Доходы бюджета и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение доходной части федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность, содержание доходов бюджета;
проанализировать исполнение доходной части бюджета на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОХОДЫ БЮДЖЕТА И ИХ СТРУКТУРА
1.1СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ДОХОДОВ
1.2 БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ
1.3 ИЗМЕНЕНИЕ В БЮДЖЕТНОМ КОДЕКСЕ
1.4 БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.2 ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХИСПОЛНЕНИН БЮДЖЕТА
2.3 ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
ГЛАВА 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Доходы бюджетов и их структурв.docx

— 268.78 Кб (Скачать)

2) Конкурентная (применятся  в США), суть: нет распределение  налогов, действует принцип –  «один налог – один бюджет».  Выравнивание регионов производится  через гос. программы.

3) Индивидуальная (договорная) межбюджетные отношения строятся  на основании договоров между  центральными органами власти  и субъектами федерации.

В настоящий момент бюджетный  федерализм в РФ можно назвать  корпоративным. Очевидно, что индивидуальный принцип для РФ на сегодняшний  день неприемлем. Помимо коррупции  подобная практика межбюджетных отношений  ведёт к дальнейшему разрыву  в экономическом и социальном развитии между субъектами РФ, а  это, в свою очередь, негативно сказывается  на политической и экономической  ситуации в стране в целом.

При этом совместно федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетными финансируются  следующие группы расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • финансовая помощь другим бюджетам

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

Исполнение бюджета —  стадия бюджетного процесса, на которой  осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное  поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в  разрезе каждого из источников; своевременное  финансирование и осуществление  расходов в соответствии с утвержденными  бюджетными назначениями, а также  учет исполнения бюджета. 
Основное различие между банковской и казначейской системами заключаются в том, что функции исполнения бюджета возложены на разные органы — либо на центральный банк при возможном участии коммерческих банков, либо на специально созданные казначейские органы.

Исполнение бюджетов соответствующих  уровней возложено на исполнительные органы власти и органы местного самоуправления, которые организуют этот процесс  через соответствующие финансовые, казначейские, налоговые, таможенные органы. Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ основано на принципах:

• единства кассы, когда  все доходы, привлечение и погашение  источников финансирования дефицита бюджета  поступают на единый счет бюджета, с  которого осуществляются все расходы; 
• полного и своевременного поступления в бюджет доходов в разрезе отдельных источников;

• своевременного и полного  финансирования расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями с учетом установленных бюджетным  законодательством случаев внесения в них изменений в пределах фактического наличия средств на едином счете; 
• целевого и эффективного использования бюджетных средств; 
• осуществления контроля за соблюдением бюджетного законодательства. 
Бюджетное законодательство предусматривает процедуры исполнения бюджетов по доходам и расходам. Исполнение бюджета по доходам предусматривает процесс:

• распределения в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; 
• зачисления доходов (собственных и регулирующих) на счета соответствующих бюджетов;

• возврата излишне уплаченных сумм доходов; 
• учета доходов бюджета и составления отчетности о доходах соответствующего бюджета.

2.2 ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ

БК РФ (гл. 18) определил полномочия законодательных, исполнительных органов власти, Банка России и других участников бюджетного процесса.

Участниками бюджетного процесса являются:

•  Президент РФ;

•  органы законодательной (представительной) власти;

•  органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

•  органы денежно-кредитного регулирования;

•  органы государственного и муниципального финансового контроля;

•  государственные внебюджетные фонды;

•  главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

•      иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

•      бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Законодательные (представительные) органы, органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль над исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль над исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ и другие полномочия.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. А также исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления и осуществляют другие полномочия.

Аналогичные полномочия органы законодательной и исполнительной власти осуществляют по отношению к  государственным внебюджетным фондам.

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации могут  осуществлять отдельные операции со средствами бюджета, т.е. привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и выполнять функции Банка  России в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей  территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят их экспертизу. Также они проводят экспертизы федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, актов органов местного самоуправления.

Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются БК РФ, Федеральным законом  РФ О счетной палате РФ, законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а  также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих  органов исполнительной власти.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета (субъекта федерации, местного) – это орган государственной власти РФ или местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять средства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенные ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель бюджетных  средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных  услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств  с учетом нормативов финансовых затрат. Также он утверждает сметы доходов  и расходов подведомственных бюджетных  учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и  получателям бюджетных средств  и исполняет соответствующую  часть бюджета. Он имеет право  на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет. Он вправе осуществлять:

•      контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

•      контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственность соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств  унитарными предприятиями также  осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств  органами государственного контроля.

Главный распорядитель бюджетных  средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный  отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов  и расходов, а также отчет о  выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных  услуг. Он выступает в суде от имени  казны РФ:

•      по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности;

•      по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

Выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны  РФ из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам  исполнительной власти как главным  распорядителям средств федерального бюджета.

Распорядитель бюджетных средств представляет собой орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств  выполняет следующие функции:

•      составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;

•      определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

•  утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

•  осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств  может быть уполномочен Правительством РФ представлять сторону государства  в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе, государственных или муниципальных  гарантий, бюджетных инвестиций.

Ответственность главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств как органов исполнительной власти, а также должностных лиц главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств распространяется на :

•  целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;

•  достоверность и своевременное представление уставленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;

•  своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;

•  своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;

•  утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

Информация о работе Доходы бюджета и его структура