Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:15, дипломная работа
Актуальность. Безналичные расчеты играют огромную роль в нынешней экономике любой развитой страны. В последние годы система безналичных расчетов стремится вверх большими шагами, их осуществление стало намного проще как для предприятий, так и для обычного населения.
Рис. 1.2. Движение и обработка платёжных документов при расчётах платёжными поручениями
При отсутствии средств на расчётном счёте поручения по платежам в бюджет и внебюджетные фонды плательщик может сдавать в банк предварительно срока платежа, который указан в поручении.
При предварительной оплате процесс начинается с перевода денег на счёт поставщика или получателя и заканчивается отгрузкой продукции или оказанием услуг. Последовательность движения и обработки документов при предварительной оплате показана на рис.1.3.
Операция | Покупатель | Банк покупателя | Банк поставщика | Поставщик |
1. Выписка и сдача в банк платёжного поручения |
| |||
2. Приёмка и оплата платёжного поручения | ||||
3. Перевод платежа в банк получателя | ||||
4. Зачисление денежных средств на счёт получателя | ||||
5. Уведомления получателя о поступлении денежных средств | ||||
6. Отгрузка продукции, оказание услуг и выполнение работ |
Рис. 1.3. Движение и обработка платёжных документов при расчётах платёжными поручениями (предварительная оплата)
При расчётах платёжными требованиями-поручениями расчётные документы направляются плательщику, пропуская обслуживающий банк. Плательщик при согласии оплатить платёжное требование-поручение предъявляет его в трёх экземплярах в обслуживающий банк. Первый и второй экземпляры должны быть заверены подписями служебных лиц плательщика и оттиском печати в соответствии с поданными узорами.
Последовательность документооборота при расчётах платёжными требованиями-поручениями показана на рис. 1.4.
Операция | Поставщик | Банк поставщика | Банк плательщика | Плательщик |
1. Отгрузка продукции, оказание услуг и выполнение работ |
| |||
2. Выписка и сдача платёжного требования-поручения | ||||
3. Направление плательщику требования-поручения вместе отгрузочными и другими документами, предусмотренными договором | ||||
4. Акцепт платёжного требования-поручения или отказ от акцепта | ||||
5. Предъявление акцептованного платёжного поручения в банк для оплаты | ||||
6. Списание денег со счёта плательщика | ||||
7. Перевод платежа в банк поставщика | ||||
8. Зачисление денежных средств на счёт поставщика | ||||
9. Уведомление поставщика о поступлении денежных средств |
Рис 1.4. Движение и обработка платёжных документов при расчётах платёжными требованиями – поручениями
Платёжное требование-поручение оплачивается банком в сумме, акцептованной плательщиком. Срок, на протяжении которого плательщик обязан предъявить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.
При равномерных и постоянных поставках расчёты между плательщиком и получателем могут осуществляться в порядке плановых платежей. При использовании этой формы расчёты производятся не по каждой отдельной отгрузке товаров, а путём периодического перечисления денег в срок и в размерах, заранее согласованных в договоре между плательщиком и получателем. Договор, который предусматривает расчёты плановыми платежами, в банк не предоставляется.
Расчёты аккредитивами могут использоваться при установлении такой формы расчётов договором, а также при систематической задержке платежей. При использовании этой формы расчётов плательщик предоставляет в банк, где открыт его расчётный счёт, заявление на аккредитив в 4 экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати в соответствии с поданными в банк узорами. Условия открытия аккредитива должны соответствовать условиям договора, который был заключен между поручителем аккредитива и получателем средств по аккредитиву (бенефициаром).
Аккредитив может быть отзывной и безотзывный. Отзывной аккредитив может быть изменён или анулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Для изменения или аннулирования безотзывного аккредитива нужно согласие банка-эмитента и бенефициара.
Открытие аккредитива осуществляется за счёт собственных средств поручителя или за счёт кредита банка. Не допускается частичное открытие аккредитива за счёт собственных средств и банковского кредита.
Банк-эмитент должен следить за своевременным закрытием аккредитива. Если поручитель и бенефициар обслуживаются в одном банке, аккредитив закрывается после окончания срока его действия, а при обслуживании в различных банках – после четырёх рабочих дней со дня окончания срока действия аккредитива. График движения и обработки документов при расчётах аккредитивами показаны на рис.1.5.
Операция | Приказода-тель | Банк-эмитент | Банк бенефициара | Бенефициар |
1. Выписка и предоставление в банк-эмитент заявления на аккредитив |
| |||
2. Проверка правильности оформления заявления на аккредитив и депонирование средств на балансовом счёте "Аккредитивы" | ||||
3. Уведомление приказодателя о списании средств и открытия аккредитива | ||||
4. Пересылка в банк бенефициара уведомления об открытии аккредитива | ||||
5. Выдача бенефициару уведомления об открытии аккредитива | ||||
6. Отгрузка продукции, оказание услуг и выполнение работ | ||||
7. Выписка реестра счетов для оплаты отгруженной продукции, оказанных услуг и выполненных работ | ||||
8. Сдача в банк бенефициара реестра счетов с приложенными товарно-транспортными и другими документами | ||||
9. Пересылка в банк-эмитент реестра счетов | ||||
10. Проверка реестра счетов на предмет соответствия его условиям аккредитива | ||||
11. Перевод средств в банк бенефициара | ||||
12. Зачисление на расчётный счёт бенефициара поступивших средств | ||||
13. Уведомление бенефициара о зачислении средств на его счёт |
Рис. 1.5. Движение и обработка платёжных документов при расчётах аккредитивами
Положение о безналичных расчётах Республике Беларусь предусматривает расчёты чеками с чековой книжки и расчётными чеками. Отличают денежные чеки, чеки с чековой книжки для безналичных расчётов и расчётные чеки. Денежные чеки используются для выдачи банками клиентам наличных денег. Чеки с чековых книжек предназначены для безналичных расчётов за товары на территории Республики Беларусь между юридическими лицами, а также физическими и юридическими лицами, включая с предпринимателями без образования юридического лица.
