Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 13:12, курсовая работа
На сегодняшний день кассовые операции в коммерческих банках находятся примерно на одном уровне. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблем.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………..3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ…………………………………………………………..5
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка…………………………………………………………………………..…5
1.2 Организация кассовой работы……………………………………….…….12
1.3. Документарное сопровождение кассовых операций……………………17
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПАО КБ «ПРИВАТБАНК»………………………………………………………..…….23
2.1. Общая финансово-экономическая характеристика ПАО КБ «ПриватБанк»…………………………………………………………………..23
2.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов…….…..25
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА………………………………32
3.1. Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в «ПриватБанке»…………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………..45
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
КРИМСЬКИЙ ЕКОНОМІЧНИЙ ІНСТИТУТ
ДВНЗ «КИЇВСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО ЕКОНОМІЧНОГО
УНІВЕРСИТЕТУ імені Вадима Гетьмана»
ФІНАНСОВО-ОБЛІКОВИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА БАНКІВСЬКОЇ СПРАВИ
КУРСОВА РОБОТА
з дисципліни «Банківські операції» на тему
«Касові операції комерційних банків України»
Захищена на «_____________________________
«___»_________________________
Члени комісії_______________________
______________________________
______________________________
Виконав студент групи КР-42-08
курсовой работы по дисциплине «Банковские операции» на тему:
«Кассовые операции коммерческих банков»
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.2 Организация кассовой работы……………………………………….…….12
1.3. Документарное сопровождение кассовых операций……………………17
2.1. Общая финансово-экономическая
характеристика ПАО КБ «
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………..45
ВВЕДЕНИЕ
Расчетно-кассовые операции - ведение
счетов юридических и
Коммерческий банк заинтересован в привлечении
юридических лиц на расчетно-кассовое
обслуживание. Это связано с тем, что деньги,
находящиеся на банковском счете, представляют
собой привлеченные средства коммерческого
банка, в соответствии с объемом которых
строится его предпринимательская деятельность.
Наряду с расчетно-кассовым обслуживанием
коммерческий банк может предложить широкий
круг операций, в которых заинтересовано
юридическое лицо: доверительное управление
имуществом и портфелем ценных бумаг,
консультационное обслуживание, кредитование
и др.
Вместе с тем выбор клиентом коммерческого
банка для расчетно-кассового обслуживания
обязывает и коммерческий банк к обеспечению
высокого качества оказания расчетных
услуг, которые должны выполняться своевременно,
экономично, надежно. Поскольку контакты
с банком по расчетно-кассовому обслуживанию
регулярны, то в зависимости от качества
работы банка клиенты принимают решение
о целесообразности дальнейшего сотрудничества
с банком, о формах такого сотрудничества,
о степени обоснованности установленных
банком тарифов на расчетно-кассовые услуги.
Именно поэтому организация расчетно-кассового
обслуживания является «визитной карточкой»
любого банка.
На сегодняшний
день кассовые операции в коммерческих
банках находятся примерно на одном уровне.
Перечень предоставляемых услуг отличается
не многим. Но в период острой конкурентной
борьбы за каждого клиента, необходимо
развивать, усовершенствовать систему
кассового обслуживания, преодолевать
возникающие проблем.
Закон «О банках и банковской деятельности» определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся:
1) привлечение денежных
средств физических и
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных
средств, векселей, платежных и
расчетных документов и
6) купля-продажа иностранной
валюты в наличной и
7) привлечение во вклады
и размещение драгоценных
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Практически все из перечисленных
банковских операций осуществляются в
рамках расчетно-кассового
По определению Лаврушина О.И., «расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению». Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов, как юридических, так и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.
Именно поэтому ведущие
специалисты в области
Остановимся подробнее на ключевых понятиях таких, как «расчёты» и «платежи», которые являются составной частью расчетно-кассовых операций банка.
Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.
Расчеты проводятся исключительно посредством мысленно представляемых денег (заменителей денег) и имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами, то есть когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи.
Типичные примеры расчетов, ведущихся в банках, - определение объемов и цен привлекаемых и размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие в «недрах» бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам.
Платежи логически продолжают
процесс расчетов и означают погашение
покупателем своего денежного обязательства
или погашение участниками
Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.
Наличные деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта.
Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся в другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.
Вся совокупность банковских операций, обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств, как известно, делится в функциональном аспекте на следующие три блока.
Вспомогательный
блок – виды работ организационно-технического,
административно-
Основной блок – собственно платежные операции.
1) Зачисление на счета средств:
- поступивших владельцам счетов от третьих лиц;
- вносимых самими владельцами;
- получаемых от банка (кредиты, проценты и проч.).
2) Списание со счетов средств в случаях:
- выполнения клиентами
своих обязательств перед
- выполнения клиентами
своих обязательств перед
- уплаты клиентами налогов
и исполнения других
- получения клиентами
наличных денег на оплату
3) Кассовые операции (прием и выдача наличных денег).
4) Ведение собственных
счетов в учреждениях
5) Ведение корреспондентских
счетов других кредитных
Дополнительный блок – сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка. Среди них можно отметить, в частности, следующие:
- перевод средств клиента с одного его счета на другой;
- конвертация одной валюты в другую; перевод наличных денег в безналичные и наоборот; размен и обмен денег и др.;
- инкассирование денежной выручки клиентов.
Все платежи и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, с точки зрения адресатов платежей делятся на собственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентам).
С точки зрения технологии проведения те и другие подразделяются на:
1) Внутрибанковские платежи (участник – только данный банк и его филиалы);
2) Межбанковские платежи (участники – минимум 2 кредитные организации), которые можно проводить через:
- корреспондентские счета в подразделениях НБУ;
- клиринговые центры;
- корреспондентские счета,
открытые банками
- корреспондентские счета, открытые банками в третьем банки.
Все перечисленные выше банковские операции являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. В настоящее время подавляющее большинство банков являются универсальными, то есть проводящими весь спектр (по крайней мере основных) банковских операций. Даже банки, филиалы и дополнительные офисы банков, открывающиеся, к примеру, в регионах как специализирующиеся на каком-либо направлении (потребительское кредитование, ипотека, автокредитование и т.д.), впоследствии, как правило, расширяют спектр своих операций и неизбежно приходят к расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. Это объясняется, на наш взгляд, серьезной конкуренцией на рынке банковских услуг. Клиенту, будь то корпоративный клиент или частное лицо, неудобно, затратно и не оперативно брать кредит в одном банке, сдавить наличную выручку в другой, а проводить налоговые платежи – в третьем. Поэтому он отдаст предпочтение тому банку, где все эти операции доступны и возможны в рамках расчетно-кассового обслуживания клиента.
Информация о работе Касові операції комерційних банків України