Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.
Задачи работы:
1) изучение сущности бюджета и его функций;
2) рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
3) изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
4) анализ источников финансирования бюджетного дефицита;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы бюджета……………………………………………….6
1.1 Понятие бюджета, его функции и экономическая сущность……………….6
1.2 Структура доходов и расходов бюджета……………………………………11
2 Дефицит бюджета и источники его финансирования……………………….15
2.1 Понятие бюджетного дефицита, сущность, причины возникновения……15
2.2 Источники финансирования бюджетного дефицита……………………….24
3 Проблемы управления бюджетным дефицитом на современном этапе…..30
3.1 Основные характеристики федерального закона «О федеральном
Бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ……………... 30
3.2 Перспективы решения проблемы бюджетного дефицита в РФ……………36
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

     Итак, дефицит бюджета — это не случайное  явление, он порождается цикличными процессами в развитии экономики, целым  рядом других факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРОБЛЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

     3.1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 
«О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2011 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

2012 И  2013 годов».

     Основные  характеристики федерального бюджета  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 — 2013 годы и характеризуются следующими данными (таблица 2).

Таблица 2 - Основные характеристики федерального бюджета (млрд. рублей)

показатель законопроект
2011 2012 2013
доходы, всего 8844,6 9503,5 10379,9
% к ВВП 17,6 17,0 16,8
в том числе:      
Нефтегазовые  доходы 4090,0 4390,0 4653,2
% к ВВП 8,1 7,9 7,5
Ненефтегазовые  доходы 4754,6 5113,5 5726,7
% к ВВП 9,5 9,1 9,3
Расходы, всего 10658,6 11237,9 12175,6
% к ВВП 21,2 20,1 19,7
в том числе условно утверждаемые   419,3 798,4
% к общему объему расходов 0,0 3,7 6,6
Дефицит/ профицит -1814,0 -1734,4 -1795,7
% к ВВП -3,6 -3,1 -2,9
Ненефтегазовый  дефицит -5904,0 -6124,5 -6448,9
% к ВВП -11,7 -10,4 -10,4
 

     Дефицит федерального бюджета на 2011 год предусмотрен в размере

1 814 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, в 2013 году прогнозируется его сокращение до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП), или лишь на 18,3 млрд. рублей, по сравнению с 2011 годом.

      Согласно  приложениям № 42 и 43 к федеральному закону №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.2010 г. источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год сформированы в размере 1 814,0 млрд. рублей (3,6% ВВП), в 2012

и 2013 годах  в связи с сокращением объема дефицита федерального бюджета предусматривается сокращение размеров источников финансирования дефицита федерального бюджета до 1 734,4 млрд. рублей, или 3,1 % ВВП,

и 1795,7 млрд. рублей, или 2,9 % ВВП соответственно, что соответствует объему дефицита.

Таблица 3 - Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 — 2013 годах

(млрд. рублей)

     
показатель  2011 2012 2013 2013 к 2010, %
Дефицит -1814 -1734,4 -1795,7 73,9
% ВВП -3,6 -3,1 -2,9 53,7
Источники финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе 1814,0 1734,4 1795,7 73,9
% ВВП 3,6 3,1 2,9 53,7
источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджеты 1768,3 1651,5 1712,1 73,0
% ВВП 3,5 3,0 2,8 53,7
из  них:        
средства  Резервного фонда 284,4 0,0 0,0  
средства  ФНБ 5,0 7,5 10,0 400,0
государственные ценные бумаги (сальдо) 1340,8 1504,4 1485,3 159,0
поступления от продажи акций и иных форм участия  в капитале, находящихся в собственности  РФ 298,0 276,1 309,4 4420,0
источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджеты 45,7 82,9 83,5 99,1
% ВВП 0,1 0,1 0,1 50,0
из  них:        
государственные ценные бумаги (сальдо) 137,5 174,4 176,1 100,3

     Анализ  динамики показывает, что источники  внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся на 576,0 млрд. рублей, или на 24,6.

      В 2011 году на покрытие дефицита федерального бюджета предусматривается использовать все оставшиеся средства Резервного фонда (284,4 млрд. рублей).

      Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся на 38,6 млрд. рублей, или на 45,8 %. В плановом периоде предусматривается их увеличение практически в 2 раза.

      Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 - 2013 годах будут государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке (сальдо по государственным ценным бумагам), которые составят 73,9 %, 86,7 % и 82,7 % общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета соответственно, а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности - 16,4%, 15,9%, 17,2% соответственно, в связи с предполагаемым использованием средств Резервного фонда в полном объеме в 2011 году.

Таблица 4 - Динамика по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (млрд. рублей)

показатель  2011 Проект 2012 Проект 2013 Проект 2013 к 2010, % 2013 к 2009, %
Государственные ценные бумаги РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, в том числе: 1340,8 1504,4 1485,3 159 357,1
привлечение средств 1709,9 2023,3 2101,9 173,7 407,5
погашение -369,1 -518,9 -616,6 223,6 616,6

     Анализ  динамики показывает, что объемы привлечений  средств от размещения указанных государственных ценных бумаг увеличатся в 2013 году в 1,7 раза по сравнению с 2010 годом, в 4 раза по сравнению с 2009 годом.

      Программами государственных внутренних заимствований  Российской Федерации на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов (приложения 34 и 35 к закону) предусмотрены внутренние заимствования за счет размещения государственных ценных бумаг в размере (сальдо) 1 340,8 млрд. рублей, 1 504,4 млрд. рублей и 1 485,3 млрд. рублей соответственно.

      В 2011 - 2013 годах предусматривается значительное увеличение поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации.

Таблица 5 - Динамика поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации в 2009 — 2013 годах (млрд. рублей)

показатель 2011 2012 2013 2013 к 2010, %
поступления от продажи акций и иных форм участия  в капитале, находящихся в собственности  РФ          298,0            276,1            309,4                4 420  
 

     Анализ  приведенной динамики показывает, что  в 2012 году указанные поступления  сократятся на 21,9 млрд. рублей по сравнению  с 2011 годом, в 2013 году будут больше на 33,3 млрд. рублей, чем в 2012 году и в 44,2 раза, чем в 2010 году.

     Анализ  источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 - 2013 годы показывает следующее: 
 
 

Таблица 6 - Динамика погашения и привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте

  2011 Проект 2012 Проект 2013 Проект 2013 к 2010, %
Государственные ценные бумаги  РФ, номинальная стоимость  которых указана в иностранной  валюте (сальдо), млрд. руб.                                       

в том числе:

137,5 174,4 176,1 100
привлечение средств, млрд. руб. 213,5 214,9 217,0 98,5
погашение основной суммы задолженности, млрд. руб. -76,0 -40,5 -40,9 91,7
привлечение средств, млрд. долл. США 7,0 7,0 7,0 93,3
погашение основной суммы задолженности, млрд. долл. США -2,5 -1,3 -1,3 86,7
 

     Анализ  динамики показывает, что привлечение  средств за счет размещения государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в 2011 году предусматривается в объеме 213,5 млрд. рублей (7,0 млрд. долларов США), что меньше на 3 %, чем в 2010 году. В 2012 - 2013 годах указанные привлечения в рублевом эквиваленте будут увеличиваться, однако, относительно 2010 года сократятся на 2,4 % и 1,5% соответственно. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке.

     При этом в долларовом эквиваленте объем  привлечений прогнозируется ежегодно в размере 7 млрд. долларов США, что  меньше на 6,7%, чем в 2010 году. Уменьшение привлечений связано с перераспределением части заимствований на внутренний финансовый рынок. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке.

      Объем погашений по указанным ценным бумагам  в 2011 году увеличится в 1,7 раза и составят 76 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США). Увеличение связано в основном с погашением обязательств Российской Федерации по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа в объеме 1,0 млрд. долларов США.

      В 2012 и 2013 годах погашение государственных  ценных бумаг в рублевом эквиваленте составит 40,5 млрд. рублей и 40,9 млрд. рублей соответственно, или 1,3 млрд. долларов США ежегодно.

Таблица 7 - Динамика привлечения и погашения кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, кредиты международных финансовых организаций (далее - МФО), иных субъектов международного права (млрд. рублей)

показатель 2011 Проект 2012 Проект 2013 Проект 2013 к 2010г., %
кредиты иностранных государств, включая  целевые иностранные кредиты, МФО, иных субъектов международного права, в иностранной валюте                                        в том числе: -        45,4   -        27,05   -          24,6               48,1  
привлечение средств 8,1 6,95 5,1 59,3
погашение -53,5 -34,0 -29,7 49,7

Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования