Денежно-кредитная политика Республики Беларусь, её развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель курсовой работы заключается в иследовании теоретических и практических аспкстов денежно-кредитной политики, а также в разработке направлений её развития в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………...7
2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………12
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………...................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………..35

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 4.docx

— 89.69 Кб (Скачать)

       В 2011 году параметры денежно-кредитных  показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков  под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также  изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается  в пределах 24-26 процентов, рублевой денежной массы – 27-29 процентов, широкой денежной массы – 25-28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4-7,2 трлн. рублей, юридических лиц – на 3,8-4,4 трлн. рублей.

       Реализация  мер денежно-кредитной, бюджетной  и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации  экономики по рублевой денежной массе  до 14,4 процента, по широкой денежной массе – до 26,7 процента.

       Улучшение сбалансированности внешнего сектора  и состояния платежного баланса  станет основой для дальнейшего  наращивания международных резервных  активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные  активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда  за 2011 год увеличатся не менее чем  на 1,2 млрд. долларов США.

       Денежно-кредитные  показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут  формироваться в соответствующих  пропорциях.

       Приоритетными направлениями развития банковского  сектора Беларуси станут обеспечение  его устойчивости и повышение  финансового потенциала, рост конкурентоспособности  за счет внедрения более эффективных  систем и методов управления, новых  банковских технологий, а также поддержания  размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.

       Развитие  банковского сектора в 2011 году будет  проходить в условиях дальнейшего  качественного улучшения структуры  финансового сектора, связанного с  изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные  программы. При формировании условий  деятельности банков, прежде всего  контролируемых государством, возрастет  роль рыночных механизмов, что потребует  совершенствования соответствующих  систем и методов управления в  этих банках.

       Предпринимаемые шаги положительным образом скажутся на устойчивости банковского сектора, а также позволят повысить эффективность  регулирования деятельности банков.

       Ожидается, что в условиях достижения высоких  темпов экономического роста и поддержания  макроэкономической стабильности в  течение 2011 года важнейшие показатели финансовой устойчивости банковского  сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.

       За 2011 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15-21 процент. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов.

       Масштабы  кредитных операций банковского  сектора будут определяться платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.

       Прирост активов банков сложится на уровне 21-22 процентов, что составит 72 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 24-25 процентов и достигнут 58 процентов к ВВП.

       Национальный  банк продолжит проводить мероприятия, направленные на дальнейшую либерализацию  валютного законодательства, совершенствование  деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

       В 2011 году в целях формирования стабильного  конкурентоспособного и ликвидного финансового рынка продолжится  работа по совершенствованию уже  существующих и созданию новых инструментов и механизмов привлечения внешних  и внутренних инвестиций.

       Развитие  национальной платежной системы  будет направлено на дальнейшее повышение  ее эффективности, надежности и безопасности. В 2011 году решение данных задач будет  основываться на совершенствовании  нормативной правовой базы, ценовой  политики, организационной и программно-технической  инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных  расчетов в розничном платежном  обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора  за платежной системой.

       В 2011 году будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами  таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами  – участниками Содружества Независимых  Государств.

       Продолжится взаимодействие Национального банка  и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским  банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего  сотрудничества.

       В 2011 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних  дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста.

       Реализация  намеченных целей и задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической  политики.

    Таким образом, банковской системе в целях  достижения параметров, установленных  Основными направлениями денежно-кредитной  политики на 2011 год, и содействие позитивным тенденциям в экономке предстоит уделить особое внимание следующим направлениям работы :

  • наращивание ресурсной базы, уставного фонда и нормативного капитала, в том числе с участием иностранного капитала;
  • активизация работы по привлечению ресурсов на зарубежных рынках, содействие привлечению в экономику страны иностранных инвестиций;
  • кредитная поддержка реального сектора экономики, прежде всего инвестиционных проектов;
  • проведение взвешенной процентной политики, обеспечивающей повышение доступности кредитов;
  • постоянный контроль качества кредитного портфеля, недопущение роста проблемных активов;
  • безусловное соблюдение нормативов безопасного функционирования.

