В
2011 году параметры денежно-кредитных
показателей будут складываться
с учетом спроса экономики на деньги
и платежеспособности заемщиков
под воздействием производственной,
инвестиционной и финансовой деятельности
субъектов хозяйствования, а также
изменения динамики денежных доходов,
расходов и сбережений физических лиц.
Прирост рублевой денежной базы оценивается
в пределах 24-26 процентов, рублевой
денежной массы – 27-29 процентов, широкой
денежной массы – 25-28 процентов. При этом
депозиты физических лиц вырастут на 6,4-7,2
трлн. рублей, юридических лиц – на 3,8-4,4
трлн. рублей.
Реализация
мер денежно-кредитной, бюджетной
и экономической политики позволит
увеличить коэффициент монетизации
экономики по рублевой денежной массе
до 14,4 процента, по широкой денежной
массе – до 26,7 процента.
Улучшение
сбалансированности внешнего сектора
и состояния платежного баланса
станет основой для дальнейшего
наращивания международных резервных
активов Республики Беларусь. Прогнозируется,
что международные резервные
активы в определении Специального
стандарта распространения данных
Международного валютного фонда
за 2011 год увеличатся не менее чем
на 1,2 млрд. долларов США.
Денежно-кредитные
показатели рассчитаны исходя из прогноза
основных параметров социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011 год.
При изменении макроэкономических
параметров монетарные показатели будут
формироваться в соответствующих
пропорциях.
Приоритетными
направлениями развития банковского
сектора Беларуси станут обеспечение
его устойчивости и повышение
финансового потенциала, рост конкурентоспособности
за счет внедрения более эффективных
систем и методов управления, новых
банковских технологий, а также поддержания
размера капитала на уровне, обеспечивающем
адекватное покрытие рисков.
Развитие
банковского сектора в 2011 году будет
проходить в условиях дальнейшего
качественного улучшения структуры
финансового сектора, связанного с
изменением системы финансирования
проектов, включенных в государственные
программы. При формировании условий
деятельности банков, прежде всего
контролируемых государством, возрастет
роль рыночных механизмов, что потребует
совершенствования соответствующих
систем и методов управления в
этих банках.
Предпринимаемые
шаги положительным образом скажутся
на устойчивости банковского сектора,
а также позволят повысить эффективность
регулирования деятельности банков.
Ожидается,
что в условиях достижения высоких
темпов экономического роста и поддержания
макроэкономической стабильности в
течение 2011 года важнейшие показатели
финансовой устойчивости банковского
сектора будут характеризоваться
общей позитивной динамикой.
За
2011 год прирост нормативного капитала
банковского сектора составит 15-21
процент. Доля проблемных активов в активах,
подверженных кредитному риску, не превысит
8 процентов.
Масштабы
кредитных операций банковского
сектора будут определяться платежеспособным
спросом со стороны нефинансовых
организаций и домашних хозяйств.
При этом расширится доступ к кредитованию
частного сектора экономики.
Прирост
активов банков сложится на уровне
21-22 процентов, что составит 72 процента
к ВВП. Требования банков к экономике возрастут
на 24-25 процентов и достигнут 58 процентов
к ВВП.
Национальный
банк продолжит проводить мероприятия,
направленные на дальнейшую либерализацию
валютного законодательства, совершенствование
деятельности банков в сфере предотвращения
легализации доходов, полученных преступным
путем, и финансирования террористической
деятельности.
В
2011 году в целях формирования стабильного
конкурентоспособного и ликвидного
финансового рынка продолжится
работа по совершенствованию уже
существующих и созданию новых инструментов
и механизмов привлечения внешних
и внутренних инвестиций.
Развитие
национальной платежной системы
будет направлено на дальнейшее повышение
ее эффективности, надежности и безопасности.
В 2011 году решение данных задач будет
основываться на совершенствовании
нормативной правовой базы, ценовой
политики, организационной и программно-технической
инфраструктуры платежной системы,
внедрении новейших информационных
технологий и банковских услуг, развитии
системы безналичных расчетов на
основе электронных платежных инструментов
с увеличением доли безналичных
расчетов в розничном платежном
обороте, совершенствовании систем
стандартизации и сертификации, надзора
за платежной системой.
