Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:11, курсовая работа
В данной работе рассмотрим как же складывалась система коллегий, попытаемся выяснить, что явилось предпосылкой для создания таких органов государственного управления, столь нетрадиционных для Российской империи того периода; рассмотрим подробнее как была организована их работа; изучим структуру; попытаемся дать оценку значению коллегий и оценить положительные и отрицательные черты их организации.
1 Введение 3
2 История создания коллегий 5
2.1 Причины образования коллегий 5
2.2 Создание коллегий 8
3 Организация работы коллегий 18
3.1 Генеральный регламент 18
3.2 Коллегиальное делопроизводство 18
4 Структура коллегий 25
4.1 Камер – коллегия 25
4.2 Ревизион – коллегия 28
4.3 Штатс – контор коллегия 30
5 Значение коллегий и минусы в их работе 32
6 Заключение 35
7 Список использованных источников и литературы 37
Ещё в 1698 году, находясь в Англии, Петр Первый много думал о переустройстве управления во всей стране по иностранному образцу и тогда же разговаривал со знающими людьми. Шведская государственная система была построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе XVI – XVII веков. Камерализм содержал ряд черт, привлекавших Петра. Во – первых, это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой – либо сфере. Во – вторых, это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установление единообразных штатов и жалования.
Используя шведский административный опыт и беря за основу шведские образцы, Петр, как правило, вносил в них обусловленные особенностями России структурные изменения. Иногда же изменения не касались сути дела, а носили лишь косметический характер. Общий принцип подхода к шведским учреждениям Петр выражал неоднократно и достаточно последовательно, к примеру, указ от 28 апреля 1718 года: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства не сходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть».
Еще во время первого путешествия Петра за границу некто Френсис Ли составил и подал ему в Англии (в 1698 году) «предложения о правильной организации Его правительства», в которых намечалось создать семь «комитететовъ и коллегiй». Предложение это прошло совершенно незамеченным. Для привлечения иностранцев в Россию на военную службу, Петром было обещано манифестом (написанным Паткулем) 1702 года коллегиальное устройство «тайного военного совета». В манифесте Пётр сообщает о своём решении учредить «порядочное тайной воинской думы коллегiум или собранiе» с коллегиальным составом, в который входили бы президент, советники, секретари и другие канцелярские чины.. В 1711 году «рудокопный офицер» Блюер предлагал дать коллегиальное устройство рудному приказу (только что уничтоженному), но предложение его не было принято.
Взгляды Петра на цели и методы ведения финансового хозяйства страны как самостоятельно выработанные, так и заимствованные из иноземных источников наиболее полно представлены в Регламенте Камер – коллегии. «Никакого государства в свете нет, которое б наложенную тягость снесть не могло, еже ли правда, равенство и по достоинству в податях и расходах осмотрено будет,» - считал Петр. Чтобы этот оптимистический взгляд самодержца нашел себе подтверждение в России, созданная им Камер – коллегия должна была смотреть, «чтоб меж великими и нижними убогими и богатыми по препорции, надлежащее равенство во осмотрении иметь, и никто б от надлежащего более другого уволен, или отягчен не был…», а так же «чтоб на съестные харчи или товары излишнего не накладывать, дабы пропитание людям от того в дорогую цену не происходило, или коммерции, мануфактуры и мещанские промыслы не умалялись». Задача Камер – коллегии не ограничивалась умножением казенных доходов. Ей надлежало «наипаче о том стараться, чтоб как возможно запустелые дворы и земли помалу паки населять… також земледелие, скотские приплоды и рыбные ловли по возможности умножать…»
Ревизион-коллегия по проекту пересмотрительный приказ, «который бы во всемъ государстве на вся годы все приходы и расходы свыше всехъ приказовъ считать могъ подробно, ибо оттого, что въ приходахъ и расходахъ не всюду счетъ бывает, к воровству много случай даетъ, и надлежитъ въ такихъ делахъ президентомъ знатному и весьма верному быть, и въ чемъ на кого о какихъ неисправностяхъ донесено будетъ, надлежитъ въ ономъ же приказе разыскивать»...
Так понемногу обозначался характер и, само название учреждений, которыми будут заменены приказы.
С 1715 года уже наметилось успешное окончание Северной войны и Пётр пристально начинает интересоваться делами внутреннего благоустройства. Прежнее мнение о том, что Лейбниц советовал Петру ввести коллегии, должно быть оставлено. Мысль о реформе центральных учреждений появилась у Петра под влиянием насущной потребности времени. Старая система «приказов» была расшатана уже в первые годы северной войны; передача областного управления губернаторам в 1708 – 1712 годах привела к окончательному упразднению значительной части приказов; только что созданный Сенат не мог заменить собой целой системы учреждений и был завален работой; наконец, окончательное переселение царя в Петербург в 1715 году укрепило в нем сознание потребности восстановить центральные учреждения. При этих обстоятельствах Петр охотно принял предложение, сделанное ему неизвестным лицом о переустройстве системы государственного аппарата 23 марта 1715 года. Неизвестный (к настоящему времени утеряны его данные) предлагал ввести в России семь шведских коллегий, пользовавшихся в то время репутацией лучших центральных учреждений в Европе, семь отделов, в которых сосредоточилось бы все управление государством (финансовыми учреждениями из этих семи запланированных коллегий можно назвать лишь Камер – коллегию и Штатс – контор коллегию) и разделить управление коллегиями между сенаторами. Этот автор указывал, как пример на Швецию, где уже было такое государственное устройство, считавшееся лучшим в Европе. Этот проект Пётр решил положить в основу предпринятой реформы государственного аппарата. Но на одном этом он не остановился.
С этого времени Петр
Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса степени заимствования им западно - европейского опыта. Одни историки считают, что Пётр лишь приспособил, адаптировав шведскую систему под русские условия, другие - исходят из оригинальности преобразований. Несомненно, что заимствование у Европы её испытанного опыта существенно способствовало укреплению государственности России. И вообще, обращение Петра к опыту западных стран характерно для всей его реформаторской деятельности. Но почему же всё-таки именно Швеция, а не другие страны? По мнению историка Евгения Анисимова это связано не столько с некоторыми сходствами двух стран в социально-экономических условиях, сколько с личными пристрастиями Петра I : высоко ставя шведскую военную и государственную организацию, Пётр стремился превзойти Швецию как на поле боя, так и в мирной жизни.
Шведская государственная система была построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении,
получившем распространение в Европе XVI-XVII веках. Камерализм содержал ряд особенностей, очень привлекательных для Петра.
Во-первых, это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо одной сфере деятельности. Во-вторых, это устройство учреждения на началах коллегиальности, чёткой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установление единых штатов и жалованья.
В начале апреля 1715 года Пётр приказывает русскому резиденту при датском короле князю Долгорукову достать печатные или письменные уставы датских коллегий, «ибо мы слышали, - писал Пётр, - что и шведы от них взяли».
В декабре 1715 года Пётр приказал русскому резиденту в Вене Веселовскому приглашать на русскую гражданскую службу австрийских королевских служащих, знавших русский язык, и покупать книги издателя Симона из Лейпцига по юриспруденции, и нанять пражских учителей книги эти переводить. Приглашали также и знающих чиновников из германоязычных стран, Пётр не скупился на обещания о вознаграждении.
Следующие годы, 1716 и 1717, Пётр
провёл за границей. А в
России шла подготовительная
черновая работа по подготовке
реформы. И сам Пётр
не отдыхал за границей: он
работал в датских коллегиях
В Гамбурге русский резидент Беттихер представил Петру некого Альбрехта Фюрена, который подал царю “Размышления об экономии российского государства”. Однако в беседе с Фюреном Пётр выяснил, что подлинный автор рукописи - барон Анания Христиан Потт фон - Люберас. В ходе знакомства с Люберасом выяснилось, что Люберас-сын служил полковником в русской армии, и его полк стоял под Ревелем. Полковник Люберас получил приказание явиться к Петру в Гамбург. Пётр предложил сыну уговорить отца пойти на службу к русскому государю. Но старший Люберас осторожничал и просил выслать ему по почте проект условий, на которых он бы мог перейти на русскую службу. Переговоры с Люберасом затянулись. В это время Пётр повстречался с Фиком, и проект создания коллегий был практически готов. Пётр уже охладел к предложению Любераса, и поэтому переговоры с ним вёл не сам государь, а его приближённый Шафиров. Через Шафирова Люберас получил приказание составить очерк устройства коллегий в регулярном государственном хозяйстве. Люберас выполнил задачу в два дня. Пётр внимательно прочёл его работу и назначил Любераса действительным тайным советником. Первым заданием Любераса были розыск и найм иностранцев, годных для службы в коллегиях. В Гамбурге, Любеке, Берлине, Гессене, Саксонии, Чехии, Селезии Люберас набрал около 150 таких людей. Во время своих разъездов он продолжал разрабатывать планы устройства коллегий, сочинил общий план действия всех коллегий и регламенты для каждой, правила открытия их деятельности и канцелярского распорядка. Во время поездки в Петербург в ноябре Люберас заболел и по этой причине не смог лично встретиться с царём. Свои работы он передал ему через Ягужинского. Однако же, услуги Любераса несколько запоздали, и советы его – не копировать рабски шведских учреждений – были оставлены без внимания; главная роль в организации коллегий досталась Фику, вернувшемуся к началу 1717 года из шведской командировки. Фик в свою очередь собрал несколько сот различных регламентов и ведомостей. Весь этот материал был проработан Фиком и Брюсом при деятельном соучастии Шафирова и Ягужинского. С возвращением Петра в октябре 1717 года дело двинулось быстрее. В декабре окончательно был установлен состав коллегий, составлены списки персонала, произведены первые назначения президентов и вице – президентов. Дальнейшее устройство коллегий поручено было Брюсу, но за его отъездом Фик остался единственным фактическим организатором; хотя формально реформа обсуждалась Сенатом, но решающее влияние на официальное суждение сената имели мнения и донесения Фика. 1718 – 1720 года прошли в собирании предварительных справок, окончательном подборе служащих и составлении регламентов коллегий. Регламенты эти большей частью были точными переводами со шведских, с выпуском мест, не подходивших к русским условиям, и с соответственными редакционными изменениями. Однако же, точное заимствование шведских коллегий имело свои неудобства. Шведские коллегии зависели прямо от короля и не зависели от Сената, являясь, таким образом, высшими учреждениями в государстве. Иностранные руководители реформы, по – видимому, и предполагали, что введение коллегий должно упразднить Сенат. Но Сенат остался и вместе с тем явился вопрос, в какой степени коллегии должны ему подчиниться. В итоге финансовые коллегии – Камер – коллегию и Штатс – контор коллегию - решили подчинить ему: для этой цели только что назначенные президентами коллегий сенаторы были заменены другими, гораздо менее вельможными и влиятельными; Ревизион – коллегия, как контролирующая, была прямо слита с Сенатом. Переведенные со шведского регламенты также оказались не во всем пригодными для России, и Петр сам скоро отдал распоряжение, хотя так и оставшееся большей частью невыполнимым – составить новые регламенты коллегий, по образцу исправленного им лично регламента адмиралтейской коллегии.
На основе всего собранного материала был составлен реестр и штат всех коллегий и утверждён Петром 12 (25) декабря 1717 года. Указом 15 (29) декабря были назначены президенты коллегий и некоторые вице-президенты. Из всех коллегий особо выделяется группа финансовых коллегий:
1. камер-коллегия
2. штатс-контор-коллегия (Мусин-Пушкин)
3. ревизион-коллегия
Главной фискальной коллегией стала камер-коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием денежных поступлений. Заведовала финансовой частью; в ее руках сосредоточивалось управление государственными доходами, чеканка монеты, наложение податей, назначение чиновников, заведовавших финансовым управлением в губерниях; соответственно своему финансовому характеру, она же ведала суд над чиновниками, обвиняемыми в казнокрадстве. Расход на нужды государства осуществлялся через Штатс - контор коллегию, игравшую роль центральной кассы. Контроль за государственными доходами и расходами и наблюдение за работой финансовых органов предписывался независимой от других Ревизион-коллегии.
По штату коллегий, утверждённому 12 декабря, полагались следующие должности:
РУССКИЕ: президент, вице-президент (русский или иностранец), 4 коллегиальных советника, 4 коллегиальных асессора, 1 секретарь, 1 нотарий, 1 актуарий, 1 регистратор, 1 переводчик, подъячие трёх статей.
ИНОСТРАНЦЫ: 1 советник или асессор, 1 секретарь.
Тогда же был дан указ президентам коллегий выбирать советников и асессоров не из своих родных и друзей, а на каждое место выдвинуть по 2-3 кандидата, и выставить их на обсуждение всех коллегий.
Само название должностных лиц показывает, что и здесь не обошлось без заимствований.
Воинский устав Петра гласит: «все лучшее устроение через советы бывает»; абсолютная власть нуждается в совете, заменяющем ей закон. Одному лицу легче скрыть беззаконие, чем многим товарищам:
кто – нибудь
да выдаст. Дела решались по большинству
голосов присутствия, а для доклада присутствию
распределялись между советниками и асессорами,
из коих каждый заведовал и соответственной
частью канцелярии, образуя во главе ее
особое отделение или департамент коллегии.
Введение иноземцев в состав коллегий
имело целью поставить опытных руководителей
рядом с русскими новичками. С той же целью
Петр к русскому президенту обыкновенно
назначал вице – президентом иноземца.
Указ 1717 года устанавливал порядок, как
назначенным президентам «сочинять свои
коллегии», составлять их присутствие:
на места советников и асессоров они сами
подбирали по два или по три кандидата,
только не из своих сродников и «собственных
креатур»; по этим кандидатским спискам
собрание всех коллегий баллотировало
на замещаемые должности.