Контрольная работа МИТСО

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 02:14, контрольная работа

Описание работы

Процесс кредитования непрерывно связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение кредита в обусловленный договором срок. Предоставляя кредиты, банк должен всесторонне изучить и оценить кредитоспособность клиента.

Содержание

Вопрос 1
ПОНЯТИЕ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА, КРИТЕРИИ ЕЕ ОЦЕНКИ……………………………………………………………………………..4
Рейтинговая оценка кредитоспособности клиента………………………………..8
Оценка кредитоспособности физического лица…………………………………..16
Вопрос 2
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА, ЕЕ ПОКАЗАТЕЛИ……………………………………………………………………..19
Вопрос 3
ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ БАНКА: НАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ…………………………………………………………..…….28

Работа содержит 1 файл

Вариант 12.doc

— 418.00 Кб (Скачать)

         Таблица 13

         Расчет  взвешенной суммы  внебалансовых обязательств по валютным и процентным сделкам, млн р. 

Обязательства Сумма по учету Множитель сделки, % Сумма кредитного эквивалента Степень риска, % Взвешенная сумма обязательства
По  валютным сделкам
Спот 280,0
    1
2,8 70 1,96
Форвард 960,0
    1
9,6 20 1,92
Опцион 620,0
    1
6,2 70 4.34
По  процентным сделкам
Опцион 230,0 0,5 1,15 70 0,8
Итого 2090,0 X 19,75 X 9,02
 

     Расчет  достаточности капитала осуществляется коммерческими банками на первое число каждого месяца с представлением его Национальному банку в порядке, аналогичном расчету ликвидности.

     Достаточность капитала рассчитывается путем отношения  собственного капитала к сумме активов, взвешенных на риск и взвешенной сумме внебалансовых обязательств. Банки, имеющие более 10 филиалов, могут производить взвешивание внебалансовых обязательств и представлять соответствующий расчет на квартальные даты. В этом случае при расчете достаточности капитала на внутриквартальные даты используется взвешенная сумма внебалансовых обязательств на предыдущую квартальную дату. Для объективной оценки платежеспособности коммерческого банка целесообразна ежемесячная оценка и внебалансовых обязательств.

     Норматив  достаточности капитала в первые два года деятельности банка не может  быть менее 14 % , в последующие годы — не менее 10 %, основного капитала соответственно 7 и 5 % . Контроль за соблюдением установленных нормативов достаточности капитала осуществляется Национальным банком на основании ежемесячно представляемых на первое число каждого месяца соответствующих расчетов. В случае их нарушения к коммерческим банкам могут применяться различного рода экономические санкции, установленные банковскими нормативными документами. [2, c 416-433] 

 

ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ БАНКА: НАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК  ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

     Традиционно обязательные резервы рассматриваются в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно они устанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спрос банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Существуют некоторые свойства обязательных резервов, которые иногда называются в печатных изданиях как их функции: страховка ликвидности кредитных организаций, гарантия по вкладам клиентов.

     Считается, что изначально обязательное резервирование появилось как необходимость  для банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного возврата вкладов и депозитов  по требованию вкладчиков и проведения расчетов с другими банками.[7]

     В настоящее время фонд обязательных резервов представляет собой часть привлеченных ресурсов коммерческих банков, которые депонируются в Национальном банке Республики Беларусь. Создание банками этого фонда можно рассматривать с различных позиций.

     Во-первых, резервирование части привлеченных коммерческими баками ресурсов в  центральном банке является одним из основных экономических методов регулирования находящейся в обращении денежной массы. Изменяя нормы обязательных резервов, центральных банк может оказывать влияние на ресурсные возможности банков для осуществления ими кредитных и других активных операций. При уменьшении нормы обязательных резервов у коммерческих банков в распоряжении остается больший объем привлеченных ресурсов и расширяются возможности предоставления кредитов в реальный сектор экономики. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к сокращению кредитного потенциала банков.

     Во-вторых, фонд обязательных резервов является своеобразным страховым резервом банков для обеспечения возможности своевременного выполнения перед клиентами обязательств по возврату ранее привлеченных денежных средств. Это обусловлено тем, что депонируемые в этом фонде средства не могут быть использованы банками в качестве кредитных ресурсов.

     В-третьих, депонирование части привлеченных банками ресурсов в центральном банке создает источники средств для рефинансирования банков. [9,c.126]

     Создание  обязательных резервов в мировой  практике считается достаточно жестким  инструментом денежно-кредитного регулирования, отличительными чертами которого являются отсутствие избирательности  и воздействия на ликвидности всех банков.

     В мире существует много различных  моделей обязательного резервирования, они отличаются по многим параметрам и акцентируют особенности национальных банковских систем. Обязательное резервирование можно представить как сложную целостную систему из взаимосвязанных элементов. Составляющие элементы системы представлены на схеме.[6] 

      Обязательные  резервы формируются банками Республики Беларусь по единым для всех банков нормам, установленным Национальным банком. Установление тех или иных норм резервирования в значительной степени зависит от направлений денежно-кредитной политики на соответствующий период. В мировой практике встречаются различные  подходы при установлении норм обязательных резервов. Один из них заключается в дифференциации норм резервирования в зависимости от сроков, на которые были привлечены средства банками. При этом наиболее высокие нормы резервирования устанавливаются, как правило, по остаткам средств на счетах до востребования и срочным обязательствам до одного месяца. По обязательствам банка со сроками более одного года резервирование может вообще не предусматриваться. Считается, что подобный вариант установления норм обязательных резервов должен стимулировать привлечение коммерческими банками ресурсов долгосрочного характера и снижение доли ресурсов до востребования и краткосрочных, что должно положительно сказаться на ликвидности банков.

