Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.
Задачи работы:
1) изучение сущности бюджета и его функций;
2) рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
3) изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
4) анализ источников финансирования бюджетного дефицита;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы бюджета……………………………………………….6
1.1 Понятие бюджета, его функции и экономическая сущность……………….6
1.2 Структура доходов и расходов бюджета……………………………………11
2 Дефицит бюджета и источники его финансирования……………………….15
2.1 Понятие бюджетного дефицита, сущность, причины возникновения……15
2.2 Источники финансирования бюджетного дефицита……………………….24
3 Проблемы управления бюджетным дефицитом на современном этапе…..30
3.1 Основные характеристики федерального закона «О федеральном
Бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ……………... 30
3.2 Перспективы решения проблемы бюджетного дефицита в РФ……………36
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

      Во-первых, доходные статьи данных бюджетов состоят  в основном из малособираемых налогов, что ограничивает финансовые возможности данных бюджетов. Во-вторых, множество программ и обязательств, принятых федеральными органами, направляются к выполнению на места без необходимого финансирования. Другими словами, финансирование федеральных программ возлагается на региональные и муниципальные бюджеты. Такая практика увеличивает расходы данных бюджетов и приводит почти повсеместно к дефициту этих бюджетов. Следующей причиной дефицита государственного бюджета можно назвать нестабильность национальной валюты. Слабость денежного обращения и неуверенность в национальной валюте приводит к развитию бартерных операций, соответственно, понижая объём налогов, которые собираются в денежном выражении. Естественно, это снижает уровень доходов бюджетов.

      Дефицит бюджета приводит ко многим негативным последствиям. Основным и наиболее часто встречающимся последствием бюджетного дефицита является инфляция. Причиной возникновения инфляционных процессов вследствие бюджетного дефицита является стремление государства покрыть дефицит финансов. Данное стремление чаще всего выражается в получении дохода от дополнительной эмиссии денежных средств. Эмиссия денежных средств, не обеспеченная ростом экономики, приводит к перенасыщению рынка денежными знаками и раскручивает инфляционный механизм, усиливая тем самым дефицит бюджета. Таким образом, получается замкнутый круг, и государству стоит больших усилий преодолеть инфляцию, вызванную непродуманной ликвидацией бюджетного дефицита.

      Существуют  и другие негативные последствия  дефицита государственного бюджета. Например, снижение уровня жизни, которое происходит в результате того, что при дефиците бюджета увеличивается объем средств на финансирование государственных расходов и уменьшается объем ресурсов, идущих на инвестирование экономики. Это приводит к снижению потенциальных возможностей экономики.

      Из  всего вышесказанного можно понять, что бюджетный дефицит является не всегда отрицательным явлением. При определенных условиях он не приводит к негативным последствиям. Например, в условиях кризиса экономики, когда необходимо стимулировать производство. Кроме того, небольшой уровень бюджетного дефицита также не приносит заметных негативных изменений в экономике государства. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетного дефицита неопасным и не стремится как-либо изменить ситуацию. Тем не менее, если уровень бюджетного дефицита превышает определенную норму, данным процессом начинают заниматься, стремясь понизить уровень дефицита государственных финансов.

      Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране. 

     2.2 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА 

     Существует  два основных способа финансирования дефицита бюджетных ресурсов, являющиеся не очень «хорошими» с точки зрения влияния на экономику. Первый способ — финансирование бюджетного дефицита за счет государственных займов. При данном методе финансирования бюджетного дефицита государство привлекает дополнительные финансовые ресурсы на возвратной основе. Кредит может быть как внутренним, так и внешним.

      В случае привлечения внутреннего  кредита государство собирает денежные средства населения под определенные гарантии возврата. В данном случае сбережения граждан идут не на инвестирование в экономику посредством рынка  ценных бумаг, а на финансирование бюджетного дефицита. Кроме того, в данном случае направление вложений определяется не рыночными механизмами, а приоритетами государственной политики, что в некотором роде искажает структуру отраслей, которые наиболее динамично развиваются. Это происходит потому, что вложения происходят не исходя из прибыльности того или иного направления финансовых вложений, а исходя из тех выгод, которые намерено получить государство или правительство.

      Следует отметить, что данное искажение направления  вложений не всегда является негативным. Например, рыночный механизм финансовых вложений предполагает финансирование только тех отраслей, которые приносят достаточный уровень прибыли. При подобном подходе отсутствует достаточный уровень финансирования общественно отраслей экономики, которые не приносят значительной прибыли в силу своей производственной специфики. Перераспределение средств (даже осуществляемое с помощью государственного кредита) способствует финансированию тех отраслей экономики, которые не могут быть профинансированы при помощи нормального функционирования рыночного механизма. Но в большинстве случаев внутренний кредит государства не приносит положительного эффекта. Кроме того, в случае большого дефицита государственного бюджета государственный заём у населения может быть достаточно большим, что может привести к невозможности выполнения обязательств, взятых государством в связи с использованием внутреннего займа.

      Внешний кредит вызывает сложности не только в экономике внутри страны, но и  ряд проблем международного характера. Международный кредит понижает уровень значимости государства в международной политике.

      Кроме того, внешние займы обостряют  экономические проблемы внутри государства, поскольку международный кредит предоставляется обычно не на слишком  выгодных для государства-заемщика условиях. Таким образом, можно заключить, что финансирование дефицита государственного бюджета за счёт использования государственного долга связано с рядом весьма серьёзных проблем. Используя государственные займы, государство накапливает свой государственный долг, создавая потенциальную угрозу дефицита государственного бюджета в будущем. Государственный долг осложняет процесс развития экономики и сокращает запас капитала в обществе.

      Особо следует отметить, что на сокращение дефицита бюджета определенное косвенное влияние оказывает привлечение инвестиций, и в первую очередь иностранных. Иностранные инвестиции охотно используются всеми государствами, в том числе и странами с развитой рыночной экономикой, с их помощью решаются задачи не только фискального, но и экономического характера:

  • сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование

капитальных вложений;

  • расширяется база для производства товаров и услуг;
  • появляются новые налогоплательщики;
  • улучшается состояние платежного баланса.

      Понимая выгодность привлечения в страну иностранного капитала, все страны стараются поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров, причем большая часть инвестиций направляется в индустриальные страны.

      Вторым  способом покрытия бюджетного дефицита является финансирование за счет денежной эмиссии. Другими словами осуществляется тот же заем, только источником кредитных ресурсов является Центральный банк РФ. При необходимости покрытия дефицита бюджета Центральный банк может предложить единственный источник средств — проведение эмиссии. По сути, беспричинная эмиссия денежных средств приводит к увеличению денежной массы в обороте. Данное увеличение в свою очередь является причиной снижения стоимости денежной единицы и способствует возникновению и развитию инфляционного механизма. Другими словами, государство, решая одну проблему — бюджетного дефицита, создает дополнительную — инфляцию со всеми вытекающими из этого последствиями.

      Таким образом, оба метода финансирования бюджетного дефицита не имеют положительных эффектов и порождают дополнительные сложности. Результатом может стать не только возникновение бюджетного дефицита в будущем, но и осложнение социальной ситуации в обществе и непропорциональное развитие экономики. Следовательно, финансирование бюджетного дефицита является проблемой, единое решение которой достаточно сложно. Единственно верным способом финансирования дефицита бюджета может служить увеличение доходов государства произведенное благодаря общему росту экономики и увеличению доходов «всех субъектов хозяйственной деятельности. Данная ситуация может наблюдаться только в условиях общего роста экономики и благоприятного положения экономики данного государства на международных рынках.

      В соответствии с БК РФ (ст. 93) источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в России в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94-96). [1. С.51]

      Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и  внешние. Внутренние источники имеют  следующие формы:

  • кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от

имени РФ;

  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов

других  уровней бюджетной системы РФ;

  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной

собственности;

  • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам

и резервам;

  • изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем

выпуска ценных бумаг от имени РФ;

  • кредиты правительства иностранных государств, банков и фирм,

международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные РФ.

      В соответствии со ст. 103 БК РФ государственные  внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита только федерального бюджета.

      Для финансирования дефицитов нижестоящих  бюджетов должны привлекаться исключительно  внутренние источники. Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от

имени субъекта РФ;

  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов

других уровней  бюджетной системы РФ;

  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной

собственности субъекта РФ;

  • изменение остатков средств на счетах по учёту средств бюджета субъекта

РФ 

     Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть следующие внутренние источники:

  • муниципальные займы, осуществляемые путём выпуска муниципальных

ценных  бумаг от имени муниципального образования;

  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов

других  уровней бюджетной системы РФ;

  • поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной

собственности;

  • изменение остатков средств на счетах по учету средств местного

бюджета.

     Следует отметить, что на практике в исключительных случаях с разрешения федеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов своих бюджетов.

      Мировой опыт показывает, что удельный вес  одного источника доходов бюджета  не должен превышать 30% объема бюджетов. Негативно оценивается практика, когда бюджет ставится в жесткую зависимость от одного источника дохода, так как при его незначительном недопоступлении или несвоевременном поступлении возникают осложнения в исполнении бюджетов. Это относится к бюджету каждого уровня.

Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования