Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Современное банковское дело принадлежит одной из наиболее динамичных сфер экономики. Техническая революция, усиление конкурентной борьбы, обвальная инфляция, экономические кризисы привели к повышению рискованности банковской деятельности. На настоящем этапе развития банковской системы главная задача состоит в поиске реальных путей минимизации рисков и получения достаточной прибыли для сохранности средств вкладчиков и поддержания жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы требует использования многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком, которые объединенные понятием менеджмента

Содержание

ТЕМА 19. Банковский менеджмент
1. Понятие, сущность и принципы банковского менеджмента,
2.Финансовый менеджмент, его основные направления
3. Стратегическое и тактическое планирование, разработка политики коммерческого банка.
4. Управление активами, пассивами, ликвидностью, доходностью, рисками.
5. Управление персоналом банка.

Работа содержит 1 файл

банковское дело.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

     В процессе управления ценовыми рисками  банки применяют ряд специальных  методов, объединенных общим названием  – хеджирование. Механизм хеджирования обеспечивает компенсацию финансовых потерь, которые произошли из-за изменения рыночной цены того ли другого  инструмента по одной позиции, доходами по другой, компенсирующей позиции. Хеджирование дает возможность существенным образом  снизить или даже избежать ценовых  рисков. 

     Цель  процесса управления банковскими рисками  состоит в их ограничении или  минимизации, поскольку полностью  избегнуть рисков невозможно. Рисками  можно и нужно сознательно  управлять, руководствуясь такими правилами: 

     •  все виды рисков взаимосвязаны; 

     •  уровень риска постоянно изменяется под влиянием динамического окружения; 

     • риски, с которыми сталкиваются банки, непосредственно связаны с рисками  их клиентов; 

     • банкиры должны стараться избежать рисков даже больше, чем другие предприниматели, поскольку они работают не с собственными, а с чужими деньгами.  

     Процесс управления рисками состоит из четырех  этапов: 

     1. осознание риска, определение  причин его возникновения; 

     2. оценка величины риска; 

     3. минимизация  или ограничение  рисков  путем  применения соответствующих  методов управления; 

     4. осуществление постоянного контроля за уровнем рисков с использованием механизма обратной связи. 

     Чтобы достичь успехов в той сфере  деятельности, которая характеризуется  повышенной рисковостью, банкам необходимо создавать и развивать системы управления рисками. С их помощью руководство банка сможет обнаружить, оценить, локализовать и проконтролировать тот или другой риск. 

     Система управления рисками состоит из рассмотренных  далее элементов и подсистем: 

     •    управление активами и пассивами; 

     •    реализация кредитной политики; 

     •    установление нормативов и лимитов; 

     •    ценообразование продуктов и  услуг; 

     •   управленческий учет и финансовый анализ; 

     •    требования к отчетности и документообороту; 

     •    информационно-аналитическая служба; 

     •    распределение полномочий в процессе принятия решений; 

     •    мониторинг; 

     •    аудит; 

     •    служба безопасности. 

     Механизм  принятия решений должен не только идентифицировать риск, а и оценить, какие риски и в какой мере может принять на себя банк, а  также определить, оправдает ли ожидаемая  доходность соответствующий риск. 

     Оправданный или допустимый риск – необходимая  составная стратегии и тактики  эффективного менеджмента банка. 

     Количественное  определение уровня риска – важный этап процесса управления, который  может включать оценку реального (фактического) риска, а также установление границ допустимого риска для отдельных  банковских операций, организационных  подразделов и учреждения банка  в целом. Важно при этом оценить  и риски освоения новых рынков, банковских продуктов и направлений  деятельности. 

     Под допустимым понимают такой риск, реализация которого не угрожает жизнедеятельности банка, а случайные убытки меньшие ожидаемой прибыли и размера специальных резервов, предназначенных для возмещения возможных потерь. В таком случае риск оценивают, исходя из размера недополученной прибыли. Верхняя граница допустимого риска для банка вычисляется как сумма сформированных резервов и расчетного значения прибыли. Границы допустимого риска каждый банк устанавливает самостоятельно, руководствуясь собственными соображениями и избранной стратегией управления. 

     Риск, который является угрожающим для  банка по сравнению с допустимым, называют критический. Критический риск характеризуется такими потерями, размеры которых превышают резервы и ожидаемую прибыль. Верхняя граница критического риска определяется размерами капитала банка. В случае реализации критического риска банк не только не получит прибыли, но и может утратить собственные средства, за счет которых компенсируются финансовые потери. 

     Если  возможные последствия реализации риска достигают уровня выше критической  границы, то речь идет о катастрофическом риске. Этот риск приводит к банкротству  банка, его закрытию и распродажи активов. В широком понимании  к категории катастрофических относят  риск, который связан с прямой угрозой  для жизни людей, экологическими катастрофами и т.п. 

     Для определения допустимого и реального  рисков банки должны создавать соответствующие  системы оценивания риска. Такие  системы должны определять три компонента риска: 

     •    размер (величина) – объем возможных  потерь; 

     •    вероятность наступления угрожающего  события; 

     •    продолжительность периода влияния  риска. 

