Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:28, контрольная работа
Современное банковское дело принадлежит одной из наиболее динамичных сфер экономики. Техническая революция, усиление конкурентной борьбы, обвальная инфляция, экономические кризисы привели к повышению рискованности банковской деятельности. На настоящем этапе развития банковской системы главная задача состоит в поиске реальных путей минимизации рисков и получения достаточной прибыли для сохранности средств вкладчиков и поддержания жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы требует использования многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком, которые объединенные понятием менеджмента
ТЕМА 19. Банковский менеджмент
1. Понятие, сущность и принципы банковского менеджмента,
2.Финансовый менеджмент, его основные направления
3. Стратегическое и тактическое планирование, разработка политики коммерческого банка.
4. Управление активами, пассивами, ликвидностью, доходностью, рисками.
5. Управление персоналом банка.
При управлении финансовыми рисками основное внимание следует направить на выявление состава вероятных финансовых рисков, присущих оперативной, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. Оценка уровня этих рисков и их последствий сводится к формированию системы мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их внутреннему и внешнему страхованию.
Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Эти документы должны обеспечить коллективу банка общее понимание задач, стратегии и тактики их выполнения, представление о желаемых результатах деятельности.
Планирование определяет условия и границы, в которых предстоит работать коллективу. Оно позволяет координировать все стороны деятельности банка через сводные показатели посредством системы материального стимулирования труда, увязывать их выполнение с интересами коллектива. Планы позволяют определить направление поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке банковских услуг.
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития. Результатом планирования является:
- разработка перспективных планов, делающих акцент на формировании и размещении ресурсов в долгосрочной перспективе в целях достижения целей и задач, стоящих перед банком;
- текущих планов (бизнес-планов), определяющих конкретные параметры деятельности банка в краткосрочной перспективе и реализующих долгосрочные цели и задачи банка.
Комплексный финансовый план разрабатывается на основе предварительно согласованных между собой документов: финансовой модели-плана движения капитала; плана разработки и внедрения новых программ и проектов; плана банковских операций; бюджета и расчета прогнозных показателей.
Финансовое и бюджетное планирование предназначено для детализации долгосрочного или стратегического плана.
Финансовое планирование обеспечивает:
Стратегическое планирование имеет целью определение основных идей, целей и стратегии деятельности банка в условиях конкретного рынка. Это процесс разработки общей концепции, которая служит основой для принятия ключевых решений относительно допустимого риска, методов ведения конкурентной борьбы, перспектив расширения деятельности, желательного уровня прибыльности. Стратегические планы нацелены на долгосрочную перспективу и базируются на анализе существующих тенденций развития экономики, финансовых рынков, а также содержат элементы прогнозирования и описание основных принципов принятия решений. В стратегических планах отсутствуют подробности, детализация положений и точные даты выполнения. Такой план разрабатывается на высоком уровне менеджмента банка, основные положения являются обязательными при формулировании плановых задач на уровне структурных подразделов
В условиях стабильной среды стратегический план не требует постоянного обновления и корректирования. В условиях рынков, которые динамично развиваются, постоянно совершенствуются предлагаемые финансовые инструменты, обостряется конкуренция - стратегический план становится жизненно необходимым элементом обеспечения успешной деятельности банка. В современном мире тяжело найти рынки, которые развиваются автономно и не испытают влияния разнообразных факторов. Новые достижения в сфере компьютерных систем и средств связи обусловили преобразование финансовых рынков в международный рынок, отдельные сегменты которого чувствительно реагируют на любые изменения в других сферах. Итак, постоянная изменчивость является основной характеристикой финансовых рынков. Поэтому и стратегическое планирование превратилось на обязательную составную эффективного управления банком.
В планах должны найти отражение: содержание стратегических целей и задач банка; анализ банковской и общеэкономической ситуации; постановка текущих задач; формулирование стратегии банка, т.е. общих подходов к достижению соответствующих задач; механизмы распределения ресурсов; формы контроля за выполнением плановых показателей.
Одним из инструментов, при помощи которых выполняются утвержденные планы, осуществляется контроль за деятельностью сотрудников банка, являются специальные документы, утверждаемые высшим органом, определяющим политику банка в целом и по отдельным направлениям деятельности.
В
документах, фиксирующих политику банка,
должно содержаться описание организационных
структур, участвующих в реализации соответствующего
направления; распределение обязанностей
и ответственности руководителей и сотрудников
банка; процедуры принятия решений; методика
определения лимитов риска; методы документирования
и исполнения решений, описание используемых
инструментов (с приложением инструкций
по их применению); процедуры учета и отчетности.
