Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.
Задачи работы:
1) изучение сущности бюджета и его функций;
2) рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
3) изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
4) анализ источников финансирования бюджетного дефицита;
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы бюджета……………………………………………….6
1.1 Понятие бюджета, его функции и экономическая сущность……………….6
1.2 Структура доходов и расходов бюджета……………………………………11
2 Дефицит бюджета и источники его финансирования……………………….15
2.1 Понятие бюджетного дефицита, сущность, причины возникновения……15
2.2 Источники финансирования бюджетного дефицита……………………….24
3 Проблемы управления бюджетным дефицитом на современном этапе…..30
3.1 Основные характеристики федерального закона «О федеральном
Бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ……………... 30
3.2 Перспективы решения проблемы бюджетного дефицита в РФ……………36
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы………………………………………………40
Итак,
дефицит бюджета — это не случайное
явление, он порождается цикличными
процессами в развитии экономики, целым
рядом других факторов.
3.1
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА
«О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2011 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2012 И 2013 годов».
Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 — 2013 годы и характеризуются следующими данными (таблица 2).
Таблица 2 - Основные характеристики федерального бюджета (млрд. рублей)
показатель | законопроект | ||
2011 | 2012 | 2013 | |
доходы, всего | 8844,6 | 9503,5 | 10379,9 |
% к ВВП | 17,6 | 17,0 | 16,8 |
в том числе: | |||
Нефтегазовые доходы | 4090,0 | 4390,0 | 4653,2 |
% к ВВП | 8,1 | 7,9 | 7,5 |
Ненефтегазовые доходы | 4754,6 | 5113,5 | 5726,7 |
% к ВВП | 9,5 | 9,1 | 9,3 |
Расходы, всего | 10658,6 | 11237,9 | 12175,6 |
% к ВВП | 21,2 | 20,1 | 19,7 |
в том числе условно утверждаемые | 419,3 | 798,4 | |
% к общему объему расходов | 0,0 | 3,7 | 6,6 |
Дефицит/ профицит | -1814,0 | -1734,4 | -1795,7 |
% к ВВП | -3,6 | -3,1 | -2,9 |
Ненефтегазовый дефицит | -5904,0 | -6124,5 | -6448,9 |
% к ВВП | -11,7 | -10,4 | -10,4 |
Дефицит федерального бюджета на 2011 год предусмотрен в размере
1 814 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, в 2013 году прогнозируется его сокращение до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП), или лишь на 18,3 млрд. рублей, по сравнению с 2011 годом.
Согласно приложениям № 42 и 43 к федеральному закону №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.2010 г. источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год сформированы в размере 1 814,0 млрд. рублей (3,6% ВВП), в 2012
и 2013 годах в связи с сокращением объема дефицита федерального бюджета предусматривается сокращение размеров источников финансирования дефицита федерального бюджета до 1 734,4 млрд. рублей, или 3,1 % ВВП,
и 1795,7 млрд. рублей, или 2,9 % ВВП соответственно, что соответствует объему дефицита.
Таблица 3 - Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 — 2013 годах
(млрд. рублей)
показатель | 2011 | 2012 | 2013 | 2013 к 2010, % |
Дефицит | -1814 | -1734,4 | -1795,7 | 73,9 |
% ВВП | -3,6 | -3,1 | -2,9 | 53,7 |
Источники финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе | 1814,0 | 1734,4 | 1795,7 | 73,9 |
% ВВП | 3,6 | 3,1 | 2,9 | 53,7 |
источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджеты | 1768,3 | 1651,5 | 1712,1 | 73,0 |
% ВВП | 3,5 | 3,0 | 2,8 | 53,7 |
из них: | ||||
средства Резервного фонда | 284,4 | 0,0 | 0,0 | |
средства ФНБ | 5,0 | 7,5 | 10,0 | 400,0 |
государственные ценные бумаги (сальдо) | 1340,8 | 1504,4 | 1485,3 | 159,0 |
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ | 298,0 | 276,1 | 309,4 | 4420,0 |
источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджеты | 45,7 | 82,9 | 83,5 | 99,1 |
% ВВП | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 50,0 |
из них: | ||||
государственные ценные бумаги (сальдо) | 137,5 | 174,4 | 176,1 | 100,3 |
Анализ динамики показывает, что источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся на 576,0 млрд. рублей, или на 24,6.
В
2011 году на покрытие дефицита федерального
бюджета предусматривается
Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся на 38,6 млрд. рублей, или на 45,8 %. В плановом периоде предусматривается их увеличение практически в 2 раза.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 - 2013 годах будут государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке (сальдо по государственным ценным бумагам), которые составят 73,9 %, 86,7 % и 82,7 % общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета соответственно, а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности - 16,4%, 15,9%, 17,2% соответственно, в связи с предполагаемым использованием средств Резервного фонда в полном объеме в 2011 году.
Таблица 4 - Динамика по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (млрд. рублей)
показатель | 2011 Проект | 2012 Проект | 2013 Проект | 2013 к 2010, % | 2013 к 2009, % |
Государственные ценные бумаги РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, в том числе: | 1340,8 | 1504,4 | 1485,3 | 159 | 357,1 |
привлечение средств | 1709,9 | 2023,3 | 2101,9 | 173,7 | 407,5 |
погашение | -369,1 | -518,9 | -616,6 | 223,6 | 616,6 |
Анализ динамики показывает, что объемы привлечений средств от размещения указанных государственных ценных бумаг увеличатся в 2013 году в 1,7 раза по сравнению с 2010 годом, в 4 раза по сравнению с 2009 годом.
Программами государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (приложения 34 и 35 к закону) предусмотрены внутренние заимствования за счет размещения государственных ценных бумаг в размере (сальдо) 1 340,8 млрд. рублей, 1 504,4 млрд. рублей и 1 485,3 млрд. рублей соответственно.
В 2011 - 2013 годах предусматривается значительное увеличение поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации.
Таблица 5 - Динамика поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации в 2009 — 2013 годах (млрд. рублей)
показатель | 2011 | 2012 | 2013 | 2013 к 2010, % |
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ | 298,0 | 276,1 | 309,4 | 4 420 |
Анализ приведенной динамики показывает, что в 2012 году указанные поступления сократятся на 21,9 млрд. рублей по сравнению с 2011 годом, в 2013 году будут больше на 33,3 млрд. рублей, чем в 2012 году и в 44,2 раза, чем в 2010 году.
Анализ
источников внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета на 2010 - 2013 годы
показывает следующее:
Таблица 6 - Динамика погашения и привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте
2011 Проект | 2012 Проект | 2013 Проект | 2013 к 2010, % | |
Государственные
ценные бумаги РФ, номинальная стоимость
которых указана в иностранной
валюте (сальдо), млрд. руб.
в том числе: |
137,5 | 174,4 | 176,1 | 100 |
привлечение средств, млрд. руб. | 213,5 | 214,9 | 217,0 | 98,5 |
погашение основной суммы задолженности, млрд. руб. | -76,0 | -40,5 | -40,9 | 91,7 |
привлечение средств, млрд. долл. США | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 93,3 |
погашение основной суммы задолженности, млрд. долл. США | -2,5 | -1,3 | -1,3 | 86,7 |
Анализ динамики показывает, что привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в 2011 году предусматривается в объеме 213,5 млрд. рублей (7,0 млрд. долларов США), что меньше на 3 %, чем в 2010 году. В 2012 - 2013 годах указанные привлечения в рублевом эквиваленте будут увеличиваться, однако, относительно 2010 года сократятся на 2,4 % и 1,5% соответственно. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке.
При этом в долларовом эквиваленте объем привлечений прогнозируется ежегодно в размере 7 млрд. долларов США, что меньше на 6,7%, чем в 2010 году. Уменьшение привлечений связано с перераспределением части заимствований на внутренний финансовый рынок. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке.
Объем погашений по указанным ценным бумагам в 2011 году увеличится в 1,7 раза и составят 76 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США). Увеличение связано в основном с погашением обязательств Российской Федерации по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа в объеме 1,0 млрд. долларов США.
В
2012 и 2013 годах погашение
Таблица 7 - Динамика привлечения и погашения кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, кредиты международных финансовых организаций (далее - МФО), иных субъектов международного права (млрд. рублей)
показатель | 2011 Проект | 2012 Проект | 2013 Проект | 2013 к 2010г., % |
кредиты
иностранных государств, включая
целевые иностранные кредиты, МФО,
иных субъектов международного права,
в иностранной валюте |
- 45,4 | - 27,05 | - 24,6 | 48,1 |
привлечение средств | 8,1 | 6,95 | 5,1 | 59,3 |
погашение | -53,5 | -34,0 | -29,7 | 49,7 |
Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования