Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа
Банки являются центром финансовой системы. Устойчивость финансовой системы это важнейшее условие развития экономики. Для России достижение современного мирового уровня организации банковского дела имеет первостепенное значение. Процесс рыночных преобразований начался именно с реформирования банковской системы и к настоящему времени в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика коммерческих банков……………………….4
Законодательные основы деятельности коммерческих банков………......4
Основные функции коммерческих банков………………………………..14
Операции коммерческих банков…………………………………………..19
Глава 2. Анализ деятельности коммерческих банков на примере ОАО
«Сбербанк России»……………………………………………………………..25
2.1. Место и роль ОАО «Сбербанк России» в банковской системе Российской Федерации………………………………………………………….25
2.2. Анализ структуры отчета о финансовом положении ОАО «Сбербанк России» по МСФО……..…………………………………….29
2.3. Консолидированный отчет о совокупных дохода ОАО «Сбербанк России» по МСФО……………………………………………41
2.4. Сегментный анализ……………………………...
Глава 3. Современные направления совершенствования деятельности коммерческих банков от ОАО «Сбербанк России»…………………………...54
3.1. Совершенствование существующих и внедренных новых видов вкладов……………………………………………………………………………54
3.2. Совершенствование кредитной системы и внедрение новых видов кредитов…………………………………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованной литературы…………………………………………...67
Опережающий рост операционных доходов до резервов и контроль за расходами обусловил снижение в 2009 году показателя отношения операционных расходов к операционному доходу до резервов до 35,4% (в 2008 году 49,3%).
Оптимизация
численности персонала Банка позволила
в 2009 году сократить среднесписочную численность
на 2,9% — с 259 999 до 252 398 человек. Среднемесячные
расходы на одного сотрудника в 2009 году
составили 42 тыс. руб. против 43 тыс. руб.
в 2008 году.
Операционные расходы
Показатели | 2009,
млн. руб |
2008,
млн. руб |
Изменение, % |
Расходы на персонал | 128624 | 132962 | (3,3) |
Расходы на информационные услцги и текущие административные расходы | 28726 | 23721 | 21,1 |
Амортизация основных средств | 28620 | 21249 | 34,7 |
Расходы по операционной аренде основных средств и прочие расходы, относящиеся к основным средствам | 13192 | 16325 | (19,2) |
Взносы
в государственную систему |
13047 | 13861 | (5,9) |
Налоги, за исключением налога на прибыль | 10282 | 5901 | 74,2 |
Прочее | 6786 | 7720 | (12,1) |
Итого операционных расходов | 229277 | 221739 | 3,4 |
Операционные расходы до вычета резерва к операционным доходам, % | 35,4 | 49,3 |
Начавшийся в сентябре 2008 года мировой финансовый кризис повлек за собой ухудшение экономической ситуации в России и прочих юрисдикциях, где Группа осуществляла свои опреации, и, как следствие, вызвал снижение качества кредитного портфеля Группы. Ухудшение качества портфеля привело к созданию Группой значительных резервов под его обесценение.
Расходы на создание резервов под обесценение кредитного портфеля
Показатели | 2009,
млн. руб |
2008,
млн. руб |
Изменение, % |
Резерв под обесценение кредитного портфеля на 1 января | 202285 | 111488 | 81,4 |
Резерв под обесценение кредитного портфеля созданного в течение года | 388932 | 97881 | 297,4 |
Кредиты клиентам, списанные в течение года как безнадежные | (11403) | (7084) | 61,0 |
Резерв по обесценение кредитного портфеля на 31 декабря | 579814 | 202285 | 186,6 |
2.4. Сегментный анализ.
Для целей
управления деятельность Группы разделена
на операционные сегменты: Центральный
аппарат, 18 территориальных банков и дочерние
компании. Операционные сегменты выделены
на основе организационной структуры
Группы и географического расположения.
Основным видом деятельности всех операционных
сегментов являются банковские операции.
Операционные сегменты объединены в отчетные
сегменты.
Отчетные сегменты
Отчетный сегмент | Операционные сегменты, входящие в состав отчетного сегмента |
Москва | Центральный аппарат
Группы
Московский территориальный банк Дочерние компании Группы, расположенные в данном регионе |
Территориальные банки | |
Центральный и Северный регионы Европейской части России | Северный —
Ярославль,
Северо-Западный — Санкт-Петербург Центрально-Черноземный — Воронеж Среднерусский — Москва |
Поволжье и юг Европейской части России | Волго-Вятский
— Нижний Новгород
Поволжский — Самара Северо-Кавказский — Ставрополь Юго-Западный — Ростов-на-Дону |
Урал, Сибирь и Дальний Восток России | Западно-Уральский
— Пермь
Уральский — Екатеринбург Сибирский — Новосибирск Алтайский — Барнаул Западно-Сибирский — Тюмень Северо-Восточный — Магадан Дальневосточный — Хабаровск Восточно-Сибирский — Красноярск Байкальский — Иркутск Дочерние компании Группы, расположенные в данном регионе |
Другие страны | Дочерние компании
Группы, расположенные в Украине
Дочерние компании Группы, расположенные в Казахстане Дочерние компании Группы, расположенные в Республике Беларусь |
Руководство Группы анализирует операционные результаты каждого из сегментов деятельности для принятия решений о распределении ресурсов и оценки результатов их деятельности. Отчетность сегментов и результаты деятельности сегментов, предоставляемые руководству для анализа, составляются в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета (РПБУ), кроме отчетности сегментов дочерних компаний, которая составляется в соответствии с МСФО.
Распределение процентных и
Отчетный сегмент | На 31 декабря 2009 года | На 31 декабря 2008 года | ||
Сумма дохода, млн. руб | %, от дохода | Сумма дохода, млн. руб | %, от дохода | |
Москва | 318526 | 34,4 | 233981 | 32,6 |
Центральный и Северный регионы Европейской части России | 196056 | 21,1 | 153764 | 21,4 |
Поволжье и юг Европейской части России | 167900 | 18,2 | 134164 | 18,7 |
Урал, Сибирь и Дальний Восток России | 236328 | 25,6 | 191308 | 26,7 |
Другие страны | 6024 | 0,7 | 4392 | 0,6 |
Итого | 924834 | 100,0 | 717609 | 100,0 |
Традиционно
основная доля процентных и комиссионных
доходов приходится на Москву и Европейскую
часть России. В 2009 году доля этих регионов
составила 73,7%.
Глава
3. Современные направления
совершенствования
деятельности коммерческих
банков от ОАО «Сбербанк
России»
3.1. Совершенствование существующих и внедренных новых видов вкладов.
Поставленные цели и задачи требуют принятия маркетинговой политики банка, отвечающей предпочтениям и потребностям целевых групп существующих и потенциальных клиентов. Активная адресная продажа продуктов и услуг предусматривает определенные приоритеты в продуктовой политике, а также оптимизацию форм и методов продаж. Форма предложения должна быть удобна, доступна и привлекательна, качество — отвечать требованиям клиента, цена — соответствовать рыночному уровню и обеспечивать необходимую рентабельность.
Сбербанк России видит своих клиентов среди всех групп населения страны, предприятий любой формы собственности во всех отраслях народного хозяйства, кредитных организаций и других финансовых учреждений, институтов государственного управления. Банк является социально ориентированным и должен учитывать это в работе с клиентами.
С каждым клиентом Сбербанк России должен стремиться к установлению долгосрочных партнёрских отношений. С этой целью банк должен прогнозировать развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводить маркетинговые исследования, разрабатывать и предлагать полный спектр банковских продуктов и услуг.
Основными направлениями политики продажи банковских продуктов и услуг является: обеспечение потребностей массовой клиентуры в сбережении, накоплении и заимствовании средств, проведение расчетов, ведение бизнеса, предоставление стандартного набора конкурентоспособных продуктов и услуг, предназначенных для различных региональных, отраслевых и социальных групп клиентов.
Повышение эффективности продаж массовых услуг и продуктов предполагает: стандартизацию и унификацию предлагаемых продуктов, включая комплекс организационных, информационных, финансовых и юридических процедур, объединенных единой технологией обслуживания клиента, в целях снижения трудозатрат и повышения качества обслуживания; управление продуктовым рядом, включая выделение перечня базовых услуг и продуктов универсального банка и замещение неэффективных продуктов и услуг, не пользующихся устойчивым спросом; проведение стандартной тарифной политики массовых продаж банковских продуктов и услуг.
Создание системы
Данный подход предполагает
Каждое из предложенных направлений предполагает высокое качество продуктов и услуг, их постоянный мониторинг, повышение уровня сервиса за счет оптимизации банковских процедур и роста культуры обслуживания, системную разработку новых банковских продуктов и услуг для максимального удовлетворения потребностей клиента.