Доходы бюджета и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение доходной части федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность, содержание доходов бюджета;
проанализировать исполнение доходной части бюджета на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОХОДЫ БЮДЖЕТА И ИХ СТРУКТУРА
1.1СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ДОХОДОВ
1.2 БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ
1.3 ИЗМЕНЕНИЕ В БЮДЖЕТНОМ КОДЕКСЕ
1.4 БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.2 ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХИСПОЛНЕНИН БЮДЖЕТА
2.3 ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
ГЛАВА 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Доходы бюджетов и их структурв.docx

— 268.78 Кб (Скачать)

6)  в бюджет Фонда социального страхования РФ – 5%.

Нормативы отчислений определяются законом  о бюджете того уровня бюджетной  системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете  того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему  регулирующие доходы из бюджета другого  уровня.

Как правило, использование собственных  и регулирующих доходов не позволяет  в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. В таких  случаях вышестоящий бюджет предоставляет  нижестоящему финансовую помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий или бюджетных ссуд. Кратко охарактеризуем каждую форму помощи.

Дотации - бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Трансферт (нормативно-долевая дотация) – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ   или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации 2011 году (в %)

Как способ наделения территориальных  бюджетов необходимыми средствами их исключить нельзя, т.к. это приведет к многократным кассовым разрывам и  необходимости обращения за ссудой в вышестояший бюджет.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные компенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

 

1.1.1Доходы федерального бюджета.

В доходы федерального бюджета  зачисляются собственные налоговые  доходы федерального бюджета за исключением  налоговых доходов, передаваемых в  виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы  РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в  его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов  РФ и другие безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

•      федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. •      таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

•      государственная пошлина.

Неналоговые доходы федерального бюджета включают:

•      доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме;

•      часть прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

•      прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей – по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической  деятельности. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и Федеральным  законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в  налоговое законодательство РФ.

Установление новых видов  налогов, их отмена или изменение  возможны только путем внесения соответствующих  изменений в налоговое законодательство РФ.

Доходы федеральных целевых  бюджетных фондов обособленно учитываются    в    доходах    федерального    бюджета    по    ставкам,   у становленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Структура доходов федерального бюджета 

 

 

 

2010

2011

 

ФЗ о бюджете  
№ 204-ФЗ

Оценка

Изменение %

ФЗ о бюджете № 204-ФЗ

Прогноз

Изменение  %

ФЗ о бюджете № 204-ФЗ

Прогноз

Изменение %

ВВП, млрд. руб.

51 475

38 461

-25%

59 146

42 372

-28%

67 610

46 783

-31%

Накопленный рост ВВП  
в % к 2008 году

106,7%

91,5%

-14%

113,7%

92,4%

-19%

120,8%

94,8%

-22%

Накопленный ИПЦ  
в % к декабрю 2008 г.

108,5

112,0

3%

116,0

123,0

6%

124,0

133,0

7,3%

Курс доллара  
среднегодовой

24,7

32,6

32%

26,0

34,5

33%

27,3

37,0

36%

Цены

                 

Цены на нефть Urals  
(мировые), долл. / баррель

95

54

-43%

90

55

-39%

88

56

-36%

Цены на газ,  
долл. / тыс. куб. м

421

229

-46%

363

219

-40%

358

215

-40%

Экспорт углеводородов

                 

Нефть сырая,  
млн.т

255,0

245,5

-4%

261,0

243,0

-7%

262,0

241,0

-8%

Газ природный,  
млрд.м3

213,5

160,8

-25%

222,7

170,0

-24%

227,0

181,5

-20%

Нефтепродукты, млн.т

115,4

117,3

2%

117,6

115,4

-2%

117,8

113,6

-4%

Добыча углеводородов

                 

Нефть, млн.т

503

488

-3%

514

485

-6%

518

483

-7%

Газ природный млрд.м3

700

580

-17%

715

596

-17%

725

610

-16%

Внешняя торговля

                 

Экспорт, ,млрд. $

507

274

-46%

502

276

-45%

509

282

-45%

Импорт, ,млрд. $

370

190

-49%

434

195

-55%

490

205

-58%

Другие показатели  
в млрд. руб.

                 

ФЗП

12888

10746

-17%

15200

11722

-23%

17708

12977

-27%

Прибыль предприятий  
для целей  
налогообложения

12105

4850

-60%

13550

8510

-37%

15155

8580

-43%

Амортизация для целей  
налогообложения

1630

1854

14%

1815

2022

11%

2021

2251

11%


 

Предельный объем доходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (таблица 4.5):

 

1.2 БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.  
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

  • для составления, утверждения и исполнения бюджета;
  • контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
  • обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех    уровней;
  • составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке  применения бюджетной классификации  РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации  госбюджет состоит из четырех  блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный  долг".

Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

  • налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

  • от нерезидентов;
  • от бюджетов других уровней;
  • от государственных внебюджетных фондов;
  • от государственных организаций;
  • от наднациональных организаций;
  • средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных  фондов включают в себя следующие  целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный  фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный  фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный  фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и  воспроизводства водных биологических  ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водныхобъектов.

