Центральный банк России: история развития и современное состояние

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является исследование роли и места Центрального банка в развитии кредитной системы.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе раскрывается сущность, история формирования и роль Центрального банка РФ в кредитной системе.

Вторая глава посвящена характеристике функций Центрального банка РФ.

Третья глава исследует основные проблемы функционирования ЦБ РФ на современном этапе и пути их решения.

Содержание

Введение 3

1. Сущность, история формирования и роль Центрального банка

в кредитной системе 5

1.1 Сущность, причины организации, место и роль Центрального банка

в кредитной системе 5

1.2 История развития ЦБ РФ 12

2. Характеристика функций ЦБ РФ 25

2.1 Эмиссионный центр страны 25

2.2 Банк банков, банк правительства 28

2.3 Орган надзора за банками и банковскими кредитными организациями 30

2.4 Банк России- проводник денежно- кредитной политики 38

3. Проблемы функционирования ЦБ РФ на современном этапе и пути их

решения 45

Заключение 50

Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

ЦБ РФ.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

   В августе 1928 года на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения госбюджета, что позволило сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.

   В июне 1929 года был принят первый Устав  Госбанка,  согласно которому банк являлся  органом регулирования денежного  обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

   В конце 20-х – начале 30-х гг. в  СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового  регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930- 1932 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно- денежных ресурсов.

   В январе 1930 года в связи с ликвидацией  взаимного коммерческого кредита  все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции Спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

   В марте 1931 года были определены функции  Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового  центра хозяйства.

   В июне 1931 года было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный кредит госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

   В мае 1932 года были окончательно разграничены функции между Госбанком и  банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком).

   В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила свой коммерческий характер. Сформировались основные функции Госбанка советского типа – плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими изменениями 55 лет.

   В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось в внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

     В феврале 1930 года в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж, при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

   В 1933 году Госбанк начал осуществлять инкассацию наличных денег.

   Во  время Великой Отечественной  войны 1941- 1945 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию  наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 году была проведена денежная реформа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 года). В марте 1950 года было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.

   В декабре 1949 года был принят второй Устав  Госбанка.

   В апреле 1959 года, в связи с реорганизацией кредитной системы, Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. С 1960 года Госбанк  начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.

   В мае 1961 года была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменяны на старые в соотношении 1:10. одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

   В октябре 1960 года был принят третий Устав  Госбанка, а с 1963 года в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы.

   В 1965-1969 гг., в ходе проведения хозяйственной  реформы, в деятельности Госбанка произошли  изменения, связанные с кредитованием  и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

   В июле 1987 года в связи с реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые Спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

   В сентябре 1989 года, в связи с переходом  спецбанков на полный хозрасчет и  самофинансирование, на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

   В январе 1990 года Госбанку был предан Сберегательный банк СССР.

   13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР.

   2 декабря 1990 года Верховным Советом  РСФСР был принят Закон о  Центральном банке РСФСР (Банке  России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В Законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно- кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

   В декабре 1990 года были приняты Законы «О государственном банке СССР»  и «О банках и банковской деятельности». В соответствии с ними Госбанк  СССР вместе с учреждаемыми в это  время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы.

   В июне 1991 года был утвержден Устав  Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

   В ноябре 1991 года, в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур, ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно- кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 года принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально- техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

   20 декабря 1991 года Государственный  банк СССР был упразднен и  все его активы и пассивы,  а также имущество на территории  РСФСР переданы Центральному банку РФ (Банку России).

   В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно- кассовых центров (РКЦ) Центрального банка. ЦБ РФ начал осуществлять куплю- продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. В связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный. На рубеже 1989-1990 гг. сохранялось директивное управление денежной массой. В результате наложения этих и других факторов (дефицит бюджета, экономический спад, десятилетние хозяйственные диспропорции, милитаризация экономики и др.) Россия вплотную подошла к гиперинфляции. Правительство не смогло сдерживать опасные инфляционные явления. Это доказывает и рост денежной массы в 1992 году в 16,9 раз.

   С декабря 1992 года начался процесс  передачи Банком России функций кассового  исполнения государственного бюджета  вновь созданному Федеральному Казначейству.

   Обесценение доходов, сбережений, оборотных денежных активов предприятий привели к падению как потребительского, так и инвестиционного спроса, к резкому и продолжительному сокращению совокупного дохода. Неуправляемое падение валютного курса рубля и рост цен, близкий к гиперинфляции, удалось остановить в 1995 году отчасти благодаря интервенциям Банка России на валютном рынке, опиравшимся на внешние займы, но главным образом в результате развертывания рынка государственных облигаций, оттянувшего на себя большую часть спекулятивного спроса. Летом 1995 года курс рубля даже несколько повысился, затем началось его плавное снижение, не превышавшее темпов инфляции, но даже несколько отстававшее от нее. В результате реальный курс рубля постепенно укреплялся.

   В 1992-1995 гг. в порядке поддержания  стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

   В 1995 году Банк России прекратил использование  прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и  перестал предоставлять целевые  централизованные кредиты отраслям экономики.

   Хорошо  известные успехи российских властей в деле достаточно быстрого и устойчивого снижения темпов инфляции, а также девальвация рубля в течении более чем трех лет- с начала 1995 до середины 1998 года- немало способствовали укреплению впечатления, что проводится ответственная политика. Однако это впечатление оказалось ложным, а его лживость стала очевидной намного раньше августа 1998 года. Неконтролируемый рост финансовой пирамиды ГКО и ее случившийся крах (закономерный и предсказывавшийся ведущими учеными экономистами РАН) во многом стали результатом действий Центрального банка по приобретению гособязательств, эквивалентным эмиссионному кредитованию федерального бюджета (с той лишь разницей, что получателем эмиссионного дохода стали финансовые спекулянты). Показатели динамики активов и пассивов денежных властей за период 1995-1998 гг. свидетельствуют о том, что проводимая ЦБ РФ денежно- кредитная и валютная политика отличалась высокой степенью безответственности. В то время, как активы денежных властей в иностранной валюте за период с момента введения валютного «коридора» 6 июля 1995 года до начала последней фазы финансового кризиса летом 1998 года были увеличены всего лишь на 7,5 %, основные денежные агрегаты в российской валюте возросли на 135- 151 %, а номинальная стоимость государственных ценных бумаг- почти в 12 раз.

   Именно  возникшие и с каждым месяцем  все более увеличивавшиеся «ножницы»  между валютными активами и рублевыми  пассивами сделали последовавшую  затем девальвацию рубля абсолютно  неизбежной. В этой ситуации решающим образом сказалось отсутствие необходимых механизмов обеспечения ответственности и контроля за работой ЦБ РФ со стороны федеральной представительной власти.

   После кризиса 1998 года система предложения  денег ЦБ РФ качественно изменилась: основным каналом предложения денег  в 1999 году стало эмиссионное финансирование бюджета, а с 2000- покупка иностранной валюты у экспортеров. И тот, и другой канал предложения денег расширял совокупность доходов и при условии снижения предпочтения ликвидности способствовал расширению потребительского и инвестиционного спроса.

   С целью преодоления последствий  финансового кризиса 1998 года Банк России проводит реформирование банковского  сектора. Под реформированием понимается «комплекс мер, последовательно  осуществляемых органами государственной  власти, Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого банковского сектора, функционирование которого соответствует международным представлениям о современном банковском бизнесе, направленном на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах и выступающем важным фактором экономического развития»1.

Информация о работе Центральный банк России: история развития и современное состояние