В
2011 году будет продолжена реализация
мероприятий по интеграции банковских
систем Республики Беларусь с государствами
таможенного союза, Евразийского экономического
сообщества, а также другими государствами
– участниками Содружества Независимых
Государств.
Продолжится
взаимодействие Национального банка
и банковского сектора Республики
Беларусь с Международным валютным
фондом, Всемирным банком, Европейским
банком реконструкции и развития,
Международной финансовой корпорацией,
зарубежными центральными (национальными)
банками по актуальным вопросам двустороннего
сотрудничества.
В
2011 году денежно-кредитная политика
будет содействовать сохранению
финансовой стабильности, снижению внешних
дисбалансов и формированию на этой
основе устойчивого экономического
роста.
Реализация
намеченных целей и задач монетарной
политики, адекватных развитию экономики,
обеспечит значимую поддержку проводимой
Правительством Республики Беларусь экономической
политики.
Таким
образом, банковской системе в целях
достижения параметров, установленных
Основными направлениями денежно-кредитной
политики на 2011 год, и содействие позитивным
тенденциям в экономке предстоит уделить
особое внимание следующим направлениям
работы :
- наращивание
ресурсной базы, уставного фонда и нормативного
капитала, в том числе с участием иностранного
капитала;
- активизация
работы по привлечению ресурсов на зарубежных
рынках, содействие привлечению в экономику
страны иностранных инвестиций;
- кредитная
поддержка реального сектора экономики,
прежде всего инвестиционных проектов;
- проведение
взвешенной процентной политики, обеспечивающей
повышение доступности кредитов;
- постоянный
контроль качества кредитного портфеля,
недопущение роста проблемных активов;
- безусловное
соблюдение нормативов безопасного функционирования.
Автор
данной курсовой работы считает, что
итог реализаций целей, задач и мероприятий
денежно-кредитной политики в 2011 году
будет способствовать повышению темпов
устойчивого социально-экономического
развития страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя
из вышеупомянутого материала, можно
сделать следующие выводы:
- Под денежно-кредитной
политикой государства понимается комплекс
мер направленных на поддержание стабильного
развития экономики через регулирование
кредитного обращения и денежного рынка.
- Денежно-кредитная
политика государства представляет собой
комбинацию целей и средств, с помощью
которых центральный банк страны посредством
регулирования денег, спроса на деньги
и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической
политики. Денежно-кредитной политики
должна помочь экономике страны достигнуть
объема производства, который характеризуется
полной занятостью, отсутствием инфляции
и ростом.
- Конечной
целью денежно-кредитной политики является
: высокий уровень занятости, экономический
рост, стабильность цен, стабильность
процентных ставок, стабильность финансовых
рынков и стабильность валютного рынка.
- Инструменты
денежно-кредитной политики ( они же методы
воздействия центрального банка на объем
и структуру денежного предложения) позволяют
изменять денежную базу путем управления
объемами рефинансирования регулирования
резервных требований. Объем операций
на открытом рынке определяется объемом
динамических операций, направленных
на изменение денежной базы, и объемом
защитных операций, проводимых для компенсации
влияния других факторов, воздействующих
на денежную базу. Операции на открытом
рынке – главный инструмент денежно- кредитной
политики, поскольку они гибки, легко обратимы
и могут осуществляться быстро. Объем
рефинансирования определяется учетной
ставкой и политикой дисконтного окна.
Дисконтная политика позволяет центральному
банку исполнять роль кредитора последней
инстанции, однако с помощью дисконтной
политики осуществлять контроль над предложением
денег сложнее, поскольку она приводит
к непредвиденным колебаниям объемов
рефинансирования и, следовательно, предложения
денег. Манипулирование нормой обязательных
резервов является слишком мощным инструментом,
чтобы использовать его в целях контроля
за предложением денег, поэтому он применяется
очень редко.
- Говоря о
каждом методе денежно-кредитной политики
в отдельности, обращая внимание на его
преимущества перед другими и подчеркивая
недостатки, необходимо все же помнить,
что только одновременное использование
всех перечисленных инструментов может
привести к выработке правильной и грамотной
денежно-кредитной политики.
До
конца года банковской системе в целях
достижения параметров, установленных
Основными направлениями денежно-кредитной
политики на 2010 год, и содействие позитивным
тенденциям в экономке предстоит уделить
особое внимание следующим направлениям
работы :
- наращивание
ресурсной базы, уставного фонда и нормативного
капитала, в том числе с участием иностранного
капитала;
- активизация
работы по привлечению ресурсов на зарубежных
рынках, содействие привлечению в экономику
страны иностранных инвестиций;
- кредитная
поддержка реального сектора экономики,
прежде всего инвестиционных проектов;
- проведение
взвешенной процентной политики, обеспечивающей
повышение доступности кредитов;
- постоянный
контроль качества кредитного портфеля,
недопущение роста проблемных активов;
- безусловное
соблюдение нормативов безопасного функционирования.
Автор
данной курсовой работы считает, что
итог реализаций целей, задач и мероприятий
денежно-кредитной политики к концу
2010 года будет способствовать повышению
темпов устойчивого социально-экономического
развития страны.
От
денежно-кредитной политики, проводимой
центральным банком любого государства,
зависят как успехи или неудачи в области
макроэкономического регулирования экономики,
так и благосостояние народа. Отсюда ясно,
что денежно-кредитное регулирование
является важнейшим инструментом воздействия
на экономическую жизнь государства, а
поэтому нарушение денежно-кредитного
механизма пагубно отражается на состоянии
всей хозяйственной жизни. Например, избыточная
масса денег ведет к инфляции, снижению
покупательной способности денежной единицы,
обесценению капитала и, наоборот, нехватка
платежных средств ограничивает возможности
экономического роста, ведет к возникновению
так называемого кризиса неплатежей. Поэтому
вполне закономерно, что в условиях современной
рыночной экономики возрастают контрольные
и регулирующие функции центральных банков.
Сложность
той ситуации, в которой находится
экономика республики, многообразие
и серьезность задач, стоящих
перед денежно-кредитной и в
целом социально-экономической политикой,
требуют комплексности, и системности
при определении конкретных мер экономической
политики, придания им стратегической
направленности.
Направления
дальнейшего развития денежно-кредитной
сферы имеют целью улучшение
общих экономических показателей
страны, снижение уровня инфляции, обеспечение
надежности и устойчивости банковской
системы, стабилизацию национальной валюты
и конечном итоге способствуют росту
благосостояния населения.
Продолжится
процесс взаимовыгодного сближения
денежных систем и банковских секторов
Республики Беларусь и других стран
СНГ, прежде всего Российской Федерации,
в рамках союзного государства и
других интеграционных образований, а
также расширения и углубления взаимодействия
с международными финансовыми организациями.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Алымов, Ю.
М. Банковская система Республики Беларусь:
работа по преодолению влияния мирового
финансово-экономического кризиса и задачи
на посткризисный период / Ю. М. Алымов
// Проблемы управления. − 2010. − №2. − С.
30-37.
- Алымов, Ю.
Эффективность монетарной политики как
условие устойчивого экономического роста
/ Ю. Алымов // Банкаўскі веснік. – 2010. –
№16. – С. 5-9.
- Андрюшин,
С. Денежно-кредитная политика центральных
банков в условиях глобального финансового
кризиса / С. Анлрюшин, В. Кузнецова // Вопросы
экономики. – 2010. − №6. – С. 69-87.
- Базылев,
Н. И. Макроэкономика / Н. И. Базылев. – Мн.
: Соврем. шк., 2007. – 288 с.
- Банковский
кодекс Республики Беларусь : принят Палатой
представителей Нац. собр. Респ. Беларусь
14 июня 2006 г. : одобрен Советом Респ. Нац.
собр. Респ. Беларусь 30 июня 2006 г. : по состоянию
на 17 июля 2006 г. – Минск : Амалфея, 2006. –
99 с.
- Бомол, У.
Дж. Экономикс. Принципы и политика : учеб.
для вузов : пер. с англ. / У. Дж. Бомол, А.
С. Блайндер ; под ред. А. Г. Грязновой. –
М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 927 с.
- Бриштелев
А. Целевые ориентиры монетарной политики
в Республике Беларусь/ А. Бриштелев
// Банкаўскі веснік. – 2005. – №1. – С. 26-31.
- Бурлачков,
В. Современный финансовый кризис и будущая
антикризисная инфраструктура / В. Бурлачков
// Банкаўскі веснік. – 2010. – №13. – С. 15-17.
- Головин,
М. Теоретические подходы к проведению
денежно-кредитной политики в условиях
финансовой глобализации / М. Головин //
Вопросы экономики. – 2009. – №4. – С. 42-58.
- Каллаур,
П. В. Развитие банковской системы Республики
Беларусь в условиях восстановления
экономического роста / П. В. Каллаур //
Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага
універсітэта. – 2010. – №4. – С. 5-11.
- Криштапович,
М. Бюджет – 2010 как результат возможного
/ М. Криштапович, А. Хотько // Финансы, учет,
аудит. – 2010. – №4. – С. 16-18.
- Кузнецова,
Е. И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие
для вузов / Е. И. Кузнецова; [и др.] под ред.
Н. Д. Эриашвили. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. –
527 с.
- Лузгин, Н.
В. Итоги выполнения Основных направлений
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь за І квартал 2010 г. и задачи банковской
системы: доклад заместителя Председателя
Правления Национального банка Республики
Беларусь Н. В. Лузгина на расширенном
заседании Правления / Н. В. Лузгин // Банкаўскі
веснік. – 2010. – №13. – С. 5-8.
- Макроэкономика
: учеб. пособие для студентов заочной
и дистанционной форм обучения учреждений,
обеспечивающих получение высшего образования
по экономическим специальностям / Т. С.
Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой.
– Минск : ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
- Маркусенко,
М. Денежно-кредитная система Беларуси
и ее регулирование / М. Маркусенко // Финансовый
директор. – 2009. –№9. –С. 20-24.
- Прокопович,
П. П. Итоги выполнения Основных направлений
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь за 2009 год и задачи банковской
системы по их реализации в 2010 году: доклад
Председателя Правления Национального
банка Республики Беларусь П. П. Прокоповича
на расширенном заседании Правления /
П. П. Прокопович // Банкаўскі веснік. –
2010. – №4. – С. 5-10.
- О социально-экономическом
развитии Республики Беларусь (Государственная
программа инновационного развития Республики
Беларусь на 2007 – 2010 годы) : Указ Президента
Респ. Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 // Консультант
Плюс : Беларусь.
- Об утверждении
Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2011 год
: Указ Президента Респ. Беларусь от 19 ноября
2010 г. №597 // Консультант Плюс : Беларусь.
- Основные
направления денежно-кредитной политики
Республики Беларусь на 2010 год : утв. Указом
Президента Респ. Беларусь от 7 декабря
2010 г. №591 // Консультант Плюс : Беларусь.
- Основные
направления социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2015
годы : утв. Постановлением Совета Министров
Респ. Беларусь от 4 ноября 2006 г. №1475 // Консультант
Плюс : Беларусь.
- Румянцева,
О. И. Возрастание роли денежно-кредитной
политики в условиях преодоления последствий
мирового финансово-экономического кризиса
/ О. И. Румянцева // Веснік Беларускага
дзяржаўнага эканамічнага універсітэта.
– 2010. – №4. – С. 80-86.
- Тенденции
в денежно-кредитной сфере Республики
Беларусь в январе-июне 2010 г. / отдел монетарного
анализа и прогнозирования Главного управления
монетарной политики и экономического
анализа национального банка Республики
Беларусь // Банкаўскі веснік (инф. вып.).
– 2010. – №21. – С. 3-11.
- Тихонов,
А. Денежно-кредитная система Республики
Беларусь : ретроспективный анализ / А.
Тихонов // Банкаўскі веснік. – 2009. – №
13. – С. 26-32.
- Удовенко,
И. М. Социально-экономическое развитие
Республики Беларусь в І квартале 2010 года
/ И. М. Удовенко; Научно-исследовательский
экономический институт Республики Беларусь
// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства
экономики Республики Беларусь. – 2010.
– №5. – С. 4-44.
- Хотько, А.
В. Бюджет Республики Беларусь на 2010 год
как оптимальный вариант возможного /
А. В. Хотько // Планово-экономический отдел.
– 2010. – № 3. – С. 15-20.