     Степень сложности системы оценки риска  может отвечать степени рисковости среды, в которой работает банк. Системы следует создавать заранее, поскольку потери из-за их отсутствия могут значительно превысить затраты на их создание и внедрение. Типичным примером такой системы является система кредитных рейтингов, с помощью которой оценивают кредитный риск заемщиков в разных областях, по видам предоставленных займов, по направлениям кредитования, типам заемщиков (юридическое или физическое лицо) и т.п. Система кредитных рейтингов помогает руководству банка установить обоснованную процентную ставку, которая включает компенсацию за принятый банком риск. 

     Следующим этапом процесса управления рисками  является сравнение реального и  допустимого уровней рисков. Если фактический риск не превышает границ допустимого, руководство банка  может ограничиться контролирующей функцией, лишь бы не допустить возрастания уровня риска. 

     В случае, если уровень реального риска превышает допустимые границы, необходимо его снизить, применив соответствующие методы управления. Выбор метода определяется, в первую очередь, видом риска, а также особенностями и возможностями конкретного банка, общим состоянием экономики, степенью развития инфраструктурных элементов банковской системы, законодательной и нормативной средой и т.п.. 

     Так, ценовые риски минимизируются с  помощью методов хеджирования, которые  базируются на проведении операций с  производными финансовыми инструментами (деривативами) на срочных финансовых рынках. 

     Необходимым условием осуществления операций хеджирования является активно действующий срочный  рынок, который создает возможности  для проведения финансовых операций в любое время и в любых  объемах. В Украине, например, срочный  рынок находится на стадии становления, поэтому применение методов хеджирования отечественными банками ограничено. 

     В процессе минимизации кредитного риска  банк может обратиться к таким  методам: анализ кредитоспособности заемщика или эмитента ценных бумаг; диверсификация; установление лимитов; требования обеспечения  кредита и т.д. Выбор метода или  группы методов управления кредитным  риском зависит от стратегии конкретного  банка, отношения руководства к  проблеме риска, уровня подготовки сотрудников, круга клиентов и особенностей того сегмента рынка, который обслуживает  банк.  

     Одной из важных составляющих системы контроля за банковскими рисками является внутренний управленческий контроль. Задача его сводятся к четкому определению и размежеванию должностных полномочий, обеспечению двойного контроля, ротации кадров, организации контроля за отдельными операциями непосредственно на рабочих местах, созданию совершенных систем передачи и сохранности информации.

5. Управление персоналом  банка

     Управление  персоналом банка является одним  из актуальных и значимых направлений  развития банковского менеджмента  и маркетинга.

     В основе концепции управления персоналом лежит исследование потенциальных  возможностей работников банка в  области знаний, мотивации к работе, умения успешно осуществлять стоящие  перед ними цели и задачи.

     Управление  персоналом характеризуется реализацией  процессов, включающих полное и своевременное  удовлетворение потребностей организации  в трудовых ресурсах на основе достижения необходимого и достаточного уровня квалификации и специализации кадров.

     В настоящее время система управления кадрами банка представляет собой  совокупность взаимосвязанных процессов, объединенных в следующие составные  и взаимодействующие элементы (этапы):

     ¨                планирование трудовых ресурсов –  разработка перспективных программ по управлению потенциальными потребностями  в персонале, что в свою очередь  включает; 

     ¨                оценку наличных трудовых ресурсов; 

     ¨                оценку будущих потребностей в персонале; 

     ¨                разработку программ по управлению будущих  потребностей в трудовом ресурсном  потенциале. 

     ¨                подбор и расстановка кадров –  профориентация и адаптация принятых сотрудников, создание резерва потенциальных  кадров по всем должностям, отбор лучших сотрудников из резерва, созданного в ходе набора, для их будущей  деятельности 

     ¨                организация воспитательной работы с персоналом – развитие у сотрудников  понимания тех требований, выполнение которых необходимо для данной организации, ориентация на трудовые результаты, имеющие  должную оценку. 

     ¨                подготовка и повышение квалификации кадров – разработка и реализация программ по обучению персонала трудовым навыкам, необходимым для эффективного выполнения работ, разработка методик  оценки трудовой деятельности и доведение  их до сотрудников, разработка обоснованных методов продвижения по службе и  подготовки руководящих кадров, разработка структуры заработной платы и  льгот для привлечения и укрепления штата сотрудников. 

     К принципам управления персоналом банка  относятся: 

     §                   принцип единства достижения стратегических целей по кадровому обеспечению  и основных подходов к их практической реализации в банке; 

     §                   принцип активного формирования кадровой политики на основе совместного  участия всех соответствующих подразделений  и сотрудников банка; 

     §                   принцип соответствия специфики  банковской деятельности в сфере  решения конкретных кадровых проблем  и реальных возможностей по формированию трудовых ресурсов как в текущих условиях, так и на перспективу. 

     §                   принцип четкости и распространенности контроля за функционирующим банковским персоналом, своевременным и качественным выполнением работ, содержанием сведений о конкретных исполнителях. 

     В состав методов управления персоналом банка входят следующие: 

Информация о работе Банковский менеджмент