Денежно-кредитная политика Республики Беларусь, её развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель курсовой работы заключается в иследовании теоретических и практических аспкстов денежно-кредитной политики, а также в разработке направлений её развития в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………...7
2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………12
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………...................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………..35

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 4.docx

— 89.69 Кб (Скачать)

    Правовой  основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь [19], ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

    Национальный  банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября  текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

    Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя :

  • краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;
  • важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;
  • основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;
  • оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;
  • мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

     Основные  направления взаимоувязываются  с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

     Процесс формулирования целей денежно-кредитной  политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются  конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

     На  втором этапе устанавливаются промежуточные  цели денежно-кредитной политики в  форме конкретных количественных денежно-кредитных  показателей. К числу важнейших  денежно-кредитных показателей в  Республике Беларусь, как отмечает А. Бриштелев, «относятся : чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка» [7, с.28].

     На  третьем этапе устанавливаются  операционные цели денежно-кредитной  политики. Определяется круг денежно-кредитных  показателей, которые подвержены влиянию  центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным  банком, резервы центрального банка  и др).

     На  четвертом этапе производится отбор  инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта Национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.

     Согласно  Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2015 годы, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475, стратегической целью денежно-кредитной политики в 2006 – 2015 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений [20].

    В рамках общей государственной экономической  политики конечной целью денежно-кредитной  политики будет являться обеспечение  с помощью монетарных инструментов совместно с мерами экономической  политики снижения и поддержания  стабильно низких темпов инфляции. При этом уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, к концу 2010 года должен составить не более 5 процентов, в 2015 году – не более 3 процентов.

     В качестве стратегических задач денежно-кредитной  политики можно выделить :

  • поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;
  • достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;
  • сохранение доверия населения к национальной банковской системе;
  • поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
  • обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.

     Следует признать, что воздействие монетарных рычагов на состояние национальной экономики обнаруживается лишь по истечении  определенного периода времени. Поэтому ошибки, допущенные в регулировании  денежно-кредитной сферы, всегда имеют  необратимый характер.

       Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования.

     В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

     В периоды спада производства для  стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

     Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле –  денежная политика) является составной  частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранной.

     Центральный банк выбирает тот или иной тип  денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

     Таким образом, изучив теоретические аспекты  денежно-кредитной политики, автор согласился с мнением большинства экономистов, что денежно-кредитная политика государства представляет собой комбинацию целей и средств, с помощью которых Центральный банк страны посредством регулирования денег, спроса на деньги и кредита стремится достигнуть целей общеэкономической политики. Денежно-кредитная политика должна помочь экономике страны достигнуть объема производства, который характеризуется полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. Конечной целью денежно-кредитной политики является : высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентных ставок, стабильность финансовых рынков и стабильность валютного рынка. 
 
 
 

2 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 
 

     Выбор методов денежно-кредитного регулирования  зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Правильный выбор инструментов денежно-кредитной политики определяет ее эффективность.

     Под инструментами денежно-кредитной  политики подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов.

     Выбор инструментов денежно-кредитной политики довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.

     В качестве основных инструментов денежно-кредитной политики выделяют : операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Операции  на открытом рынке.

      Операции  на открытом рынке широко применяются  в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством этих операций предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (соответственно при продаже ценных бумаг).

        В этих операциях участвуют  несколько субъектов рыночной  экономики. Во-первых, государство, действуя через Центральный банк, находящийся у него в подчинении; во-вторых, коммерческие банки и население. В зависимости от экономической конъюнктуры – положения, сложившегося на текущий момент в экономике – каждый из указанных субъектов может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Важно отметить, что инициатором этих операций всегда является государство. Коммерческие банки и население, в свою очередь, становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономической выгоды.

      Операции  на открытом рынке с ценными бумагами правительства имеют долгую историю, относятся к старейшему методу денежно-кредитного регулирования. Такие операции гибки  и точны, их можно совершать в  любой момент. Они легко обратимы. За счет дозировки объема операций можно осуществлять достаточно точную корректировку состояния национальной банковской системы. Такие операции имеют высокую оперативность. Используя их, можно рассчитывать на быстрое достижение необходимого результата.

   Операции  на открытом финансовом рынке — это операции Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее обратной сделки.

     Скупая  ранее выпущенные ценные бумаги правительства, центральный банк изменяет структуру активов коммерческих банков: ценные бумаги вытесняются полноценными деньгами. На корсчетах коммерческих банков возрастают денежные остатки (избыточные резервы), улучшается состояние национальной платежной системы. Но самое главное изменение состоит в том, что у коммерческих банков увеличивается потенциал для кредитования реального сектора экономики. Срабатывание в дальнейшем кредитного мультипликатора приводит к тому, что незамедлительно возрастает значение денежного агрегата М2, т. е. увеличивается объем денежного предложения. При продаже Центральным банком своего резерва ценных бумаг имеет место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков сокращаются. Изъятые из обращения деньги блокируются в центральном банке. Денежное предложение сокращается. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь, её развитие