Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:31, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является исследование роли и места Центрального банка в развитии кредитной системы.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе раскрывается сущность, история формирования и роль Центрального банка РФ в кредитной системе.
Вторая глава посвящена характеристике функций Центрального банка РФ.
Третья глава исследует основные проблемы функционирования ЦБ РФ на современном этапе и пути их решения.
Введение 3
1. Сущность, история формирования и роль Центрального банка
в кредитной системе 5
1.1 Сущность, причины организации, место и роль Центрального банка
в кредитной системе 5
1.2 История развития ЦБ РФ 12
2. Характеристика функций ЦБ РФ 25
2.1 Эмиссионный центр страны 25
2.2 Банк банков, банк правительства 28
2.3 Орган надзора за банками и банковскими кредитными организациями 30
2.4 Банк России- проводник денежно- кредитной политики 38
3. Проблемы функционирования ЦБ РФ на современном этапе и пути их
решения 45
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее- приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, более 1 % акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 20 % - представительного согласия Банка России.
Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии Банка России на приобретение более 20 % акций (долей) кредитной организации сообщает заявителю в письменной форме о своем решении- согласии или отказе. Отказ должен быть мотивированным. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течении указанного срока, указанная сделка (сделки) считается разрешенной.
Уведомление о приобретении более 1 % акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента данного приобретения. Порядок получения предварительного согласия Банка России на приобретение более 20 % акций (долей) кредитной организации, порядок уведомления Банка России о приобретении более 1 % акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Банк Росси в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20% акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 % акций (долей) кредитной организации.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 % акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
С 1 июля 2002 года статьей 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25 % размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.
Максимальный
размер крупных кредитных рисков
устанавливается как выраженное
в процентах отношение
Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций (банковской группы).
Нормативы
ликвидности кредитной
отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
отношение ее ликвидных активов (наличие денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.
Нормативы достаточности собственных средств (капитала) определяют как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.
Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковской группы) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.
Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными законами.
Нормативы
использования собственных
Размер
норматива использования
Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группы) своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
Указанный норматив не может превышать 50 %.
Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранений выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.
В
случае нарушения кредитной
В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее актов;
замены
руководителей кредитной
осуществления
реорганизации кредитной
(п. 8 введен Федеральным Законом от 29.07.2004 года № 97-ФЗ)
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России3.
В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения Арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.
2.4 Банк России- проводник
денежно- кредитной
политики
Составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижения стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса, является Центральный банк- основной проводник денежно- кредитного регулирования экономики. Понятие «регулирование» означает использование объектов или осуществление любых других долговременных мероприятий по изменению, варьированию или иному управлению динамики денежного оборота.
Совокупность мероприятий Центрального банка в области денежного обращения и кредита, направляемых на увеличение темпов экономического роста, снижение уровня безработицы и инфляции будем называть- денежно- кредитной политикой ( в широком смысле). В узком значении такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменения ставки Центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается «политика купли-продажи Центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке».4
Информация о работе Центральный банк России: история развития и современное состояние