Последовательность движения и обработки платёжных документов при осуществлении расчётов чеками показана на рис.1.6.
Расчётный чек – именной расчётно-денежный документ, выписанный на специальном бланке, который содержит письменное поручение чекодателя банку о перечислении с его счёта определённой суммы на счёт получателя (чекополучателя) или о выдаче наличных денежных средств. Чекодатель расчётного чека – юридическое или физическое лицо, а также предприниматель без образования юридического лица, который осуществляет платёж за товары и услуги с помощью чека, а чекополучатель расчётного чека – юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, который является получателем платежа по чеку.
Чековая книжка складывается с вкладыша, контрольного талона и чеков. При выдаче чековой книжки ответственный исполнитель банка выполняет следующие действия:
заполняет вторую сторону вкладыша чековой книжки;
на внешней стороне каждого чека указывает реквизиты банка чекодателя, название чекодателя и номер его счёта;
на обратной стороне заявления-обязательства указывает срок действия чековой книжки и дату её выдачи;
заполняет контрольный талон чековой книжки, который предназначен для списания бланка чековой книжки.
Последовательность движения и обработки платёжных документов при осуществлении расчётов чеками показана на рис.1.6.
Операция | Чекодатель | Банк чекодателя | Банк чекополучателя | Чекополучатель |
1. Предоставление заявления на получение чековой книжки и платёжного поручения на депонирование денежных средств |
| |||
2. Депонирование денежных средств на отдельном счёте | ||||
3. Выдача чековой книжки чекодателю | ||||
4. Выписка и передача чека чекополучателю | ||||
5. Отпуск продукции, оказание услуг и выполнение работ | ||||
6. Предъявление чека и реестра-поручения в банк чекодателя | ||||
7. Пересылка чека и реестра-поручения в банк чекодателя | ||||
8. Оплата чека путём списания депонированной суммы денег с отдельного счёта | ||||
9. Уведомление чекодателя о списании депонированной суммы | ||||
10. Перевод платежа в банк чекополучателя | ||||
11. Зачисление денег на счёт чекополучателя | ||||
12. Уведомление чекополучателя о поступлении денег |
Рис. 1.6. Движение и обработка платёжных документов при расчётах чеками
Договором между банком и клиентом определяется размер дохода на депонированную сумму. Чековая книжка действительна на протяжении одного года. При наличии неиспользованных чеков и остатка средств на текущем счёте по заявлению чекодателя этот срок может быть продлён на один год. Пополнение чековой книжки осуществляется банком чекодателя аналогично порядка первоначального депонирования средств с указанием дополнительной суммы на корешке следующего неиспользованного чека и на предыдущей стороне чека подписью и числами с отметкой «Дополнительный взнос». Указанная запись заверяется подписью контролёра и печатью банка на внешней стороне чека, который остаётся в чековой книжке. При полном использовании чеков на неиспользованный остаток средств по желанию клиента может быть выдана новая чековая книжка.
Наличные деньги, эквивалентные сумме чека, чекодатель может получить в банке, который выдал расчётный чек, а также в других банках. При оплате чека другими банками, которые не входят в систему банка чекодателя, выданная сумма отражается как задолженность чекополучателя и погашается при получении платежа с банка чекодателя. После окончания срока действия расчётного чека, наличные деньги можно получить только в банке, который выдал чек, для чего подаётся заявление о возврате средств.
Пластиковые карты стали использовать в качестве платёжного инструмента со второй половины ХХ в., что позволило сократить издержки денежного обращения, ускорить проведение расчётов и создать, в конечном счёте, принципиально новую (безбумажную) технологию расчётов. В отличие от других типов расчётных документов расчёты по пластиковым картам используются, в основном, населением для получения различных банковских услуг и оплаты за товары и услуги.
Пластиковые карты могут использоваться в качестве:
платёжных средств для расчётов за товары, бензин, телефонные разговоры, проезд на транспорте, услуги проката и автосервиса, посещение кинотеатров и различных клубов, пользование автодорогами и автостоянками и т.д.;
средств идентификации для санкционированного доступа на предприятии, в учреждения, здания или отдельные помещения, авторизации доступа к информации, базам данных, шифрования передаваемой по сети информации, разграничения доступа к ресурсам ЭВМ;
носителей информации: медицинские карты, паспорта граждан, технические паспорта на автомобили и сложную бытовую технику, водительские удостоверения, читательские билеты, студенческие книжки.