Касові операції комерційних банків України

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день кассовые операции в коммерческих банках находятся примерно на одном уровне. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………..3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ…………………………………………………………..5
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка…………………………………………………………………………..…5
1.2 Организация кассовой работы……………………………………….…….12
1.3. Документарное сопровождение кассовых операций……………………17
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПАО КБ «ПРИВАТБАНК»………………………………………………………..…….23
2.1. Общая финансово-экономическая характеристика ПАО КБ «ПриватБанк»…………………………………………………………………..23
2.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов…….…..25
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА………………………………32
3.1. Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в «ПриватБанке»…………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………..45

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс БО кас опер.docx

— 116.09 Кб (Скачать)

- гарантия безопасности  средств компании (надежность банка,  личные связи с руководством, балансовые показатели и пр.);

- стремление к тому, чтобы  на взаимодействие с банком  уходило как можно меньше времени  (оперативность обслуживания, условия  работы с клиентами, удобство  место расположения);

- потребность в доверительных  взаимоотношениях банка и компании  клиента (отношение к клиенту,  личные связи с руководством);

- возможность развития  собственного бизнеса (получение  кредита);

- повышение социального  статуса (известность имени банка  и, в какой- то степени, круг  его клиентов) [8].

Имидж и репутация банка  формируются также под значительным влиянием связей с общественностью. По мнению экспертов, одной из важнейших  составляющих формирования восприятия надежности банка является освещение его деятельности и позиции топ менеджеров в средствах массовой информации. Банк должен руководствоваться принципом «информационной открытости».

Таким образом, прямые продажи, реклама и связи с общественностью  являются основными элементами комплекса  продвижения банковских услуг на рынке, обеспечивающими привлечение  клиента и демонстрирующими конкурентные преимущества банка. Если компания становится клиентом банка, самое большое значение приобретает такой элемент комплекса, как стимулирование продаж. В зависимости  от ожидаемого эффекта и целевого сегмента банк формирует структуру  комплекса продвижения. Для эффективного создания «услуги в услуге» основными  задачами по удержанию клиентов должны стать:

- максимально полный сбор  информации о клиенте и особенно о людях, принимающих решение о выборе (смене) банка;

- постоянный мониторинг  бизнеса клиента через движение  денежных средств на его расчетном  счете;

- постоянный контроль  взаимоотношений клиента с работающими  с ним подразделениями банка;

- предвидение действий  конкурентов и опережение их  в совершении подобных действий.

Еще одним немаловажным фактором успеха является наличие конкретных клиентов, заинтересованных в покупке  нового сервиса и готовых совместно  с банком проводить внедрение, тестирование и опытную эксплуатацию той или  иной новой услуги.

Важнейшим этапом создания в банке расчетно-информационных услуг являются выбор и внедрение  информационной системы поддержки  нового сервиса. Приведем несколько  критериев, которым, на наш взгляд, обязательно  должна удовлетворять выбираемая система.

Система должна быть реализована  на технологической платформе, обеспечивающей централизованное хранение электронных  документов и процедур их обработки.

Система должна обеспечивать доступ в режиме реального времени  клиентов и пользователей банка  к информации и электронным документам.

Система должна быть «развиваемой», т.е. содержать встроенные технологии, позволяющие банку самостоятельно настраивать новые виды документов, отчеты и, самое главное, технологические  цепочки обработки электронных  документов.

Все три указанных критерия связаны между собой. В их основе лежит принцип централизации  хранения и обработки информации. Важность этих требований обусловлена  следующими причинами:

- обобщенной целью управляющей  компании холдинга при покупке  расчетно-информационных услуг является  централизация функций управления  финансами. Логичным представляется  использовать для достижения  этой цели централизованную систему; 

- децентрализованное хранение  данных потребует установки компонент  системы в каждой подключаемой  организации: головном офисе банка,  каждом филиале, банке-корреспонденте, в каждом предприятии холдинга. Это существенно увеличит сроки внедрения системы и сроки проведения доработок (обновлений) в будущем;

- децентрализация функций  и обмен данными в режиме  офлайн не позволят соблюсти  необходимую оперативность при  реализации услуг по управлению  клиентами своими денежными средствами;

- «развиваемость» системы является важнейшим критерием, поскольку рынок специализированных расчетно-информационных услуг в банковской системе в настоящее время еще не устоялся. Многие услуги активно развиваются и не приобрели окончательной формы в украинской практике. Только система, реализованная на принципах централизации, содержит потенциал для быстрых и низкоресурсных доработок и, как следствие, способна поддержать реализацию новых продуктов.

Необходимо отметить, что  выбор и внедрение информационной системы является необходимым, но не достаточным условием успешной реализации проекта по созданию в банке расчетно-информационных услуг. Существует еще целый ряд  вопросов, требующих специальной  проработки в рамках такого проекта: юридический; организационно-технологический (распределение ответственности  и полномочий внутри организационной  структуры банка); вопрос защиты информации и конфиденциальности (как правило, эти вопросы решаются одновременно с выбором и внедрением информационной системы).

Итак, по результатам проведенного анализа расчетно-кассовых операций ПАО КБ «ПриватБанк» очевидны следующие  заключения.

«ПриватБанк» на сегодняшний  день входит в "пятерку" лидеров  отечественного банковского сектора  по основным финансовым показателям. В  числе прочих показателей финансовой деятельности необходимо отметить увеличение удельного веса доли корпоративных  клиентов в общем объеме привлеченных средств банка и увеличение абсолютных показателей привлеченных средств  корпоративных клиентом.

Стратегическим приоритетом  клиентской политики Банка является построение долгосрочных партнерских  взаимоотношений с корпоративными клиентами. Особенностью стратегии  расчетно-кассового обслуживания корпоративных  клиентов является детальная сегментация  клиентской базы, на основании которой  выработаны ключевые технологические  и маркетинговые подходы для  работы с клиентами.

Банк предлагает клиентам (резидентам и нерезидентам) услуги по открытию и ведению счетов в национальной и в иностранной валюте, включающие весь спектр традиционных банковских операций: открывает и ведет банковские счета корпоративных клиентов; обслуживает документарное инкассо; проводит конверсионные операции; осуществляет дистанционное обслуживание счетов в системе «Приват-24»; осуществляет валютный контроль, консультирование и сопровождение внешнеэкономической деятельности клиентов.

Кассовые операции банка  включают выдачу и прием наличных денежных средств в валюте Украины и иностранной валюте; разменные операции и валютно-обменные операции. Доставка и перевозка ценностей осуществляется собственной инкассаторской службой, которая оказывает услуги не только банку и его клиентам, но и другим кредитным и прочим организациям в рамках договорных отношений.

Таким образом, «ПриватБанк» выполняет широкий спектр традиционных и современных операций по расчетно-кассовому обслуживанию корпоративных клиентов.

В качестве рекомендаций по их совершенствованию можно предложить Банку: современные концепции маркетинга финансовых услуг в рамках которых реализовать сопровождение новых и существующих банковских продуктов и услуг на всех стадиях их жизненных циклов; составление планов продаж банковских продуктов; разработку требований и методических материалов для модификации продуктовых предложений.

 

Заключение.

Расчетно-кассовые операции корпоративных клиентов банка предполагают ведение счетов юридических лиц  и осуществление расчетов по их поручению. Осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих  банков традиционно и вполне обоснованно  относят к основным и даже важнейшим  базовым банковским операциям, то есть таким, которые констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения.

Таким образом, основные банковские операции, так или иначе, осуществляются в рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в  операционных подразделениях коммерческих банков.

Банковские операции в  рамках расчетно-кассового обслуживания осуществляются в наличной и безналичной  формах.

Все банковские операции условно  можно поделить на три блока: вспомогательный - виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного  характера, обеспечивающие начало, ведение  и прекращение собственно платежных  операций; основной – собственно платежные  операции; дополнительный - сопутствующие  собственно платежным операциям  дополнительные услуги банка.

Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в организации  работы по обслуживанию счетов клиентов; организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения  по расчетным, текущим, по счетам предприятий  и организаций различных форм собственности; оказании консультативной  помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию  отдела.

Все операции, проводимые в  системе расчетно-кассового обслуживания, строго регламентированы нормативно-правовыми  актами, соблюдение которых является непременным условием функционирования любого банка.

Традиционными и основными  кассовыми операциями банка являются услуги приема от клиентов и выдачи им наличных денег. К кассовым относят также операции обмена и размена наличных денежных знаков, определение подлинности банкнот. Для обеспечения своевременного кассового обслуживания клиентов и соблюдения банковского законодательства, коммерческие банки: составляют прогнозы своих кассовых оборотов; устанавливают лимит остатка денежных средств в кассе клиента; проверяют порядок кассовой дисциплины корпоративных клиентов.

Банковские услуги совершенствуются и модернизируются в соответствии с современными реалиями и развитием  новых банковских технологий. К таковым  следует отнести, прежде всего, различные  модификации дистанционного управления счетов (интернет-банкинг, клиент-банк, удаленный расчетный центр, электронный  клиент и т.д.); развитие «пластикового» направления обслуживания (корпоративные  банковские карты, эквайринг, зарплатные проекты); развитие новых услуг по эффективному управлению капиталом (cash management); депозитарное обслуживание.

Стратегическим приоритетом  клиентской политики ПАО КБ «ПриватБанк» является построение долгосрочных партнерских  взаимоотношений с корпоративными клиентами. Особенностью стратегии  расчетно-кассового обслуживания корпоративных  клиентов является детальная сегментация  клиентской базы, на основании которой  выработаны ключевые технологические  и маркетинговые подходы для  работы с клиентами.

Расчетно-кассовые операции Банка совершаются под эгидой Учетно-операционного управления, включающего  расчетный и операционный отделы, инкассацию, бухгалтерию и кассовое управление.

Кассовые операции Банка  включают выдачу и прием наличных денежных средств в гривне и иностранной валюте; разменные операции и валютно-обменные операции. Доставка и перевозка ценностей осуществляется собственной инкассаторской службой, которая оказывает услуги не только банку и его клиентам, но и другим кредитным и прочим организациям в рамках договорных отношений.

Таким образом, Банк выполняет  широкий спектр традиционных и современных  операций по расчетно-кассовому обслуживанию корпоративных клиентов, которое, в  свою очередь является визитной карточкой  банка, важнейшей составной частью банковской работы.

В качестве рекомендаций по их совершенствованию можно предложить Банку: современные концепции маркетинга финансовых услуг в рамках которых реализовывать сопровождение новых и существующих банковских продуктов и услуг на всех стадиях их жизненных циклов; составление планов продаж банковских продуктов; разработку требований и методических материалов для модификации продуктовых предложений; децентрализацию принятия решений и увеличение роли персональных менеджеров; развитие расчетно-информационных услуг, которые позволят привлечь на обслуживание и удержать в качестве своих клиентов крупные корпорации и холдинговые структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 471 с.
  2. Закон України. Про банки і банківську діяльність // Урядовий курьер.-2005.-№3.-с. 1-13.
  3. Краморовський Л.М. Ревізія та контроль. – К., 1996.
  4. Облік та ревізія касових операцій. // Нова бухгалтерія. -  №2. – 2000.
  5. Положення НБУ № 367 про ведення касових   операцій у національній валюті в Україні від 15.12.2004// Фінансова консультація, 2006, №20,с. 9-13.
  6. Портал www.finance.com.ua.
  7. Романів М.В.Державний фінансовий контроль та аудит. – К., 1998 .
  8. Сервер http://privatbank.ua
  9. Сервер http://www.prostobiz.ua/plastikovye_karty/stati
  10. Сервер www. prostobank.ua
  11. Сервер НБУ http://www.bank.gov.ua/
  12. Ткаченко Н.М. Бухгалтерський фінансовий облік. – К., 2000.

Информация о работе Касові операції комерційних банків України