Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.
Задачи работы:
1) изучение сущности бюджета и его функций;
2) рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
3) изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
4) анализ источников финансирования бюджетного дефицита;
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы бюджета……………………………………………….6
1.1 Понятие бюджета, его функции и экономическая сущность……………….6
1.2 Структура доходов и расходов бюджета……………………………………11
2 Дефицит бюджета и источники его финансирования……………………….15
2.1 Понятие бюджетного дефицита, сущность, причины возникновения……15
2.2 Источники финансирования бюджетного дефицита……………………….24
3 Проблемы управления бюджетным дефицитом на современном этапе…..30
3.1 Основные характеристики федерального закона «О федеральном
Бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ……………... 30
3.2 Перспективы решения проблемы бюджетного дефицита в РФ……………36
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы………………………………………………40
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Уральский
государственный экономический
университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
курсу: «ФИНАНСЫ»
на тему:
«БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ,
УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ»
Марушин С.М.
Екатеринбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ……………... 30
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………………40
ВВЕДЕНИЕ
Определяющую
роль в формировании экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищённым слоям населения.
Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство и, соответственно, какие потребности общества будут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бывает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия дефицита и профицита бюджета.
Что касается бюджетного дефицита, то всегда надо помнить о том, что это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово — экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
Проблема бюджетного дефицита является на сегодняшний день очень актуальной, Федеральный бюджет России является дефицитным и бюджетный дефицит характерен сегодня для нижестоящих бюджетов, т.е. бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Актуальной является сама проблема образования бюджетного дефицита, а также методы его регулирования.
Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.
Задачи работы:
1) изучение сущности бюджета и его функций;
2)
рассмотрение структуры
3) изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
4)
анализ источников
5)
рассмотрение проблем
Объектом исследования – федеральный бюджет.
Предметом исследования – бюджетный дефицит.
При написании работы были использованы учебники (в частности, учебная литература двух школ – Московской, Санкт-Петербургской и Уральской), Бюджетный кодекс РФ, а также журнальные статьи и данные сети Internet, в том числе официальный сайт министерства финансов РФ.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена теоретическим основам бюджета. В ней рассмотрены экономическая сущность бюджета, его функции, а также структура доходов и расходов бюджета.
Во
второй главе речь идёт о дефиците
бюджета и источниках его финансирования,
также рассмотрены
источники финансирования дефицитов бюджетов
разных уровней.
В третьей главе
рассмотрены проблемы управления бюджетным
дефицитом на современном этапе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ БЮДЖЕТА
1.1
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА, ЕГО ФУНКЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ
Целенаправленное
социально-экономическое
Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, - это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики. Сосредоточение в бюджете определённой доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Таблица 1 - Определение бюджета с разных точек зрения
Экономическая школа | Определение |
Московская школа | Бюджет –
это форма образования и |
Санкт-Петербургская школа | Бюджет –
система императивных денежных отношений
между государством и другими
субъектами воспроизводства по поводу
распределения части стоимости
общественного продукта в процессе
образования основного |
Уральская школа | Бюджет – система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный бюджетный фонд [13,с.63] |
Как
экономическая категория бюджет
представляет собой систему финансовых
отношений по поводу образования, планового
распределения и использования
централизованного фонда
бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся
между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:
во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;
во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющий статус федерального закона. Кроме того, государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.
Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
системы;
государственных внебюджетных фондов;
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1,с.4]. Таким образом, бюджет, являясь для государства и органов местного самоуправления средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания управленческого аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Формирование
и использование
1) Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.
Балансовый метод разработки планов является одним из основных способов установления пропорций в народном хозяйстве. Этот метод позволяет наметить необходимые соотношения между объёмом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.
2)
Формирование и использование
государственного бюджета
3)
С помощью государственного
Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования