Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.
Задачи работы:
1) изучение сущности бюджета и его функций;
2) рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
3) изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
4) анализ источников финансирования бюджетного дефицита;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы бюджета……………………………………………….6
1.1 Понятие бюджета, его функции и экономическая сущность……………….6
1.2 Структура доходов и расходов бюджета……………………………………11
2 Дефицит бюджета и источники его финансирования……………………….15
2.1 Понятие бюджетного дефицита, сущность, причины возникновения……15
2.2 Источники финансирования бюджетного дефицита……………………….24
3 Проблемы управления бюджетным дефицитом на современном этапе…..30
3.1 Основные характеристики федерального закона «О федеральном
Бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ……………... 30
3.2 Перспективы решения проблемы бюджетного дефицита в РФ……………36
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

    Используя средства бюджетного фонда на финансирование приоритетных отраслей хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счёт бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями.

    4) Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

    Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определённые денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит своё выражение в фонде денежных средств государства.

    Сущность  любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в её функциях. Можно выделить следующие функции бюджета:

    1. образование бюджетного фонда  (бюджетные доходы);

    2. использование бюджетного фонда  (бюджетные расходы);

    3. контрольная. 

    Первую  функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счёт доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства — физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта.

     Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических  условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обществе.

     Вторая  функция бюджета связана с  конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает  экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватили все отрасли и сферы хозяйства. Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объёмов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем бюджетных доходов.

     Третья  функция предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия. Первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе — присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Часть доходов более «доходных» отраслей направляется в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счёт бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы, решению других социально-значимых задач. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ.

      Стратегические  задачи государства по развитию экономики  и социальной сферы находят отражение  в приоритетах бюджетной политики. При её планировании оно должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики — основной фактор общей макроэкономической устойчивости.

     Таким образом, государственный бюджет — это, прежде всего совокупность денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с сообразованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. 

     1.2 СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ  БЮДЖЕТА 

      Важнейшей составляющей устройства бюджетной  системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик. Этот документ обеспечивает общероссийскую сопоставимость показателей бюджета и включает в себя:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

      Классификация доходов бюджета РФ — это группирование доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; она основывается на законодательных актах, определяющих источник формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в группы:

      1) налоговые доходы: федеральные (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, страховые взносы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.), региональные (налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц) налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ.

      2) неналоговые доходы: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций; доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции; возмещение ущерба.

      3) безвозмездные поступления: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

      Расходы бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение  задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают  три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.

     Функциональная  классификация расходов бюджета  РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление бюджетных  средств на выполнение основных функций  государства, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

      Бюджетная классификация позволяет выделить направление государственных приоритетов через функциональную структуру бюджета Российской Федерации, обоснованно определить объёмы их финансирования, что в итоге должно способствовать эффективному государственному управлению.

      Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям). При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации.

      Экономическая классификация расходов бюджета  РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает следующие разделы: текущие и капитальные расходы; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов. Сгруппированные по экономическому содержанию расходы бюджета позволяют увидеть расходы конечного использования обществом внутреннего валового продукта (ВВП) и национального дохода (НД): сколько страна ежегодно потребляет; какую долю направляет в фонд накопления; велики ли её траты, идущие на формирование запасов и резервов. Вместе с тем экономическая классификация позволяет видеть направления влияния государства и местного самоуправления на распределение финансовых ресурсов в стране.

     В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. Согласно принципу сбалансированности бюджета «объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита». Данное равновесие достигается не всегда. Состояние бюджета, когда его доходы превышают расходную часть, называется профицитом бюджета. Если расходы бюджета превышают его доходную часть, то такое состояние называется бюджетным дефицитом. В настоящее время дефицит характерен для федерального бюджета, дефицитными являются некоторые региональные бюджеты и бюджеты муниципальных образований.

     Итак, в процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если расходная часть бюджета не покрывается его доходной частью, возникает дефицит. Нельзя однозначно оценивать бюджетный дефицит как отрицательное явление.

 

2 ДЕФИЦИТ  БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 

     2.1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 

     По  поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции систематического (хронического) дефицита находят в нём следующие положительные моменты:

     — бюджетный дефицит не является разрушительным фактом. Для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, осуществляются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны. Исключение составляет только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, поскольку этот факт означает утечку средств за границу;

     — дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов  и населения (получателей бюджетных  средств), что способствует росту  покупательной способности, производительности труда и расширению национального продукта. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.

     Экономисты  противоположной точки зрения (или неоклассического направления) высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:

     — сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем;

    — для  покрытия дефицита будут привлекаться другие, экстраординарные

доходы: эмиссия денег и займов, кредиты  и т.д. Это приведёт к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля, росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном итоге долги будут погашаться за счёт введения новых и повышения ставок существующих налогов, что означает перекладывание долгового бремени на будущие поколения. Выход правительства на денежный рынок путём размещения государственных ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнёт процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в условиях рынка, когда существуют частные инвесторы и заёмщики свободных денежных средств у населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок означает рост конкуренции, повышение спроса на деньги, а следовательно, и ставки процента, которая является платой за использование привлечённых денег.

Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования