Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель курсовой работы заключается в иследовании теоретических и практических аспкстов денежно-кредитной политики, а также в разработке направлений её развития в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………...7
2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………12
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………...................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………..35
По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная (сделка REPO) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Тем не менее, эффективность операций центрального банка на открытом рынке значительно снижается, если коммерческие банки в структуре своих активов имеют незначительный пакет ценных бумаг или не проявляют особого интереса к подобным операциям (низкая доходность, недоверие правительству и т. д.).
Изменение учетной ставки
Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя
переучитываются по ставке редисконтирования.
Эту ставку называют также официальной
дисконтной ставкой. Устанавливая ее,
Цен
тральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку Центрального банка, как правило, на 0,5‒2%.
В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Динамика средней ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь представлена в следующей таблице 2.1.
Таблица 2.1 ‒ Динамика средней объявленной средней ставки
рефинансирования
Национального банка
Республикик Беларусь
( в процентах)
Период | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Январь | 131,6 | 80 | 57,9 | 38 | 28 | 17 | 11 | 10 | 10 | 13,55 | 13,5 | |
Февраль | 157,8 | 78,6 | 66 | 38 | 27,6 | 17 | 11 | 11 | 10 | 14 | 13,29 | |
Март | 158,7 | 73,2 | 62,7 | 37,6 | 26 | 16,3 | 11 | 11 | 10 | 14 | 13 | |
Январь-март | 149,2 | 77,2 | 62,1 | 37,9 | 27,2 | 16,8 | 11 | 10,7 | 10 | 13,84 | 13,26 | |
Апрель | 122,7 | 69,3 | 57,3 | 36,3 | 24,1 | 15,2 | 11 | 11 | 10 | 14 | 12,8 | |
Май | 106,8 | 66,6 | 53,2 | 34,6 | 22,5 | 14,1 | 11 | 11 | 10 | 14 | 12,18 | |
Июнь | 97 | 58,7 | 48,1 | 33,7 | 21,1 | 13 | 10,5 | 11 | 10 | 14 | 12 | |
Апрель-июнь | 108,8 | 64,9 | 52,9 | 34,9 | 22,5 | 14,1 | 10,8 | 11 | 10 | 14 | 12,32 | |
Январь-июнь | 129 | 71 | 57,5 | 36,4 | 24,9 | 15,4 | 10,9 | 10,8 | 10 | 13,92 | 12,8 | |
Июль | 90 | 51,3 | 45,2 | 32 | 19,6 | 12,6 | 10,5 | 10,75 | 10,25 | 14 | 11,71 | |
Август | 90 | 50 | 43,2 | 30,5 | 18,7 | 12 | 10,5 | 10,5 | 10,4 | 14 | 11,27 | |
Сентябрь | 87,2 | 49,3 | 41,2 | 29,7 | 17,6 | 12 | 10,5 | 10,25 | 10,5 | 14 | 10,73 | |
Июль-сентябрь | 89,1 | 50,2 | 43,2 | 30,8 | 18,7 | 12,2 | 10,5 | 10,5 | 10,4 | 14 | 12,24 | |
Январь-сентябрь | 115,6 | 64 | 52,7 | 34,5 | 22,8 | 14,3 | 10,8 | 10,72 | 10,1 | 13,95 | 12,27 | |
Октябрь | 85 | 48 | 39,6 | 28,7 | 17 | 12 | 10,5 | 10 | 10,64 | 14 | 10,5 | |
Ноябрь | 85 | 48 | 38,7 | 28 | 17 | 11,8 | 10,5 | 10 | 10,91 | 14 | ||
Декабрь | 80 | 48 | 38 | 28 | 17 | 11 | 10 | 10 | 11,48 | 13,5 | ||
Октябрь-декабрь | 83,3 | 48 | 38,8 | 28,2 | 17 | 11,6 | 10,3 | 10 | 11,01 | 13,83 | ||
Окончание таблицы 2.1 | ||||||||||||
Январь-декабрь | 107,5 | 60 | 49,2 | 32,9 | 21,3 | 13,6 | 10,7 | 10,5 | 10,35 | 13,92 |
Источник ‒ собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения экономической переодической литературы.
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу ( таблица 2.2).
Таблица 2.2 ‒ Динамика средних полных процентных ставок по кредитам в национальной валюте в разрезе секторов экономики Республикик Беларусь (в процентах)
Декабрь 2009 г. | Сентябрь 2010 г. | |
Кредиты небанковским финансовым организациям | 11,5 | 6,8 |
Кредиты банкам | 17,1 | 10,4 |
Кредиты коммерческим организациям | 10,6 | 7,7 |
Кредиты индивидуальным предпринимателям | 21,0 | 17,9 |
Кредиты физическим лицам | 10,5 | 9,9 |
Кредиты некоммерчиским организациям | 16,9 | 12,2 |
Источник ‒ собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения экономической переодической литературы.
Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Коммерческие банки всегда рассматривают Центральный банк страны в качестве «кредитора в последней инстанции». Безусловно, решение о том, чтобы обращаться или не обращаться в Центральный банк за кредитом, принимает сам коммерческий банк. Но со своей стороны Центральный банк
страны волен определять экономические и прочие условия для доступа коммерческих банков к таким централизованным кредитам.
На
первом месте среди таких
Таким образом, прирост объема кредитования со стороны Центрального банка в ходе кредитования коммерческих банков увеличивает предложение денег, сокращение, наоборот, ведет к уменьшению объемов денежной массы.
Изменение учетной ставки является важным инструментом денежно-кредитной политики. Но, изменив ее, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. То есть при всей своей значимости регулирование через учетную ставку носит «пассивный» характер и воздействует на определение денежно-кредитной политики страны слабее, чем, например, операции на открытом рынке или изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от:
Но
вместе с тем нельзя не отметить
и возможность получения
Изменение норм обязательных резервов.
Обязательные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.
Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они, как ликвидные резервы, служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.
Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять кредитные операции, если их обязательные резервы в Центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
При
использовании данного
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора – два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода денежно-кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь, её развитие