Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:11, курсовая работа
В данной работе рассмотрим как же складывалась система коллегий, попытаемся выяснить, что явилось предпосылкой для создания таких органов государственного управления, столь нетрадиционных для Российской империи того периода; рассмотрим подробнее как была организована их работа; изучим структуру; попытаемся дать оценку значению коллегий и оценить положительные и отрицательные черты их организации.
1 Введение 3
2 История создания коллегий 5
2.1 Причины образования коллегий 5
2.2 Создание коллегий 8
3 Организация работы коллегий 18
3.1 Генеральный регламент 18
3.2 Коллегиальное делопроизводство 18
4 Структура коллегий 25
4.1 Камер – коллегия 25
4.2 Ревизион – коллегия 28
4.3 Штатс – контор коллегия 30
5 Значение коллегий и минусы в их работе 32
6 Заключение 35
7 Список использованных источников и литературы 37
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОЛЛЕГИЙ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утвержденный Петром Первым 28 февраля 1720 года (в последствии утратил значение с изданием Свода законов Российской империи).
Полное название этого нормативного акта: « Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют.»
Генеральный регламент – это документ, определяющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию.
Генеральный
регламент ввел систему делопроизводства,
получившую название «коллежской» по
названию учреждений нового типа – коллегий.
КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
В 1719 году были составлены и утверждены Петром регламенты и штаты большинства коллегий. В 1720 году вышел Генеральный регламент, содержащий общие правила коллежского устройства.
Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии и имела ещё в Москве общую контору. Присутствие коллегии составляли президент, вице-президент, 4-5 советников, 4-5 асессоров. Президент коллегии назначался самим государем, а вице-президента назначал сенат с согласия государя. Остальные члены коллегии назначались сенатом. Президент был главным лицом в коллегии и наблюдал за быстротой делопроизводства, в особенности за исполнением приказов государя и сената. Во время заседания перед президентом всегда находились две книги: в одну заносились указы исполненные, в другой, всегда находившейся на столе присутствия отмечались указы ещё не выполненные.
Являясь первым лицом в коллегии, президент, однако, не мог решать вопросы самостоятельно: «для того коллегiи и устроены, дабы каждая съ совету и приговору всехъ дела своей коллегiи делала» - писал Пётр в Генеральном регламенте. Вице-президент был помощником президента, а другие члены коллегии ведали каждый за порученной ему частью делопроизводства. Советники и асессоры составляли основную массу чиновников. Между ними распределялись обязанности внутри самой коллегии.
Присутствие коллегий собиралось в специально назначенной для этого комнате, убранной коврами и хорошей мебелью. Посреди комнаты стоял стол, покрытый алым сукном и украшенный зеркалом. Вокруг стола размещались члены коллегии по старшинству своих рангов. В той же комнате за особым столом сидели секретарь и нотариус. Никому из посторонних не разрешалось во время заседаний заходить в комнату без доклада. Просителю нужно было излагать свою просьбу стоя, стул подавался людям высокого ранга. Присутствие коллегий собиралось каждый день, кроме праздников и воскресных дней. Заседания начинались летом в 6 часов утра, зимой в 8 часов утра и продолжались около 5-6 часов. Когда какой-либо вопрос касался нескольких коллегий, то назначалось соединённое присутствие заинтересованных коллегий.
Во главе канцелярии каждой коллегии стоял секретарь или обер-секретарь. Они ведали всеми письменными документами коллегии, все важные бумаги они составляли сами, менее важные документы поручались другим членам канцелярии. Секретарь должен был лично принимать все подаваемые прошения. Кроме секретаря в канцелярии коллегии находились нотариус, актуариус, переводчик, регистратор, толмачи, копиисты, канцелярист. Также существовали и “нижние чины” - курьеры, сторожа, вахмистры и солдаты. На должности нотариуса лежало ведение протокола по всем делам, решавшимся в коллегиях. Каждый день он делал на особом листе заметки о делах, которые докладывались в присутствии, и о решениях принятых присутствием. Каждый месяц эти листы переписывались набело и переплетались в особый переплёт. Нотариус вёл также список нерешённых дел, а секретарь отмечал в списке у какого служащего какое дело было на рассмотрении. Этот список лежал на столе во время присутсвия перед президентом, чтобы тот знал сколько в его ведомстве нерешённых дел. Актуариус вёл список всех пришедших за день дел, и отвечал за заготовку писчей гербовой бумаги (которая была введена в обращение в 1699 году), чернил, свечей, дров, сургуча для печатей и другого расходного материала. Переводчик занимался переводом на русский язык иностранных бумаг, поступавших в коллегию. Регистратор заносил все поступающие бумаги в специальные журналы, причём документы, поступавшие от вышестоящих инстанций, регистрировались в отдельном журнале, отдельный журнал регистрации вёлся на исходящие из коллегии документы. Всего в коллегии велось 4 журнала регистрации: A и B - для регистрации документов вышестоящих органов, C и D - для всех остальных документов. Секретари, нотариусы, актуариусы, регистраторы, а также переводчики и фискалы были как бы аристократией канцелярии, резко выделенной из общей массы своей ролью в работе коллегий, жалованьем, положением. Писцы занимались переписыванием бумаг. В коллегиях писцы разделялись на три вида: канцеляристы, подканцеляристы, копиисты. Канцеляристы и подканцеляристы изготовляли документы по формулярам перед их отправкой, а копиисты переписывали все отправляемые документы набело. Надо отметить, что именно канцеляристы, подканцеляристы и копиисты составляли большинство служащих в новых учреждениях. Рост бюрократического аппарата шёл главным образом за их счёт. Всего накануне реформы центрального управления было 1169 служащих, причём канцелярских – 79% или 924 человека. В 1723 году – к моменту завершения реформы – количество канцелярских служащих более чем удвоилось, достигнув численности 1962 человека, что из общего числа служащих того времени (2100 человек) составляло 93,4 %.1 За один день неявки на работу у канцелярского служащего вычиталось месячное жалование, за один неотработанный час – недельное.
При каждой коллегии состояли ещё и “око государево” - прокурор, полностью независимый от коллегии, и фискал. Прокурор был подчинён генерал-прокурору, и главной его обязанностью было наблюдать за правильным и безволокитным решением дела в коллегиях. В случае замеченных им нарушений прокурор докладывал генерал-прокурору. Фискал же наблюдал и действовал тайно там, где прокурор действовал явно.
Порядок производства дел в коллегии был такой: все пакеты, адресованные на имя коллегии, сдавались дежурному чиновнику. Он расписывался в получении их и, не распечатывая, представлял в присутствие. Коллежское делопроизводство отличается от приказного обилием видов государственных документов. Законодательные и распорядительные акты государственной власти оформлялись повелениями, указами, регламентами, инструкциями, наказами, протоколами. Появилось много форм переписки: письма, доношения, известия, требования, ведомости. Для некоторых документов, таких, как дипломы и патенты, были созданы генеральные формуляры - образцы, по которым они должны были оформляться. Все указы и приказы государя распечатывал президент, остальные бумаги - старший после него член коллегии; секретарь в это время отмечал на бумаге номер и время поступления документа, передавая затем её актуариусу, чтобы тот занёс её в журнал. В то же время секретарь назначал стол, где бумагу должны разобрать и сделать всё, что она требовала - это называлось “производить бумагу”. После того, как дело было разобрано в канцелярии, секретарь докладывал его присутствию, читал его целиком или сокращённо вместе с канцелярскими данными о нём. При прочтении дела члены коллегии, начиная с самого младшего, подавали голоса за то, или иное его решение, и большинством голосов дело решалось. Если же голоса разделялись поровну, то перевес брала та сторона, на которой был президент. Принятое таким образом решение нотариус кратко заносил в протокол, отмечая месяц и число заседания присутствия и проставляя имена присутствовавших членов коллегии. Несогласный с общим постановлением мог потребовать, чтобы его мнение занесли в протокол отдельно. После заседания протокол подписывался всеми членами коллегии. В канцелярии составляли документ, где прописывалось решение дела, и потом отсылали его по принадлежности. Те дела, которые коллегия не бралась решать сама, должны были с мнением коллегии подаваться в сенат. В период коллегий были заложены основы организации учёта и хранения документов. Все решения дела по истечении времени его рассмотрения сдавались в архив: денежные дела - в финансовый, а все остальные в общий. Все коллегии считались подчинёнными сенату, и получали от него указы. Коллегии в свою очередь тоже могли издавать указы, а получали рапорты и доношения. Все коллегии были равны между собой, и имели право суда над своими чиновниками.
Здесь следует отметить, что при всем том, что, как уже говорилось, учрежденные в России в 1717 году коллегиально устроенные центральные органы власти являлись, прежде всего, органами управления, почти все из них заполучили в годы судебной реформы Петра Первого еще и ограниченную судебную компетенцию. Функции специализированных судов были тогда возложены, в частности, на Камер – коллегию и Ревизион – коллегию. Названные «гражданские» коллегии являлись преимущественно судами первого звена, имевшими в качестве апелляционной инстанции Правительствующий Сенат.
Одной из примечательных страниц административной и судебной реформ Петра Первого явилось наделение судебными полномочиями Камер – коллегии – финансового ведомства, отвечавшего за государственные доходы. Дело в том, что судебная функция никак не предусматривалась в утвержденном 11 декабря 1719 года Регламенте Камер – коллегии. Равным образом, ничего подобного не предлагалось и в черновых редакциях названного Регламента. Более того: в ст.11 Регламента предусматривалось, что если Камер – коллегия выявит сведения о преступлениях в сфере государственных финансов, то таковое дело надлежало направлять в ведавшую финансовым контролем Ревизион – коллегию. О Камер – коллегии как об органе правосудия ни словом не упоминалось и в посвященной судоустройству главе 2-й кн.1 проекта Уложения Российского государства 1723 – 1726 годов. Неудивительно поэтому, что судебная деятельность Камер – коллегии осталась вне поля зрения авторов, специально характеризовавших компетенцию названной коллегии в первой четверти 18 века. Между тем, судебные полномочия Камер - коллегии (хотя и весьма ограниченные) оказались закреплены в Инструкции московскому обер – полицмейстеру от 9 июля 1722 года. Согласно ст.36 данной Инструкции полиция обязывалась пресекать нарушения общественного порядка в местах незаконной продажи алкогольных напитков («в корчемных и в других неистовых домах»), но судебное разбирательство по эпизодам незаконного изготовления и продажи спиртного предписывалось осуществлять Камер – коллегии. В связи с этим не вызывает сомнений, что в начале 1720-х годов Камер – коллегия – это мощное ведомство с разветвленной системой территориальных органов – объективно «напрашивалась» на превращение в суд по финансовым преступлениям. Но пойти на подобный шаг Петр Первый, в итоге, все же не решился.
Насколько можно понять, обратная
ситуация сложилась в первой
четверти 18 века с Ревизион –
коллегией. Именно созданную
В отличие от Ревизион – коллегии, Ревизион – контора не являлась органом правосудия. Согласно ст.9 Инструкции Ревизион – конторы от 4 декабря 1722 года, в случае если контора устанавливала эпизоды преступной деятельности в сфере государственных финансов, то дело подлежало направлению в Правительствующий Сенат. Единственное что все же предложили составители проекта Уложения Российского государства 1723 – 1726 годов – придать Ревизион – конторе полномочия по делам о хищении казны.
Далее охарактеризуем и рассмотрим конкретнее как развивались каждая из трех основных финансовых коллегий.
СТРУКТУРА КОЛЛЕГИЙ
КАМЕР – КОЛЛЕГИЯ
Камер – коллегия – это одна из петровских коллегий, учреждена в 1718 году, заменив многочисленные приказы, ведавшие доходы, но деятельность ее началась лишь в 1721 году. Согласно регламенту Камер – коллегии, утвержденному 11 декабря 1719 года, обязанность ее состояла в «надзирании и правлении над окладными и неокладными доходами», вследствие чего она называлась иногда коллегией казенных сборов. Для заведования расходами учреждена была особая Штатс – контор коллегия, но Камер – коллегия рассматривала штат всех расходов всех учреждений, «дабы могла видеть, все ли расходы основание имеют» и нельзя ли их без ущерба для дела сократить; в особую обязанность вменено было Штатс – конторе заранее уведомлять Камер – коллегию о предстоящих чрезвычайных расходах, чтобы последняя могла к покрытию их принять меры. Камер – коллегии вверены были многие отрасли управления, имевшие не одно фискальное, но и общегосударственное значение. Так, ей поставлено было в обязанность заботиться о дорогах, «о заселении запустелых дворов и о предотвращении всякой пустоты», о земледелии, об умножении скотских приплодов и рыбных ловель и т.п. Камер – коллегия была разделена на три «экономственные конторы, из которых каждая третью долю губерний и провинций ведала»; кроме того, при ней состояли «гражданская счетная контора» (для заведования книгами и счетами, относящимися до штата гражданских чиновников во всех присутственных местах) и «пошлинная и акцизная контора» (была упразднена в 1730 году), а в 1723 году присоединена была шестая контора, для наблюдения за хлебопашеством, состоянием урожаев, ценами на хлеб и снабжения народа хлебом в голодное время. Из всех коллегий только Камер – коллегия имела свои органы в провинции. В сущности, Камер – коллегии подведомственна была вся областная администрация, так как даже воеводы одно время назначались из Камер – коллегии. Органом Камер – коллегии в уезде был земский комиссар, который вместе со своими помощниками – нижними комиссарами - собирал все подати, заботился о равномерном распределении рекрутской и постойной повинности, заведовал путями сообщений и полицией, наблюдал за эксплуатацией государственных имуществ. Все сборы комиссар должен был ежемесячно передавать в «земскую казенную», или «рентерею» (казначейство – орган Штатс – конторы), а ежемесячные и годовые отчеты – в «земскую контору», начальником которой был подчиненный Камер – коллегии земский камерир (иначе надзиратель сборов), «знатнейший камерный чиновник в губернии». По данной ему инструкции, переведенной со шведского, камерир не собирает, а лишь контролирует сборы: он наблюдает за продовольствием гарнизонов, за подрядами и покупками провианта и фуража на армию, заведует государственными имуществами и отдачей на откуп казенных статей. Поставленный в непосредственные отношения к Камер – коллегии, камерир состоял, однако, и под надзором воеводы и губернатора. Наконец, камер – коллегия имела на местах и своих земских фискалов. Все вновь образованные финансовые органы, не исключая и Камер – коллегии, должны были вести книги по шведскому образцу: комиссары – «земляную переписную», по которой собирались сборы, камерир – «погодно главную книгу всем доходам всей губернии, кроме таможенных», которую он отсылал в Камер – коллегию вместе со своей «земскою книгою», куда заносил проверенные отчеты земских комиссаров, и «земляною переписною»; Камер – коллегия должна была составлять «земския или грунтовыя переписныя книги», которые служили бы основанием для исчисления и взимания доходов, и общую окладную книгу, или «государственную табель». Центр тяжести нового финансового устройства лежал в провинциальной организации, но она подверглась ломке на первых же порах. Земский комиссар не получил тех функций, которые предполагалось ему дать: он превратился в специального сборщика подушной подати, не подчинялся камериру, зависел от военной, а не от Камер – коллегии. Подушная подать перешла к военной коллегии, монетная и горная регалии – к Берг – коллегии, морские пошлины и некоторые важные доходы с государственных имуществ – к Коммерц – коллегии, гербовая бумага – к Мануфактур – коллегии. Таким образом, ведомство Камер – коллегии было в значительной степени сужено; на обязанности камерира остались только таможенные, кабацкие да канцелярские сборы. Верховный совет нашел, что «у камериров и рентмейстеров (начальники рентерей) против прежнего дела оказалось мало», что те и другие «делают дело одно», и потому указом 15 июля 1726 года упразднил должность рентмейстеров (за исключением провинций Санкт – Петербурга, Москвы и Тобольска) и обязанности их возложил на камериров, а вместе с тем и Штатс – контору слил с Камер – коллегией. В своем дальнейшем стремлении к сокращению петровских штатов, которые привели «к умножению правителей и канцелярий во всем государстве» и «к великой тягости народной», Верховный совет указом 14 марта 1727 года уничтожил и камериров (кроме Эстляндии и Лифляндии), передав их дела губернаторам и воеводам. В 1730 году Штатс – контора восстановлена была в качестве самостоятельной коллегии, а ввиду того, что «несмотрением и отчасти послаблением» Камер – коллегии явились многие недоимки, издан был 31 июля 1731 года новый регламент Камер –коллегии, которым функции ее по – прежнему в принципе определяются как «высшее надзирание о всех окладных и неокладных доходах, какого бы оныя звания не были»; дела Камер – коллегии распределены по четырем экспедициям, из которых одна счетная, а из остальных трех каждая ведала одну третью часть всех губерний. Сенату в восемнадцатом веке всегда принадлежал высший надзор за правильным ходом государственного хозяйства, вследствие чего еще в 1721 году Камер – коллегии повелено было доставлять в Сенат ежемесячные и ежегодные донесения, регламентом же 1731 года Камер – коллегия совершенно подчинена была Сенату. В 1771 году дела Камер – коллегии были до того запутаны, что она не имела даже сведений о размерах доходов; поэтому Сенат предложил переменить весь личный состав Камер – коллегии и разделить ее «на экспедиции по материям», что и было высочайше одобрено. Еще раньше, в 1764 году, при Камер – коллегии учрежден был в виде временной меры особый департамент для рассмотрения множества запущенных Камер – коллегией дел; департамент этот был закрыт в 1780 году. После образования казенных палат существование Камер – коллегии признано было излишним, и ее повелено было закрыть с 1 января 1785 года. В 1797 году Камер – коллегия была восстановлена, но лишь для дел по подрядам и откупам; в 1801 году она была вновь упразднена, а дела ее переданы в казенные палаты. Дела Камер – коллегии хранятся в московском архиве министерства юстиции.