Безналичные расчёты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Безналичные расчеты играют огромную роль в нынешней экономике любой развитой страны. В последние годы система безналичных расчетов стремится вверх большими шагами, их осуществление стало намного проще как для предприятий, так и для обычного населения.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 845.00 Кб (Скачать)

 

Рис. 1.2. Движение и обработка платёжных документов при расчётах платёжными поручениями

 

 

При отсутствии средств на расчётном счёте поручения по платежам в бюджет и внебюджетные фонды плательщик может сдавать в банк предварительно срока платежа, который указан в поручении.

При предварительной оплате процесс начинается с перевода денег на счёт поставщика или получателя и заканчивается отгрузкой продукции или оказанием услуг. Последовательность движения и обработки документов при предварительной оплате показана на рис.1.3.

                                                                                                     

Операция

Покупатель

Банк покупателя

Банк поставщика

Поставщик

1. Выписка и сдача в банк платёжного поручения

 

 

2. Приёмка и оплата платёжного поручения

3. Перевод платежа в банк получателя

4. Зачисление денежных средств на счёт получателя

5. Уведомления получателя о поступлении денежных средств

6. Отгрузка продукции, оказание услуг и выполнение работ

 

Рис. 1.3. Движение и обработка платёжных документов при расчётах платёжными поручениями            (предварительная оплата)

 

При расчётах платёжными требованиями-поручениями расчётные документы направляются плательщику, пропуская обслуживающий банк. Плательщик при согласии оплатить платёжное требование-поручение предъявляет его в трёх экземплярах в обслуживающий банк. Первый и второй экземпляры должны быть заверены подписями служебных лиц плательщика и оттиском печати в соответствии с поданными  узорами.

 

Последовательность документооборота при расчётах платёжными требованиями-поручениями показана на рис. 1.4.

 

Операция

Поставщик

Банк поставщика

Банк плательщика

Плательщик

1. Отгрузка продукции, оказание услуг и выполнение работ

 

 

2. Выписка и сдача платёжного требования-поручения

3. Направление плательщику требования-поручения вместе отгрузочными и другими документами, предусмотренными договором

4. Акцепт платёжного требования-поручения или отказ от акцепта

5. Предъявление акцептованного платёжного поручения в банк для оплаты

6. Списание денег со счёта плательщика

7. Перевод платежа в банк поставщика

8. Зачисление денежных средств на счёт поставщика

9. Уведомление поставщика о поступлении денежных средств

 

Рис 1.4.  Движение и обработка платёжных документов при расчётах платёжными требованиями – поручениями

 

Платёжное требование-поручение оплачивается банком в сумме, акцептованной плательщиком. Срок, на протяжении которого плательщик обязан предъявить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

При равномерных и постоянных поставках расчёты между плательщиком и получателем могут осуществляться в порядке плановых платежей. При использовании этой формы расчёты производятся не по каждой отдельной отгрузке товаров, а путём периодического перечисления денег в срок и в размерах, заранее согласованных в договоре между плательщиком и получателем. Договор, который предусматривает расчёты плановыми платежами, в банк не предоставляется.

                            Расчёты аккредитивами могут использоваться при установлении такой формы расчётов договором, а также при систематической задержке платежей. При использовании этой формы расчётов плательщик предоставляет в банк, где открыт его расчётный счёт, заявление на аккредитив в 4 экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати в соответствии с поданными в банк узорами. Условия открытия аккредитива должны соответствовать условиям договора, который был заключен между поручителем аккредитива и получателем средств по аккредитиву (бенефициаром).

              Аккредитив может быть отзывной и безотзывный. Отзывной аккредитив может быть изменён или анулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Для изменения или аннулирования безотзывного аккредитива нужно согласие банка-эмитента и бенефициара.

              Открытие аккредитива осуществляется за счёт собственных средств поручителя или за счёт кредита банка. Не допускается частичное открытие аккредитива за счёт собственных средств и банковского кредита.

              Банк-эмитент должен следить за своевременным закрытием аккредитива. Если поручитель и бенефициар обслуживаются в одном банке, аккредитив закрывается после окончания срока его действия, а при обслуживании в различных банках – после четырёх рабочих дней со дня окончания срока действия аккредитива. График движения и обработки документов при расчётах аккредитивами показаны на рис.1.5.

                                                                                   

 

              Операция

Приказода-тель

Банк-эмитент

Банк бенефициара

Бенефициар

1. Выписка и предоставление в банк-эмитент заявления на аккредитив

 

2. Проверка правильности оформления заявления на аккредитив и депонирование средств на балансовом счёте "Аккредитивы"

3. Уведомление приказодателя о списании средств и открытия аккредитива

4. Пересылка в банк бенефициара уведомления об открытии аккредитива

5. Выдача бенефициару уведомления об открытии аккредитива

6. Отгрузка продукции, оказание услуг и выполнение работ

7. Выписка реестра счетов для оплаты отгруженной продукции, оказанных услуг и выполненных работ

8. Сдача в банк бенефициара реестра счетов с приложенными товарно-транспортными и другими документами

