Финансовые учреждения 18 века: коллегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрим как же складывалась система коллегий, попытаемся выяснить, что явилось предпосылкой для создания таких органов государственного управления, столь нетрадиционных для Российской империи того периода; рассмотрим подробнее как была организована их работа; изучим структуру; попытаемся дать оценку значению коллегий и оценить положительные и отрицательные черты их организации.

Содержание

1 Введение 3
2 История создания коллегий 5
2.1 Причины образования коллегий 5
2.2 Создание коллегий 8
3 Организация работы коллегий 18
3.1 Генеральный регламент 18
3.2 Коллегиальное делопроизводство 18
4 Структура коллегий 25
4.1 Камер – коллегия 25
4.2 Ревизион – коллегия 28
4.3 Штатс – контор коллегия 30
5 Значение коллегий и минусы в их работе 32
6 Заключение 35
7 Список использованных источников и литературы 37

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

         ОГЛАВЛЕНИЕ  

     1  Введение                                                                       3

        2  История создания коллегий                                             5

          2.1   Причины образования коллегий                                 5

      2.2   Создание коллегий                                                    8

    3  Организация  работы коллегий                                        18

      3.1    Генеральный регламент                                           18

      3.2    Коллегиальное делопроизводство                             18

    4  Структура  коллегий                                                       25

          4.1    Камер – коллегия                                                    25

      4.2    Ревизион – коллегия                                                28

      4.3    Штатс – контор коллегия                                         30

    5   Значение  коллегий и минусы в их работе                        32

    6   Заключение                                                                   35

    7   Список  использованных источников и  литературы           37

                          

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 ВВЕДЕНИЕ

     Вступление  на русский престол Петра Первого (1682 – 1725 года) и его реформы стали  важнейшим этапом в истории России. Они были подготовлены всем предшествующим развитием страны. Петр, тщательно изучая государственный опыт передовых стран Европы, неукоснительно изучая государственный опыт передовых стран Европы, неукоснительно требовал от дворянства знаний, необходимых для осуществления реформ.

     Вокруг  имени Петра Первого сложилось  немало легенд и стереотипов, прочно живущих в общественном сознании. Петровское время принесло не только впечатляющие достижения, блестящие  воинские победы, включило Россию в общеевропейскую семью народов. Время петровских реформ – это время основания тоталитарного государства, внедрение в массовое сознание культа личности, это время создания новой политической системы, создание новой системы управления, реформа всего жизненного уклада русского общества, запуска «вечного двигателя» отечественной бюрократической машины.

     Петр  Первый радикально изменил систему  управления государством. Старые управленческие структуры были заменены на новые, соответствовавшие  системе управления государств Западной Европы. При этом преобразования исходили не из каких – либо теоретических или просветительских соображений, а из чисто практических – военных, направленных в первую очередь на выход России к морям. Есть мнение, что ход войны имел решающее влияние на характер и направленность петровских преобразований. Отмечено, что реформы приобретали все более отчетливый характер планомерности и последовательности по мере неуклонно возраставшего перевеса России над Швецией в Северной войне. Главной целью Петра было личное стремление монарха европеизировать Россию. Идеалом Петра Первого было абсолютистское государство, так называемое «регулярное государство», которое своим всеобъемлющим бдительным попечением стремилось регулировать все стороны общественной и частной жизни в соответствии с принципами разума и на пользу «общего блага».

     Реформы Петра Первого, вызвавшие рост производительных сил и увеличение бюджета, образование  всероссийского рынка и расширение внешнеторговых связей настоятельно требовали качественного улучшения контрольной работы. Поэтому в ходе реформ Петр Первый дает основание государственному счетоводству и контролю 

       В данной работе рассмотрим  как же складывалась система  коллегий, попытаемся выяснить, что  явилось предпосылкой для создания таких органов государственного управления, столь нетрадиционных для Российской империи того периода; рассмотрим подробнее как была организована их работа; изучим структуру; попытаемся дать оценку значению коллегий и оценить положительные и отрицательные черты их организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОЛЛЕГИЙ

                  ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕГИЙ

     В Московской Руси система управления отличалась значительной простотой. Во главе всех дел стояла боярская дума, в которой бояре и думные люди, в присутствии царя и без него одинаково, слушали дела и «приговаривали», причем боярский приговор «по государеву указу» обращался в закон. Под руководством думы действовали «приказы», которые ведали либо определенный круг дел либо определенный круг лиц. Приказ – это временный или постоянный орган государственного управления, создаваемый для решения конкретного вопроса, основанный на принципе единоначалия, не имеющий типового нормативного документа и четкой специализации. Одними из финансовых учреждений, (но далеко не единственными) петровского периода можно считать:

            Приказ Большого дворца – финансовый  приказ;

            Приказ Большой казны – доходы;

            Казенный приказ – ведавший  хранением царской казны.

            Приказов было большое количество, в них сидели бояре и дъяки (секретари) – сколько было нужно по количеству дел, их количество порой доходило до 10 – 12 человек. Почти все приказы занимались налогами и сборами. Учреждения эти замечательны были тем, что впервые явились  в качестве центральных органов управления, но как первая попытка организации этого рода учреждений, они не могли быть совершенными. Недостатки их можно объяснить несовершенством и неразвитостью всей системы управления,  вместе с тем, «младенческим» состоянием государственной жизни вообще. Идея государственности далеко не проникла еще в общество, и даже лица, стоявшие во главе его, имели о ней лишь смутное представление. Поэтому и управление не могло быть совершенным, какие бы внешние формы не были приданы государственным учреждениям. Так возникла необходимость в ликвидации прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.

       У Петра Первого поначалу отсутствовала  четкая программа реформ в  сфере государственного управления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно – территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром Первым система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт – Петербурга.

       С первых лет правления Петра  Первого прослеживалась тенденция  снижения роли малоэффективной  Боярской думы в управлении государством. Петр Первый перестал созывать боярскую думу и все важнейшие дела и законы обсуждал сам, в своем «кабинете», то есть в собственной канцелярии), с доверенными лицами и любимцами. Эти лица, однако, не составляли собою никакого учреждения, так что старая законодательная боярская дума осталась без всякой замены. Считалось, что всякий закон исходит прямо от  лица государя.  В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия или Консилиум (Совет) министров, состоявший из восьми доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. В Консилии был установлен определенный режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 вместо Боярской думы и подменявшей ее Консилии был учрежден Сенат. Петр Первый так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и, ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны». Сенат, состоявший из небольшого числа государем назначаемых лиц, сам не мог издавать законов; он только обнародовал данные ему государем законы и указы, следил за правильностью и законностью действий администрации и решал те дела, административные и судебные, которые затрудняли низшую администрацию или же доходили до сената по жалобам.

     Образование Сената послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления – Петровских коллегий, центральных  органов, основанных, как показывает и, само название, на коллегиальном начале. При учреждении коллегии Петр имел в виду строго провести ту же идею, которая лежала в основании организации Сената. По замыслу Петра Первого они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

      1.    Систематическое разделение  ведомств (приказы часто подменяли  друг друга, выполняя одну и  ту же функцию, что вносило  хаос в управление. Иные же  функции бывали и вовсе не  охвачены каким – либо приказным делопроизводством).

       2.    Совещательный, коллегиальный  порядок решения дел.

     Появились они, однако не сразу, но постепенно, причем некоторые были преобразованы из приказов, другие учреждены вновь. 

     Таким образом, можно сказать что коллегии – это центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей свое значение системы приказов.  

                              

                             СОЗДАНИЕ  КОЛЛЕГИЙ

       При  Петре I ещё  ярче  сказалась  необходимость  собрать  всё  управление  страной  и  её  хозяйством  в  определённые  большие  группы, строго  ограниченных  одна  от  другой  характером  дел. Но  Петру, как  и  московскому  правительству,  трудно  было  сделать  это  быстро  и  верно.  Мешала  война  с  её  неожиданными  поворотами, когда  за  быстрой  и  неожиданной  сменой  событий не  было  ни  времени, ни  возможности  сосредоточиться, обдумать  план  реформы, и  провести  её  неуклонно  и  последовательно. Но  война  не  ждала  и  властно  требовала  людей  и  денег.

       Вся  сознательная  деятельность  Петра   в  то  время   имела  своей  исходной  точкой  интересы  военного  дела. Сначала   эта  была  игра  в  солдатики,  потом  более  серьёзные   занятия  новой  организации   армии  и  новой  военной  наукой. От  Кожуховских   манёвров  Петру  пришлось  «идти  играть  под  Азов», а  там  не  замедлила  Великая  Северная   война, задавшая   Петру  работы  на  всю  жизнь.

       Петру,  с  его  новым   войском  и  незнакомым  московскому   времени  флотом, при  новых  методах  и  способах  ведения  войны, приходилось, особенно  в  первое  время, доставать  деньги  через  старые  учреждения, а  поскольку  последние  не  отвечали   своей  новой  задаче, то  они  подвергались  у  него  ломке,  переделке, уничтожению, или  возрождались  под  новыми  названиями, то  исчезали  совсем.

       Для  новых  нужд  не  только  выдвигаются  во  главе  старых  учреждений  новые  люди  в   государстве (стольник  Ромодановский,  стольник  Апраксин, гвардии  капитан   Меншиков), но  и  сами  старые  учреждения  изменяются  на  новый  лад.  В  создании  всех  этих  учреждений  Пётр  действовал  по - старому. Занятый  войной, он  старался  всякую  нужду,  выдвинутую  событиями  и  требованиями  войны, удовлетворять  сейчас  же, создавая  для этого новое ведомство, которое порой вносило беспорядок  в работу  старых.

       Твёрдо  решив  ввести  в   своём  государстве  «порядочное»  и  «регулярное» управление, Пётр  обратился  за  образцами   туда  же, откуда  взял  образцы  для своей армии и флота, то  есть  на  Запад, а именно к Швеции.

       В XVII – начале XVIII веках между Россией и Швецией существовали оживленные экономические связи, корни которых уходят в глубокую древность. Оба государства вели друг с другом прямую торговлю. Русские купцы, проявляя деловую активность, совершали поездки в Стокгольм, который являлся главным центром торговли между двумя странами.  Россия вывозила в Швецию различные товары ремесленного производства и продукты сельского хозяйства и закупала там главным образом металлы. Кроме того, она осуществляла транзитную торговлю со странами Западной Европы через шведские владения в Прибалтике. Развитие экономических связей между обоими государствами способствовало в конце XVII века росту интереса к России и её культуре в Скандинавских странах.

     Однако  мирные отношения между обеими странами не раз прерывались длительными  кровопролитными войнами; правящие круги феодальной Швеции постоянно  чинили помехи русской торговле, стремясь блокировать Россию, закрыть ей выход в Балтийское море и поставить ее внешнюю торговлю под свой контроль. Северная война нарушила торговые связи России и Швеции. Но как только военные действия закончились, русское правительство, в соответствии с условиями Ништадского мирного договора, предприняло меры, направленные на восстановление и расширение экономических связей со Швецией и развитие балтийской торговли. В это время Россия не только вывозила в Швецию продукцию своего ремесла и хозяйства, но и стала экспортировать через Балтийское море свое железо на мировой рынок. Укрепление экономического и военного могущества России, ее победа в Северной войне и возросшая роль в международных делах способствовали росту интереса к Русскому государству в Европе. В свою очередь, и в России  интересовались опытом Швеции, особенно состоянием горного дела и науки в этой стране. Несомненное заимствование западноевропейского, точнее, шведского государственного опыта в целом существенно способствовало укреплению государственности Российской империи. Вообще же, обращение Петра Первого к опыту западноевропейских стран было обычным в его реформаторской деятельности. Высоко ставя шведскую военную и государственную организацию, Петр стремился превзойти Швецию, используя ее опыт в мирной жизни. Неудивительно, что, достигнув военной победы над столь «регулярным» народом, как шведы, Петр поставил задачу реорганизации российской государственности с помощью той же «регулярности».  

Информация о работе Финансовые учреждения 18 века: коллегии