Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.
Задачи работы:
1) изучение сущности бюджета и его функций;
2) рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
3) изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
4) анализ источников финансирования бюджетного дефицита;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы бюджета……………………………………………….6
1.1 Понятие бюджета, его функции и экономическая сущность……………….6
1.2 Структура доходов и расходов бюджета……………………………………11
2 Дефицит бюджета и источники его финансирования……………………….15
2.1 Понятие бюджетного дефицита, сущность, причины возникновения……15
2.2 Источники финансирования бюджетного дефицита……………………….24
3 Проблемы управления бюджетным дефицитом на современном этапе…..30
3.1 Основные характеристики федерального закона «О федеральном
Бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ……………... 30
3.2 Перспективы решения проблемы бюджетного дефицита в РФ……………36
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 229.00 Кб (Скачать)
 

     Анализ  динамики показывает, что объемы погашения иностранных кредитов превысят объемы их привлечения.

     В соответствии с программами государственных  внешних заимствований Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (приложения 38 и 39 к закону) (далее – программа заимствований) предусмотрено привлечение средств займов МФО в объемах 266,1 млн. долларов США, 226,3 млн. долларов США и 163,5 млн. долларов США соответственно, что эквивалентно 8,1 млрд. рублей, 6,95 млрд. рублей и 5,1 млрд. рублей. Прогнозируется, таким образом, сокращение объемов привлечения средств займов МФО в 2012 и 2013 годах.

      В 2011 году дефицит федерального бюджета  будет на 16,0% (289,4 млрд. рублей) финансироваться  за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, на 16,4% за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (298,0 млрд. рублей) и на 67,6% (1 226,6 млрд. рублей) — за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из которых 65,1% (1 180,9 млрд. рублей) составляют внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета и 2,5% (1,5 млрд. долл. США) — внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета).

     В 2012 году дефицит федерального бюджета  будет финансироваться на 0,4% за счет использования средств Фонда национального благосостояния (7,5 млрд. рублей), на 15,9% - за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (276,1 млрд. рублей), на 83,7% (1 450,8 млрд. рублей) - за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе на 78,9% (1 367,9 млрд. рублей) — за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, на 4,8% (2,7 млрд. долл. США) - за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

      В 2013 году дефицит будет на 0,6% финансироваться за счет использования средств Фонда национального благосостояния (10,0 млрд. рублей), на 17,2% - за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (309,4 млрд. рублей), на 82,2% (1 476,3 млрд. рублей) - за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из них на 77,6% (1 392,8 млрд. рублей) - за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, на 4,6% (2,7 млрд. долл. США) - за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.  

     3.2 ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ  БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РФ

     Рассмотрим  проблему бюджетного дефицита. Сам процесс принятия бюджета сопряжен со многими трудностями. Суть заключается в возникновении ситуации, в которой уровень доходов, реально полученных государством, является меньшим, чем планировалось в бюджете. Данная проблема существовала всегда и на всех уровнях бюджетной системы.

     Необходимо  пересмотреть политику заимствований  для покрытия бюджетного дефицита.

     Во-первых, главными должны быть поставлены не потребности бюджета, а ограничение негативного влияния на экономический рост бремени обслуживания внутреннего госдолга.

     Во-вторых,  должны быть изменены некоторые принципы работы государства на финансовом рынке. В частности, необходимо создать финансовый резерв Минфина РФ, предназначенный для активных операций на рынке ценных бумаг с целью сглаживания ценовых колебаний и улучшения платежного графика.

     Анализ  причин бюджетного дефицита показывает, что до тех пор, пока в России не будет полномасштабной системы цивилизованных бюджетных процедур, существует опасность воспроизводства бюджетного дефицита. В этих условиях Правительство РФ предлагает следующие меры:

  • осуществлять составление проекта бюджета на очередной финансовый

год, исходя из предельных лимитов финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными;

  • увязать составление бюджета со среднесрочным бюджетным

планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации;

  • разработать цивилизованную процедуру секвестра расходов;
  • обеспечить полномасштабный переход на казначейскую систему

исполнения бюджетов всех уровней;

  • внедрить в практику распределение бюджетных средств на конкурсной

основе.

     Можно сделать вывод, что сокращение дефицита бюджета – одна из наиболее актуальных задач экономической политики в России. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Итак, из всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы. Государственный бюджет — это, прежде всего совокупность денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи сообразованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

      Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых экономических  форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.

      В процессе принятия и исполнения бюджета  большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если расходная  часть бюджета не покрывается  его доходной частью, возникает дефицит. Нельзя однозначно оценивать бюджетный дефицит как отрицательное явление. Некоторые экономисты находили в нём и положительные моменты.

Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются:

1. кредитно-денежная эмиссия; 

      2. долговое финансирование;

      3. увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.

      Стоит отметить, что законодательно за каждым уровнем бюджетной

системы закреплены свои источники покрытия дефицита бюджета.

      Существует  также проблема, связанная с прогнозированием и планированием бюджетного дефицита. И решением этой проблемы является системный подход к исследованию бюджетного дефицита и государственного долга.

      Таким образом, во всех странах мира дефицит  бюджета является ключевым вопросом дискуссий об экономической политике правительства. Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетного дефицита неопасным и не стремится как - либо изменить ситуацию.

     Огромные  расходы по обслуживанию государственного долга и финансированию бюджетного дефицита поглощают все большую  долю налоговых поступлений. Поэтому  сокращение дефицитов бюджетов и государственного долга — одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
  3. Закон Свердловской области от 8 декабря 2006 г. N 82-ОЗ «Об областном бюджете на 2007 год».
  4. Закон Свердловской области от 10 декабря 2005 г. N 106-ОЗ «Об областном бюджете на 2006 год».
  5. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. О.В. Врублёвской и М.В. Романовского. Москва: Изд-во «Юрайт», 2003.
  6. Бюджетная система Российской Федерации. Годин А.М., Максисова Н.С., Подпорина И.В. Москва: «Дашков и Ко», 2004.
  7. Бюджетная система российской Федерации. Нешитой А.С. Москва: «Дашков и Ко», 2006.
  8. Бюджетная система России. Под ред. Г.Б. Поляка. Москва: «Юнити», 2008
  9. Государственные и муниципальные финансы. Мысляева И.Н. Москва: «Инфра-М», 2003.
  10. Государственные и муниципальные финансы. Под ред. Г.Б. Поляка. Москва: Изд-во «ЮНИТИ», 2007.
  11. Общая теория финансов. Под ред. Л.А. Дробозиной. Москва: «ЮНИТИ», 1995
  12. Финансы и кредит. Под ред. М.В. Романовского. Москва: Изд-во «Юрайт», 2003.
  13. Финансы. Под ред. Ковалёва В.В. Москва: «Проспект», 2007.
  14. Финансы, денежное обращение и кредит. Под ред. Казака А.Ю. Екатеринбург: «Солярис», 2001.
  15. Финансы. Под ред. Л.А. Дробозиной. Москва: «Финансы», 1999.
  16. Современная бюджетная реформа и государственные долги: детерминизм целей и правового регулирования // Право. Политика. Экономика. 2006. №3.
  17. Межбюджетное регулирование// Финансы и кредит. 2006.№10.
  18. Бюджет как инструмент социальной справедливости// Бюджет. 2007. №7.
  19. Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования.// Теория и практика управления. 2005. №4.
  20. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург, 2009

Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования