошлых  операциях со своими клиентами. Архивы кредитного отдела позволяют установить, получал ли заявитель в прошлом займы у банка, и если получал, были ли задержки с платежами, нарушения условий договора и т. д.

    Наконец, банки и другие финансовые учреждения могут обмениваться конфиденциальной информацией о компаниях.

2.4 Разработка условий и заключение кредитного договора

    При изучении заявки на кредит кредитный  инспектор может произвести инспекцию  фирмы на месте и побеседовать с ключевыми должностными лицами. Важно выяснить уровень компетенции людей, возглавляющих финансовые, операционные и маркетинговые службы, административный аппарат. Во время посещения фирмы можно выяснить многие технические вопросы, которые не были затронуты во время предварительного интервью, а также составить представление о состоянии имущества, зданий и оборудования компании, о привычках и поведении сотрудников и т. д.

    В случае благоприятного заключения банк приступает к разработке условий  кредитного договора. Этот этап называется структурированием ссуды. В процессе структурирования банк определяет основные характеристики ссуды: вид кредита; сумму; срок; способ погашения; обеспечение; цену кредита; прочие условия.

    Структурирование  может оказать серьезное влияние  на успех кредитной сделки. Если банк определил в договоре слишком  напряженные сроки погашения ссуды, то заемщик может остаться без капитала, необходимого для нормального функционирования. В результате выпуск продукции не будет расти согласно первоначальным наметкам. Напротив, если банк предоставит слишком либеральные условия выплаты долга (скажем, если денежные средства для погашения полугодовой ссуды будут получены в течение одного месяца), то заемщик будет длительное время бесконтрольно использовать полученный кредит.

    Неправильное  определение суммы кредита тоже может вызвать серьезные проблемы. Если сумма занижена (например, вместо необходимых 300 тыс. руб. получено 100 тыс. руб.), то заемщику вскоре потребуется еще 200 тыс. руб., и первоначальный заем не будет погашен в срок. В обратной ситуации (выдано 200 тыс. руб., когда необходимо 100 тыс.) клиент будет располагать излишними суммами и затратит их на финансирование расходов, не предусмотренных кредитным договором.[13]

    Первый  шаг, который должен сделать кредитный  инспектор, разрабатывая условия будущей ссуды – определить вид кредита. Это зависит от цели кредита, характера операций, для финансирования которых берется ссуда, возможности и источников погашения кредита. Мы уже говорили, что коммерческие ссуды могут быть использованы для финансирования оборотного капитала и для финансирования основных фондов компании. Средства для погашения ссуды в этих двух случаях аккумулируются по-разному. Если ссуда берется для финансирования запасов или дебиторской задолженности, то средства, необходимые для ее погашения, образуются после продажи этих запасов или оплаты счетов покупателями продукции. Во втором случае ссуда применяется для покупки оборудования, зданий и т. п., и средства для погашения кредита будут получены в процессе длительной эксплуатации этих элементов основного капитала. Ясно, что при финансировании запасов или дебиторской задолженности клиент нуждается в краткосрочном кредите, погашаемом в течение нескольких месяцев, тогда как во втором случае кредит должен соответствовать срокам службы оборудования и соответственно иметь более длительный срок – от 1 до 25–30 лет.

    Банк  предлагает клиенту тот вид кредита  и те условия погашения, которые  в наибольшей степени отвечают характеру  сделки, лежащей в основании займа. В первом случае это может быть сезонная ссуда, возобновляемая кредитная линия, перманентная ссуда для пополнения оборотного капитала, во втором – срочная ссуда, лизинговое соглашение, ссуда под закладную и т. д.

    Погашение ссуды может производиться единовременным взносом по окончании срока или равномерными взносами на протяжении всего периода действия кредита. В последнем случае разрабатывается шкала погашения в соответствии со сроками оборачиваемости капитала.

    Когда работа по структурированию ссуды окончена, кредитный инспектор должен принять принципиальное решение: перейти ли к окончательным переговорам о заключении кредитного соглашения или отказать в выдаче ссуды.

    Если на одной из стадий обследования и подготовки материалов становится ясно, что какие-то важные характеристики ссуды (цель, сумма, обеспечение, условия погашения) не соответствуют политике банка в области кредитования и принятым стандартам, следует отказаться от предоставления кредита. Поэтому, закончив структурирование ссуды, кредитный инспектор должен еще раз оценить всю имеющуюся информацию (архивы, материалы, интервью с заемщиком, отчеты о кредитоспособности, балансовые коэффициенты и т. д.) и принять окончательное решение о целесообразности ссуды. Если заключение положительно, то работа переходит в стадию переговоров об окончательных условиях кредитного соглашения, после чего проект договора должен быть представлен ссудному комитету банка для утверждения.

Информация о работе Кредитная политика коммерческого банка