1.3 ИЗМЕНЕНИЕ В БЮДЖЕТНОМ КОДЕКСЕ

       В 2007 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2007 №63-ФЗ, претерпел существенные изменения. В соответствии с данным нормативным правовым актом были внесены изменения в более чем 70 статей Бюджетного кодекса, 111 статей изложены в новой редакции, 62 – утратили силу. Более того, три главы прежней редакции Бюджетного кодекса также утратили силу, а именно – глава 13.1 «Стабилизационной фонд РФ», глава 25 «Исполнение федерального бюджета», глава 27 «Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета». Кроме того, в состав Бюджетного кодекса включено 42 статьи, одна глава – глава 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета», а также раздел – раздел VIII.1 «Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности».

Вместе с тем, ряд положений  является существенным для бюджетного права в целом. Остановимся на указанных изменениях подробнее, структурировав их по следующим направлениям:

– общие принципы организации  бюджетной системы РФ;

– институт доходов бюджетов бюджетной системы РФ;

– институт расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

– фонды Российской Федерации;

– организация бюджетного процесса.

Следует отметить, что претерпела изменения структура бюджетного законодательства.

Федеральный закон №63-ФЗ отменяет ряд нормативных правовых актов, среди которых – ФЗ «О бюджетной  классификации РФ». Измененной редакцией  БК устанавливается новый состав бюджетной классификации. С 01.01.08 бюджетная  классификация состоит из: классификации  доходов бюджета; классификации  расходов бюджета; классификации источников финансирования дефицита бюджета и  классификации операций публично-правовых образований.

Отдельно затронем вопрос безвозмездных поступлений в  бюджеты бюджетной системы РФ, к которым, согласно ст. 41 БК, относятся:

– дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

– субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ;

– субвенции из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов  РФ;

– иные межбюджетные трансферты;

– а также безвозмездные  поступления от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Интерес здесь представляют межбюджетные трансферты, а именно – дотации, субсидии и субвенции. Если дотации, как и ранее, представляют собой межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозвратной и безвозмездной основах без установления направлений и (или) условий их использования, иными словами, в рамках межбюджетных отношений дотации предназначены для выравнивания бюджетной обеспеченности публично-правового образования, то цель и условия предоставления субсидий и субвенций существенно изменились. Так, в прежней редакции БК под субсидиями понимались бюджетные средства, предоставляемые иному бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Организация бюджетного процесса. Прежде всего, необходимо отметить изменение состава участников бюджетного процесса. Если ранее в ст. 152 содержался открытый перечень участников бюджетного процесса, то в новой редакции указанной статьи перечень закрыт. Более того, их состав расширился, теперь к ним относятся: органы управления государственными внебюджетными фондами; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

Еще одно нововведение –  изменение сроков и порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы. Так, для федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов установлена обязанность  их составления сроком на три года – очередной финансовый год и  плановый период.

Если ранее в ст. 184 БК указывалось, что составление проекта  бюджета начинается не позднее чем  за 10 месяцев до начала очередного финансового  года, при этом сам процесс составления  проекта бюджета состоял из двух этапов, которые четко регламентировались нормами БК, то в новой редакции говорится, что порядок и сроки  составления проекта бюджета  утверждаются соответствующим органом  исполнительной власти. 


 

1.4  БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗ

Бюджетный федерализм – это отношения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий. В первую очередь речь идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализма, единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в регионах, и входящих в них муниципальных образований.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются следующие:

1) сосуществование нескольких  уровней бюджетно-налоговой системы,  соответствующих уровням территориально-политического  и территориально-административного  устройства страны;

2) законодательное или  договорное распределение полномочий  и ответственности каждого из  указанных уровней власти за  конкретные направления и виды  деятельности на соответствующей  территории;

3) наличие устойчивых  представлений (они могут быть  закреплены в нормативах) о величине  необходимых и достаточных расходов  для самостоятельной реализации  каждым уровнем власти его  полномочий и ответственности;

4) использование надежных  и общепризнанных субъектами  Федерации способов учета их  особенностей для корректировки  величины вышеуказанных расходов (или их нормативов);

5) сложившееся в соответствии  с законом и исходящее из  критерия достаточности для покрытия  нормативно распределяемых расходов  закрепление за каждым уровнем  бюджетно-налоговой системы (федеральным,  региональным, местным) налоговых  и неналоговых доходных источников;

6) установление в классификации  расходов федерального и региональных  бюджетов специальных позиций  финансирования таких направлений  региональной политики федеративного  государства, как компенсация  нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов (так называемое «горизонтальное бюджетное выравнивание» с помощью дотаций, субсидий, субвенций), реализация программ селективной поддержки развития отдельных регионов, принятие мер по чрезвычайной поддержке депрессивных территорий и т.п.

Известны следующие теоретические концепции бюджетного федерализма:

1) Корпоративная (применятся  в ФРГ), суть: есть распределение  налогов на федеральные, региональные  и местные. Применяется принцип  равенства региональных потребностей. Применяется политика выравнивания  через федеральный бюджет.

Информация о работе Доходы бюджета и его структура