9. Пересылка в банк-эмитент реестра счетов

10. Проверка реестра счетов на предмет соответствия его условиям аккредитива

11. Перевод средств в банк бенефициара

12. Зачисление на расчётный счёт бенефициара поступивших средств

13. Уведомление бенефициара о зачислении средств на его счёт

                           

Рис. 1.5.  Движение и обработка платёжных документов при расчётах аккредитивами

                                                       

              Положение о безналичных расчётах  Республике Беларусь предусматривает расчёты чеками с чековой книжки и расчётными чеками. Отличают денежные чеки, чеки с чековой книжки для безналичных расчётов и расчётные чеки. Денежные чеки используются для выдачи банками клиентам наличных денег. Чеки с чековых книжек предназначены для безналичных расчётов за товары на территории Республики Беларусь между юридическими лицами, а также физическими и юридическими лицами, включая с предпринимателями без образования юридического лица.

Последовательность движения и обработки платёжных документов при осуществлении расчётов чеками показана на рис.1.6.

              Расчётный чек – именной расчётно-денежный документ, выписанный на специальном бланке, который содержит письменное поручение чекодателя банку о перечислении с его счёта определённой суммы на счёт получателя (чекополучателя) или о выдаче наличных денежных средств. Чекодатель расчётного чека – юридическое или физическое лицо, а также предприниматель без образования юридического лица, который осуществляет платёж за товары и услуги с помощью чека, а чекополучатель расчётного чека – юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, который является получателем платежа по чеку.

Чековая книжка складывается с вкладыша, контрольного талона и чеков. При выдаче чековой книжки ответственный исполнитель банка выполняет следующие действия:

      заполняет вторую сторону вкладыша чековой книжки;

      на внешней стороне каждого чека указывает реквизиты банка чекодателя, название чекодателя и номер его счёта;

      на обратной стороне заявления-обязательства указывает срок действия чековой книжки и дату её выдачи;

      заполняет контрольный талон чековой книжки, который предназначен для списания бланка чековой книжки.

Последовательность движения и обработки платёжных документов при осуществлении расчётов чеками показана на рис.1.6.

 

              Операция

Чекодатель

Банк чекодателя

Банк чекополучателя

Чекополучатель

1. Предоставление заявления на получение чековой книжки и платёжного поручения на депонирование денежных средств

 

 

2. Депонирование денежных средств на отдельном счёте

3. Выдача чековой книжки чекодателю

4. Выписка и передача чека чекополучателю

5. Отпуск продукции, оказание услуг и выполнение работ

6. Предъявление чека и реестра-поручения в банк чекодателя

7. Пересылка чека и реестра-поручения в банк чекодателя

8. Оплата чека путём списания депонированной суммы денег с отдельного счёта

9. Уведомление чекодателя о списании депонированной суммы

10. Перевод платежа в банк чекополучателя

11. Зачисление денег на счёт чекополучателя

12. Уведомление чекополучателя о поступлении денег

 

Рис. 1.6. Движение и обработка платёжных документов при расчётах чеками

 

Договором между банком и клиентом определяется размер дохода на депонированную сумму. Чековая книжка действительна на протяжении одного года. При наличии неиспользованных чеков и остатка средств на текущем счёте по заявлению чекодателя этот срок может быть продлён на один год. Пополнение чековой книжки осуществляется банком чекодателя аналогично порядка первоначального депонирования средств с указанием дополнительной суммы на корешке следующего неиспользованного чека и на предыдущей стороне чека подписью и числами с отметкой «Дополнительный взнос». Указанная запись заверяется подписью контролёра и печатью банка на внешней стороне чека, который остаётся в чековой книжке. При полном использовании чеков на неиспользованный остаток средств по желанию клиента может быть выдана новая чековая книжка.

Наличные деньги, эквивалентные сумме чека, чекодатель может получить в банке, который выдал расчётный чек, а также в других банках. При оплате чека другими банками, которые не входят в систему банка чекодателя, выданная сумма отражается как задолженность чекополучателя и погашается при получении платежа с банка чекодателя. После окончания срока действия расчётного чека, наличные деньги можно получить только в банке, который выдал чек, для чего подаётся заявление о возврате средств.

              Пластиковые карты стали использовать в качестве платёжного инструмента со второй половины ХХ в., что позволило сократить издержки денежного обращения, ускорить проведение расчётов и создать, в конечном счёте, принципиально новую (безбумажную) технологию расчётов. В отличие от других типов расчётных документов расчёты по пластиковым картам используются, в основном, населением для получения различных банковских услуг и оплаты за товары и услуги.

Пластиковые карты могут использоваться в качестве:

      платёжных средств для расчётов за товары, бензин, телефонные разговоры, проезд на транспорте, услуги проката и автосервиса, посещение кинотеатров и различных клубов, пользование автодорогами и автостоянками и т.д.;

      средств идентификации для санкционированного доступа на предприятии, в учреждения, здания или отдельные помещения, авторизации доступа к информации, базам данных, шифрования передаваемой по сети информации, разграничения доступа к ресурсам ЭВМ;

      носителей информации: медицинские карты, паспорта граждан, технические паспорта на автомобили и сложную бытовую технику, водительские удостоверения, читательские билеты, студенческие книжки.

Информация о работе Безналичные расчёты