     Норма обязательных резервов может дифференцироваться не только в зависимости от сроков привлечения средств, но и от видов вкладов, их размеров и других критериев. Например, в настоящее время в Республике Беларусь норма отчислений в фонд обязательных резервов дифференцируется в зависимости от вида валюты, в которой привлечены средства и типы клиентуры (юридические или физические лица).

     Другой  подход, встречающийся в зарубежной банковской практике, предполагает установление единой нормы депонирования по всем видам привлеченных ресурсов. При этом варианте размер отчислений в фонд обязательных резервов осуществляется по формуле:

     С=(ПН)/100%

где С-сумма  отчислений в обязательные резервы; П- сумма привлеченных средств, участвующих  в расчете обязательных резервов;, Н – норма обязательных резервов, %

     Если  используются дифференцированные нормы  резервирования по различным видам  привлеченных ресурсов, расчет суммы  отчислений в обязательные резервы  проводится с использованием приведенной  выше формулы по каждой группе отдельно и полученные итоги суммируются.

     В привлеченные ресурсы, по которым банками  Республики Беларусь формируются обязательные резервы, входят остатки на расчетных (текущих), депозитных и других счетах (как в национальной, так и в  иностранной валютах), счетах бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов и др.

     При расчете отчислений в фонд обязательных резервов не учитываются полученные банками целевые ресурсы, выделенные им Правительством или Национальным банком Республики Беларусь, а также  средства, полученные от других коммерческих банков.

     При определении суммы привлеченных средств, участвующих в расчете  обязательных резервов, в расчет принимаются  их среднемесячные остатки. Расчет производится по форме, установленной Национальным банком.

Таблица 14

     Привлеченные  средства банка, учитываемые в расчете обязательных резервов (пример условный), млн р.

Виды  привлеченных средств, участвующих в расчете Остатки привлеченных банком средств на следующие даты регулируемого периода Средний остаток (гр. 2+3+4+5+ +6)/5
  01 08 15 22 01  
 
1 2 3 4 5 6 7
Средства  на расчетных (текущих) счетах 749,0 756,2   628,0 825,1 774,9
Средства  на депозитных счетах 355,0 332,0 400,0 380,2 360,7 365,6

     На  практике, в первой графе табл. 14 банки указывают не виды привлеченных средств, а номера балансовых счетов, остатки по которым участвуют в расчете обязательных резервов. После определения суммы среднемесячных остатков привлеченных средств рассчитывается размер отчислений банка в фонд обязательных резервов, подлежащих депонированию в Национальном банке Республики Беларусь. При норме обязательных резервов 8 % сумма отчислений составит 91253,76 млн р.

     Депонирование средств фонда производится в  национальной валюте. В случае привлечения  ресурсов в иностранной валюте резервирование может осуществляться в иностранной либо национальной валютах, причем депонирование средств в иностранной валюте производится в долларах США и евро.

     Существуют  различия в порядке регулирования  фонда обязательных резервов, формируемого от привлеченных ресурсов в иностранной  и национальной валютах. Регулирование размера фонда, подлежащего депонированию в Национальном банке в иностранной валюте, производится один раз в месяц (первого числа). Оно заключается в сопоставлении расчетной суммы резерва с суммой фактически внесенных средств и приведении их в соответствие.

     Результатом регулирования может быть дополнительное перечисление средств в фонд обязательных резервов либо частичный возврат  ранее зарезервированных средств. Полный возврат всей суммы средств, зарезервированных в фонде обязательных резервов, возможен только при ликвидации банка. В этом случае Национальный банк возвращает депонированные в фонде обязательных резервов средства на счета ликвидационной комиссии. Впоследствии эти средства будут использованы банком для исполнения своих обязательств перед физическими лицами-вкладчиками.

     Фонд  обязательных резервов от привлеченных ресурсов в национальной валюте формируется  методом поддержания банком средней  арифметической величины фактических  ежедневных остатков фонда. Этот метод  предоставляет банку возможность по своему усмотрению менять остаток средств на резервном счете, частично используя резервы для осуществления платежей. Основной целью при этом является поддержание текущей ликвидности банков.

     В условиях усредненного выполнения резервных требований банк имеет возможность в период недостатка ликвидности поддерживать остаток на резервном счете ниже установленного размера резервных требований. Тем самым компенсируется нехватка средств и обеспечивается бесперебойное совершение межбанковских расчетов. В то же время необходимость поддержания среднего размера резервов на установленном уровне стимулирует банк в моменты краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уровне по сравнению с установленным размером резервных требований, таким образом происходит автоматическое изъятие избыточной ликвидности.

Информация о работе Контрольная работа МИТСО