       Автор данной курсовой работы считает, что  итог реализаций целей, задач и мероприятий денежно-кредитной политики в 2011 году будет способствовать повышению темпов устойчивого социально-экономического развития страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Исходя  из вышеупомянутого материала, можно  сделать следующие выводы:

  • Под денежно-кредитной политикой государства понимается комплекс мер направленных на поддержание стабильного развития экономики через регулирование кредитного обращения и денежного рынка.
  • Денежно-кредитная политика государства представляет собой комбинацию целей и средств, с помощью которых центральный банк страны посредством регулирования денег, спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической политики. Денежно-кредитной политики должна помочь экономике страны достигнуть объема производства, который характеризуется полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом.
  • Конечной целью денежно-кредитной политики является : высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентных ставок, стабильность финансовых рынков и стабильность валютного рынка.
  • Инструменты денежно-кредитной политики ( они же методы воздействия центрального банка на объем и структуру денежного предложения) позволяют изменять денежную базу путем управления объемами рефинансирования регулирования резервных требований. Объем операций на открытом рынке определяется объемом динамических операций, направленных на изменение денежной базы, и объемом защитных операций, проводимых для компенсации влияния других факторов, воздействующих на денежную базу. Операции на открытом рынке – главный инструмент денежно- кредитной политики, поскольку они гибки, легко обратимы и могут осуществляться быстро. Объем рефинансирования определяется учетной ставкой и политикой дисконтного окна. Дисконтная политика позволяет центральному банку исполнять роль кредитора последней инстанции, однако с помощью дисконтной политики осуществлять контроль над предложением денег сложнее, поскольку она приводит к непредвиденным колебаниям объемов рефинансирования и, следовательно, предложения денег. Манипулирование нормой обязательных резервов является слишком мощным инструментом, чтобы использовать его в целях контроля за предложением денег, поэтому он применяется очень редко.
  • Говоря о каждом методе денежно-кредитной политики в отдельности, обращая внимание на его преимущества перед другими и подчеркивая недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное использование всех перечисленных инструментов может привести к выработке правильной и грамотной денежно-кредитной политики.

    До конца года банковской системе в целях достижения параметров, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год, и содействие позитивным тенденциям в экономке предстоит уделить особое внимание следующим направлениям работы :

  • наращивание ресурсной базы, уставного фонда и нормативного капитала, в том числе с участием иностранного капитала;
  • активизация работы по привлечению ресурсов на зарубежных рынках, содействие привлечению в экономику страны иностранных инвестиций;
  • кредитная поддержка реального сектора экономики, прежде всего инвестиционных проектов;
  • проведение взвешенной процентной политики, обеспечивающей повышение доступности кредитов;
  • постоянный контроль качества кредитного портфеля, недопущение роста проблемных активов;
  • безусловное соблюдение нормативов безопасного функционирования.

       Автор данной курсовой работы считает, что  итог реализаций целей, задач и мероприятий  денежно-кредитной политики к концу 2010 года будет способствовать повышению  темпов устойчивого социально-экономического развития страны.

     От  денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков.

     Сложность той ситуации, в которой находится  экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих  перед денежно-кредитной и в  целом социально-экономической политикой, требуют комплексности, и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

     Направления дальнейшего развития денежно-кредитной  сферы имеют целью улучшение  общих экономических показателей  страны, снижение уровня инфляции, обеспечение  надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту  благосостояния населения.