В мировой банковской практике разработаны методы управления пассивными операциями, применение которых предусматривает:
•
наличие хорошего помещения и
квалифицированного персонала (помещение
банка должно быть чистым, уютным, удобным
и привлекать клиентов, персонал должен
быть вежливым, обходительным и эффективно
выполнять свои функции);
•
банк должен учитывать общеэкономическую
ситуацию в стране и мировую конъюнктуру
и, исходя из этого, планировать пассивные
операции;
•
при планировании пассивных операций
банк должен учитывать местонахождение
свое и филиалов, а также предусмотреть
оказание небанковских услуг (в западных
странах, например, наличие хорошей
автостоянки);
•
при развитии пассивных операций
учитывается фактор преимущества "старых"
опытных банков, которые давно
работают на рынке и привлекают средства
последовательных поколений вкладчиков
(родители — дети — их дети и т.д.);
•
при развитии и расширении пассивных
операций банк должен строить свою
политику достаточно гибко и поддерживать
свою устойчивость;
•
для расширения пассивных операций
банк может также использовать фонды
центрального банка, на внутреннем рынке
— займы от других банков и кредитно-финансовых
учреждений, займы на мировом рынке
ссудного капитала (в основном на рынке
евровалют);
•
для расширения пассивных операций
банк должен постоянно развивать
маркетинг, вводя на рынок новые
банковские продукты и услуги, а
также эффективно использовать рекламу
в средствах массовой информации.
В
связи с понятием управления пассивами
банка существуют понятия депозитной
экспансии и сокращения вкладов.
Обычно объем вкладов в системе
коммерческих банков зависит преимущественно
от суммы кредитов, предоставленных
банками в виде ссуд и инвестиций.
Если
бы банки не занимались ссудными и
инвестиционными операциями, то объем
их депозитов был бы равноценен сумме
наличных денег, внесенных вкладчиками.
В этих условиях банки были бы абсолютно
ликвидными, а их доходы складывались
бы исключительно из комиссионных вознаграждений,
взимаемых за различные услуги клиентам.
Но банки не могут ограничить этим свою
деятельность, так как стремятся получить
прибыль.
Банк
может ссудить или
Одной
из важных сторон банковского менеджмента
является также управление активами
коммерческого банка. В настоящее
время мировая банковская практика
выделяет три основных метода управления
активами: общий метод распределения
средств или общий фонд средств
(pool of funds approach), распределение активов,
или конверсия средств (assets allocation or convertion
funds approach) и научный метод (scientific method).
Сущность
первого метода состоит в том,
что из средств, собираемых путем
пассивных операций, банк образует
общий фонд, который размещается
без учета срока вкладов
Банк
собирает основные денежные источники
в виде акционерного капитала, вкладов
до востребования, сберегательных вкладов,
срочных вкладов и на их базе создает
общий фонд, или пул, средств, которые
затем будут размещены в
Большинство
банков использует метод распределения
активов или конверсии средств.
Метод
распределения активов основан
на том, что размер необходимых банку
ликвидных средств зависит от
источников привлечения фондов по срокам.
С помощью этого метода делается попытка
разграничить источники средств в соответствии
с нормами обязательных резервов и скоростью
их обращения (оборачиваемости). Например,
вклады до востребования требуют более
высокой нормы обязательных резервов
по сравнению со сберегательными и срочными
вкладами. При этом скорость их оборачиваемости
также выше, чем у других видов вкладов.
Поэтому деньги по вкладам до востребования
должны помещаться в первичные и вторичные
резервы и меньше — в инвестиции, т.е. частные
ценные бумаги. Таким образом, этот метод
создает внутри самого банка несколько
"центров ликвидности — прибыльности",
используемых для размещения средств,
которые привлекаются банком из разных
источников.
Такие
центры в мировой банковской практике
обозначаются как "банки внутри банка",
поскольку размещение средств из
каждого центра осуществляется независимо
от размещения средств из других центров,
т.е. существуют как бы банк вкладов
до востребования, банк сберегательных
вкладов, банк срочных вкладов, банк
основного капитала.
Основные
преимущества данного метода заключаются
в том, что, во-первых, наблюдается
координация сроков между вкладами
и их вложениями в активы; во-вторых,
уменьшаются ликвидные активы и
увеличиваются дополнительные вложения
в ссуды и инвестиции (частные
ценные бумаги), что ведет к увеличению
нормы прибыли. Это достигается
устранением избытка ликвидных
активов, которые противостоят сберегательным
и срочным вкладам, а также
основному капиталу. Этот метод базируется
на скорости обращения различных
вкладов, т.е. осуществляется координация
между сроками вкладов и