     Продолжится процесс взаимовыгодного сближения  денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран  СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства и  других интеграционных образований, а  также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ 
 

    
  1. Алымов, Ю. М. Банковская система Республики Беларусь: работа по преодолению влияния мирового финансово-экономического кризиса и задачи на посткризисный период / Ю. М. Алымов // Проблемы управления. − 2010. − №2. − С. 30-37.
  2. Алымов, Ю. Эффективность монетарной политики как условие устойчивого экономического роста / Ю. Алымов // Банкаўскі веснік. – 2010. – №16. – С. 5-9.
  3. Андрюшин, С. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса / С. Анлрюшин, В. Кузнецова // Вопросы экономики. – 2010. − №6. – С. 69-87.
  4. Базылев, Н. И. Макроэкономика / Н. И. Базылев. – Мн. : Соврем. шк., 2007. – 288 с.
  5. Банковский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 14 июня 2006 г. : одобрен Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 30 июня 2006 г. : по состоянию на 17 июля 2006 г. – Минск : Амалфея, 2006. – 99 с.
  6. Бомол, У. Дж. Экономикс. Принципы и политика : учеб. для вузов : пер. с англ. / У. Дж. Бомол, А. С. Блайндер ; под ред. А. Г. Грязновой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 927 с.
  7. Бриштелев А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь/  А. Бриштелев // Банкаўскі веснік. – 2005. – №1. – С. 26-31.
  8. Бурлачков, В. Современный финансовый кризис и будущая антикризисная инфраструктура / В. Бурлачков // Банкаўскі веснік. – 2010. – №13. – С. 15-17.
  9. Головин, М. Теоретические подходы к проведению денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации / М. Головин // Вопросы экономики. – 2009. – №4. – С. 42-58.
  10. Каллаур, П. В. Развитие банковской системы Республики Беларусь  в условиях восстановления экономического роста / П. В. Каллаур // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. – 2010. – №4. – С. 5-11.
  11. Криштапович, М. Бюджет – 2010 как результат возможного / М. Криштапович, А. Хотько // Финансы, учет, аудит. – 2010. – №4. – С. 16-18.
  12. Кузнецова, Е. И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для вузов / Е. И. Кузнецова; [и др.] под ред. Н. Д. Эриашвили. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 527 с.
  13. Лузгин, Н. В. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за І квартал 2010 г. и задачи банковской системы: доклад заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Н. В. Лузгина на расширенном заседании Правления / Н. В. Лузгин // Банкаўскі веснік. – 2010. – №13. – С. 5-8.
  14. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
  15. Маркусенко, М. Денежно-кредитная система Беларуси и ее регулирование / М. Маркусенко // Финансовый директор. – 2009. –№9. –С. 20-24.
  16. Прокопович, П. П. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году: доклад Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь П. П. Прокоповича на расширенном заседании Правления / П. П. Прокопович // Банкаўскі веснік. – 2010. – №4. – С. 5-10.
  17. О социально-экономическом развитии Республики Беларусь (Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы) : Указ Президента Респ. Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 // Консультант Плюс : Беларусь.
  18. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год : Указ Президента Респ. Беларусь от 19 ноября 2010 г. №597 // Консультант Плюс : Беларусь.
  19. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год : утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 7 декабря 2010 г. №591 // Консультант Плюс : Беларусь.
  20. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы : утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 4 ноября 2006 г. №1475 // Консультант Плюс : Беларусь.
  21. Румянцева, О. И. Возрастание роли денежно-кредитной политики в условиях преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса / О. И. Румянцева // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. – 2010. – №4. – С. 80-86.
  22. Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе-июне 2010 г. / отдел монетарного анализа и прогнозирования Главного управления монетарной политики и экономического анализа национального банка Республики Беларусь // Банкаўскі веснік (инф. вып.). – 2010. – №21. – С. 3-11.
  23. Тихонов, А. Денежно-кредитная система Республики Беларусь : ретроспективный анализ / А. Тихонов // Банкаўскі веснік. – 2009. – № 13. – С. 26-32.
  24. Удовенко, И. М. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в І квартале 2010 года / И. М. Удовенко; Научно-исследовательский экономический институт Республики Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. – №5. – С. 4-44.
  25. Хотько, А. В. Бюджет Республики Беларусь на 2010 год как оптимальный вариант возможного / А. В. Хотько // Планово-экономический отдел. – 2010. – № 3. – С. 15-20.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь, её развитие